Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Стабильно эффективное и динамично развивающееся в соответствии с правовыми процедурами взаимодействие современного общества и государства во многом связано с институционально-организационным строением системы (формы) государственного правления. Неслучайно все информационные атаки и даже прямые насильственные действия террористических организаций, недружественных государств направлены в конечном счете на её подрыв и разрушение. Эта система, прежде всего на институционально-организационном уровне, интегрирована в национальные и международные практики и находится под постоянным воздействием с их стороны.
В настоящее время также отсутствует теоретическое понимание и не только описание того, какие элементы составляют государственное правление, но и того, как среди них появляются нетипичные, как они функционируют: развивают и улучшают государственное правление, или наоборот, оказывают на него отрицательное влияние, ведут к его деградации, т. е. механизм возникновения и функционирования нетипичных элементов формы государственного правления не раскрыт ни в доктрине права, ни тем более в каких-либо законодательных источниках. Многочисленные и быстро сменяющие друг друга или накладывающиеся друг на друга социально- политико-правовые процессы приводят к вкраплению в ткань государственного правления если не совершенно новых институтов, то таких изменений, которые корректируют развитие государственности, и поэтому нуждаются в теоретическом осмыслении. [12]
Несмотря на отсутствие теоретических работ по исследуемому вопросу, участникам государственного правления – законодателям, государственным деятелям – необходимо в достаточной степени разработанное качественное теоретическое знание о нетипичных элементах, которые могут возникать в форме государственного правления, для понимания их возможных позитивных или негативных воздействий на общество и государство. Такое знание должно способствовать принятию верных политических и управленческих решений государственными деятелями.
В контексте разработки качественного теоретического знания о 4 нетипичных элементах формы государственного правления большое значение для правовой науки и практики приобретает формирование целостного понятийного аппарата исследуемого явления и дополнение понятийного аппарата теории государства и права в целом. За последние несколько лет несоответствие форм государственного правления какого-либо государства преобладающим в мире представлениям о её демократичности (или типичности, стандартности с точки зрения отдельных институтов) часто использовалось как предлог для утверждения нехарактерных для них государственных институтов и моделей, в том числе и не самыми мирными способами. Такого рода принудительный экспорт демократии с недавних пор стал одной из серьёзных проблем в сфере международных отношений.
Изучение теоретических вопросов форм государственного правления было начато ещё в работах древнегреческих и древнеримских мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон – и было продолжено исследователями Средневековья и Нового времени: Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и многих других. Вопросы организации власти затрагиваются в произведениях Дж. Ст. Милля, А. де Токвиля, А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера.
Среди учёных рубежа XIX–XX вв. различные вопросы, связанные с формой государственного правления, рассматривали В. М. Грибовский, Г. Д. Гурвич, И. А. Джавахов, Н. А. Захаров, Е. Н. Ефимов, и др.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать классификацию форм правления: основные подходы.
Задачи исследования:
1) изучить государственное управление, его сущность и принципы;
2) рассмотреть формы, методы и система государственного устройства и правления;
3) проанализировать нетипичные формы правления.
Предмет исследования – формы правления.
Объект – государственное управление.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Государство как институт власти и управления
1.1 Государственное управление. Его сущность и принципы
Отечественной наукой традиционно используется такая терминологическая конструкция как «форма государственного правления», но при этом не исследуется её содержание, несмотря на то, что они всегда связаны. Использование термина «система государственного правления» или «государственное правление» было бы более правильным для отражения всего многообразия, как внешней стороны исследуемого объекта, так и его содержания. Чтобы не нарушать традицию, термины «государственное правление», «государственное управление», «система государственного правления» и «форма государственного правления» используются в как синонимы. [24]
Как разновидность социального управления государственное управление обеспечивает организацию совместной деятельности всякого множества людей (производственной, творческой) и осуществляет управление этой совместной деятельностью через соответствующие органы государственного аппарата и государственных служащих по выполнению определенных функций:
- сбору и обработке информации;
- планированию и научному прогнозированию;
- формированию государственных органов и организации их деятельности; контролю и учету, включая статистику.
Принципы государственного правления: законности, открытости (публичности), ответственности (обратной связи), плюрализма, рациональной централизации, унификации (унифицированности), демократического управления, соучастия, эффективности, адаптивности, развития, оперативности, согласованности, невмешательства, регламентации и ресурсного обеспечения, адекватности, полноты и прогнозирования, этичности и гуманности, встроенности и подчиненности системы государственного правления в систему общественного правления и накопления критической массы нетипичных элементов в форме государственного правления.
Особое место среди них занимает принцип критической массы нетипичных элементов в форме государственного правления, согласно которому в связи с высокой скоростью общественных отношений в форме государственного правления могут возникать инновационные нетипичные элементы, которые заинтересованные субъекты формы государственного правления не успевают осмыслить и смоделировать. Представляется, что в результате этого могут быть пропущены потенциально неконструктивные, дестабилизирующие нетипичные элементы, которые будут оказывать разрушающее воздействие на форму государственного правления. По той же 14 причине некоторые элементы с высокой скоростью устаревают, превращаясь в элементы-анахронизмы, которые также могут начать оказывать деструктивное воздействие на форму государственного правления, замедляя развитие общества и государства. В случае накопления критической массы таких неконструктивных (деструктивных) нетипичных элементов, устойчивость формы государственного правления может пошатнуться, а её стабильное функционирование – нарушиться, приведя к ситуации, когда государственный механизм не сможет нормально работать, что повлечет за собой смену формы государственного правления или её неконтролируемое разрушение. Совокупность конкретных правоотношений внутри системы государственного правления и другими институтами общества и государства, а в целом – и с внешней средой составляет реальное содержание системы государственного правления в обществе и государстве в динамике. Цель системы государственного правления состоит в создании оптимальных условий для формирования и функционирования качественных и количественных свойств государственного правления.
Три вида признаков формы государственного правления: формальные, содержательные и функциональные. К числу формальных признаков относится то, что форма государственного правления:
1) закреплена на нормативном правовом уровне,
2) характеризуется сложной системой документооборота,
3) характеризуется самодостаточностью с точки зрения ресурсного обеспечения,
4) распространяется на территорию государства и имеет чёткие границы,
5) носит идеологический и общественно-политический характер,
6) охраняется и гарантируется государством и охраняет сама себя.
Содержательными признаками формы государственного правления являются такие признаки как:
1) целостность,
2) иерархичность,
3) поликомпонентность,
4) синергичность,
5) эмерджентность,
6) взаимосвязанность элементов,
7) сложность и нелинейность,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления. Учебник. — М.: РАГС, 2005.
2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Гардарики, 2012. – 431 с.
3. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства. Том 2. Учебник Т.2 / Науч. ред. А.Н. Митин.-Новосибирск: Наука, 2010.-519с.
4. Захаров Н.И., Попов В.Д., Есин В.А. и др. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 288 с.
5. Захарова Ю.В., Котова О.В. Финансирование учреждений культуры в России: поиск эффективной модели // Креативная экономика. — 2011. — № 3 (51). — с. 146-152
6. Калуцкая Н. А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 344-348.
7. Канкулова М.И. Финансы государственных и муниципальных учреждений. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — 132 с.
8. Маркова А.Н., Федулова Ю.К. История государственного управления в России. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 319 с.
9. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. — М.: Инфра-М, 2014. — 102 с.
10. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с.
11. Осейчук В.И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. М.: Юрайт, 2016. — 269 c.
12. Пушкарев С.В. Нетипичные элементы формы государственного правления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2016 г. – 26 стр.
13. Пушкарев С. В. Теоретическое моделирование в контексте преодоления методологических проблем модернизации современного российского государства / С. В. Пушкарев // Международная научная конференция «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества», 30 сент. – 1 окт. 2010 г.: сб. докладов: в 2 т. Т. 1. / Сиб. федер. ун-т, Юрид. ин-т; редкол.: В. М. Шафиров (отв. ред.) [и др.]. – Красноярск: Центр информации, 2011. – С. 125–131
14. Пушкарев С. В. Феномен нетипичных форм государственного правления: институциональный анализ / С. В. Пушкарев // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С. А. Муромцева): Материалы IV международной научно- практической конференции / Иваново, 30 сентября – 2 октября 2010 г.: в 3 ч. / отв. ред. О. В. Кузьмина, Е. Л. Поцелуев. – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2010. – Ч. 1. – С. 376–392.
15. Пушкарев С. В. Форма правления Российской Федерации: проблемные вопросы определения, функционирования и перспективы развития / С. В. Пушкарев // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Развитие юридической науки: проблемы совершенствования законодательства». Выпуск 3. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011. – С. 199–204
16. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015. — 559 с.
17. Серегин А.В. (Андрей Викторович). Форма государственного правления (вопросы теории). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Научный консультант – доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор, И.А. Иванников - Ростов-на-Дону. - 2014. - 379 с.
18. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для вузов. — СПб. Питер, 2012. — 448 с.
19. Ученые записки Орловского государственного университета 2013 №04 (54) Гуманитарные и социальные науки. - Орёл: ОрлГУ, 2013. — 430 с.
20. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 320 с.
21. Шедько Ю.Н., Миндлин Ю.Б., Цыпин И.С. и др. Система государственного и муниципального управления. Учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 570 с.
22. Принципы и функции государственного управления. - http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/admin_pravo/056.php
23. Формы государственного правления. - http://kulturoznanie.ru/politology/formy-gosudarstvennogo-pravleniya/
24. Формы правления государства: Монархия и Республика. - http://all-politologija.ru/ru/formy-pravleniya
25. Цели, принципы, функции государственного управления. - http://textb.net/62/36.html