Фрагмент для ознакомления
2
никаких непосредственных политических целей, а их выступления проходят в качестве межкультурного общения.
Вместе с тем, большинство проектов общественной дипломатии встроены в систему публичной дипломатии, получают финансирование из тех же источников, служат общей цели реализации «мягкой силы» и ее главной задачи – создания привлекательного образа страны, привлечения к стране и формирования позитивного окружения вокруг страны.
Термин «народная дипломатия» является наследием информационно-разъяснительной работы времен СССР, когда в механизмы общественной дипломатии вовлекались широкие народные массы в форматах различных общественных объединений, молодежных организаций, движений, профсоюзов, организаций трудящихся, обществ дружбы и т.д. В настоящее время данный термин находит отражение в рамках организации Россотрудничество [Вахитов Р. 2003. С. 32].
В российской терминологии изначально появилась «публичная дипломатия», а затем «мягкая сила». Однако трактовка этого понятия была связана с деятельностью российских государственных и негосударственных
институтов в области культуры и гуманитарного сотрудничества. Немаловажно то, что публичная дипломатия рассматривалась не как система институтов, а как направление работы. Об использовании ресурса публичной дипломатии (без расширительной трактовки этого ресурса) «в интересах повышения результативности российской внешней политики» говорится в
Указе о мерах по реализации внешнеполитического курса (7 мая 2012 г.). Подробнее о толковании публичной дипломатии рассказывает Концепция внешней политики России в редакции 2013 г.: «В рамках публичной дипломатии Россия будет добиваться объективного восприятия ее в мире,
развивать собственные эффективные средства информационного влияния на
общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз
ее суверенитету и безопасности. В этой деятельности будут широко использоваться возможности новых информационно-коммуникационных технологий. Россия будет добиваться формирования комплекса правовых и
этических норм безопасного использования таких технологий».
В Концепции внешней политики Российской Федерации в редакции 2016 г. понятие «публичная дипломатия» отсутствует полностью, а базовые направления публичной дипломатии упоминаются в контексте общественной дипломатии или выделены в самостоятельные разделы. Например, в качестве отдельного направления работы выделено информационное, а доведение до «мировой общественности объективной информации о позиции России» определятся в качестве важного направления внешней политики.
Таким образом, основываясь на официальных документах, можно констатировать, что в качестве основного направления работы общественной дипломатии России закреплена международная информационно-разъяснительная работа. Другие направления общественной дипломатии (образовательные программы, экспертная дипломатия, проекты широкого гуманитарного сотрудничества) хотя и присутствуют, но рассматриваются в узком контексте, с минимальным участием государства или без такового, при помощи некоммерческих организаций.
В России хорошо отстроены механизмы и институты, связанные с международной информационной политикой, и меньшее внимание уделяется механизмам работы по другим направлениям.
Общественную дипломатию в России довольно часто критикуют, несмотря на большое количество организаций, работающих в этой сфере [Василенко С.А. 2010. С. 331].
Теоретическое осмысление новых условий привело к заключению о необходимости более активного использования негосударственных акторов в дипломатии. Эта необходимость связана со следующими факторами:
- существенным отличием новой дипломатии от практики периода холодной войны в пользу более широкого использования мягкой силы, поэтому в ее арсенале отсутствуют инструменты, связанные с использованием лжи, шантажа, нажима и т.п. [Галумов А.Э. 2011. С. 157].
- новая дипломатия обращает внимание на необходимость отказа от монолога и формирования диалога с обществами, а также с сетевой природой и неразрывностью характера воздействия на внешнюю и внутреннюю аудиторию.
- новая дипломатия ХХI века связана с достаточно широким использованием лоббистских бизнес-структур для формирования позитивного образа государства [Лебедева М.О. 2016. С.145].
1.2. Инструменты публичной дипломатии
Общественная дипломатия становится привычным компонентом международных отношений в XXI в. Ее ресурсы направлены на то, чтобы повысить привлекательность страны за рубежом и широко применяются в практике реализации внешней политики.
В некоторых определениях общественной дипломатии заложены основные институты. В частности, в определении, данном на официальном сайте Европейского Союза: публичная (общественная) дипломатия относится к процессу, в рамках которого страна [или организация] стремится укрепить доверие и взаимопонимание, взаимодействуя с более широкой иностранной общественностью за пределами правительственных отношений, которые, как правило, находились в центре дипломатических усилий [Public Diplomacy (working definition), режим доступа: https://europa.eu/capacity4dev/pd-cd/wiki/public-diplomacy-working-definition (дата обращения 06.02.2020)].
К числу основных институтов в системе публичной дипломатии в России можно отнести в первую очередь Президента России, который является главным лицом общественной дипломатии, определяет и формирует риторику данной сферы. С 2013 г. президент инициирует распределение президентских грантов через систему российских грантооператоров для финансирования социально-значимых проектов, в том числе в сфере общественной дипломатии.
Совет Безопасности России осуществляет формирование основных направлений внешней политики России.
Администрация Президента России играет непубличную роль в реализации публичной дипломатии России, в том числе координирует многие вопросы, связанные с содержательной работой в этом направлении.
Парламент Российской Федерации (парламентское измерение публичной дипломатии) включает в себя Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Государственной Думы по международным делам.
Министерство иностранных дел России располагает Департаментом по связям с субъектами Федерации, Парламентом и общественными объединениями (ДСПО), в рамках которого существует Отдел по взаимодействию с неправительственными организациями (информационно-аналитическая и сводная работа по линии российских НПО и международников); [Вахрамеев А. И. 2004. С. 71].
Кроме того, имеется Департамент информации и печати (информационно-разъяснительная работа по линии публичной дипломатии) (ДИП); Департамент международных организаций (работа с международными организациями и НПО) (ДМО); Департамент по работе с соотечественниками за рубежом (ДРС).
Частично работу с зарубежными НПО выполняют и другие функциональные и региональные департаменты, однако, консолидированная работа по направлению общественной дипломатии отсутствует. В российских посольствах существует практика работы с местным гражданским обществом, однако, не всегда и не везде. Очень многое зависит от рабочей атмосферы в посольствах и восприятия послом важности работы с местным сообществом.
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Формально оно входит в систему МИД России. Однако деятельность агентства в его программной части полностью автономна.
Основная сфера интересов Россотрудничества – проекты в сфере общественной дипломатии, работа с соотечественниками, продвижение русского языка и культуры, содействие международному развитию (СМР). Однако в системе российской дипломатии именно Россотрудничество при определенной политической воле могло бы стать основным ведомством по реализации именно общественной дипломатии России.
Министерство образования и науки России (в части обучения иностранных студентов России – образовательное направление общественной дипломатии).
МИА «Россия сегодня», международная медиагруппа (бывшее «РИА Новости»), в которую в том числе входит Sputnik (международное новостное агентство и радио).
Система информационных каналов Russia Today, вещающих круглосуточно в том числе на английском, арабском, испанском языках.
МИА «Россия сегодня», Sputnik, каналы Russia Today занимаются информационно-разъяснительной работой в системе публичной дипломатии России.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
2. Концепция внешней политики России в редакции 2000 года
3. Концепция внешней политики России в редакции 2013 года
4. Концепция внешней политики России в редакции 2016 года
5. "Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества" (утв. Президентом РФ 18.12.2010)
6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях", режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/87a16eb8a9431fff64d0d78eb84f86accc003448/ (дата обращения 06.02.2020)
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации"
8. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 594
9. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 596
10. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 597
11. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 598
12. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 599
13. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 600
14. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 601
15. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 602
16. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 603
17. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 604
18. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 605
19. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 606
20. Василенко, И.А. Геополитика современного мира [Текст] / И.А. Василенко: - М.: Юрайт, 2010.
21. Вахитов Р. Современная система МО. Мифы и сущность //Бельские просторы. 2003. - № 3. - С. 156.
22. Галумов А.Э. Опыт публичной дипломатии в формировании имиджа Европейского союза в Российской Федерации. - М.: РОССПЭН,2012, С. 203- 209
23. Вахрамеев А. В. Публичная дипломатия и национальная безопасность России //Социально-гуманитарные знания. 2004, № 1, с. 33-48
24. Гаврилин Ю.В., Смирнов JI.B. Политическая коммуникация. М.: Ю. И. МВД России, Книжный мир, 2009.-66 с.
25. Дергачев, В.А. Геоэкономика (современная геополитика) [Текст] / В.А. Дергачев: - Киев: ВИРА-Р, 2013. – С. 512 - ISBN 966-7807-15-0.
26. Демидов А.В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» //Международные отношения., 2002, № 3, С. 576-590.
27. Дзюба Д.И. Роль публичной дипломатии и внешней культурной политики государства в реализации внешнеполитической стратегии //Проблемы: Научная информация по вопросам реализации внешнеполитической стратегии. – М., 2002.
28. Емельянов В.П. Космополитизм – компонент «мягкой силы» и глобального управления // Научно-аналитический журнал Обозреватель. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012, №12, с. 32.
29. Королев А.А. Публичная дипломатия на современном этапе А.А. Королев // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение. 2017, с.209
30. Кайдаров Р.Е. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.wallst.ru. (дата обращения: 24.04.2018)
31. Лебедева, М.М. Новые транснациональные акторы и изменение политической системы мира [Текст] / М.М. Лебедева // Космополис. - 2008. - №1. - С. 30-31.
32. Ляхов Е. Т. Политика РФ. М., 2007, с. 71.
33. Мазур О.А. Век глобализации // Интелрос.2015. -№ 1. С. 106-113.
34. Манойло А.В. Государственная информационная политика в
35. особых условиях: Монография.-М.: Изд-во РАГС, 2005.- 528 с.
36. Мирский Г. Дракон встаѐт на дыбы. (О международных
37. отношениях) // Мировая экономика и международные отношения, 2012, М. С.38-39
38. Путин В.В. «Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности» // Информационное агентство России «ИТАР-ТАСС».2016. URL: http://kremlin.ru/news/15902 (дата обращения 30.04.2018)
39. Сатановский Е. Глобализация и ее последствия // Международная жизнь.- 2011.- № 9-10.- С. 17-25.
40. Хлобустов О. Что противопоставить России? // Власть.- 2004.- №3.- С. 30-34.
41. Public Diplomacy (working definition), режим доступа: https://europa.eu/capacity4dev/pd-cd/wiki/public-diplomacy-working-definition (дата обращения 06.02.2020)
42. Public diplomacy, режим доступа: https://www.britannica.com/topic/public-diplomacy (дата обращения 06.02.2020)
43. Propaganda, режим доступа: https://www.britannica.com/topic/propaganda (дата обращения 06.02.2020)
44. Connotations of the term propaganda, режим доступа: https://www.britannica.com/topic/propaganda#ref23823 (дата обращения 06.02.2020)
45. Fiona Hill. Russias Newly Found “Soft Power”, режим доступа: https://www.brookings.edu/articles/russias-newly-found-soft-power/ (дата обращения 06.02.2020)
46. Jan Melissen. The New Public Diplomacy, режим доступа: http://culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/The_New_Public_Diplomacy.pdf (дата обращения 06.02.2020)
47. Natia Seskuria. Georgia and the Limits of Russias Soft Power, режим доступа: https://rusi.org/commentary/georgia-and-limits-russia%E2%80%99s-soft-power?page=10 (дата обращения 06.02.2020)
48. Forced Attraction? How Russia is Instrumentalizing Its Soft Power Sources in the “Near Abroad”, режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10758216.2016.1276400?src=recsys (дата обращения 06.02.2020)
49. Alexander Sergunin, Leonid Karabeshkin. Understanding Russias Soft Power Strategy, режим доступа: https://pure.spbu.ru/ws/files/36920152/Russian_soft_power_Politics.pdf (дата обращения 06.02.2020)
50. Jarosław wiek-Karpowicz. Limits to Russian Soft Power in the Post-Soviet Area, режим доступа: https://dgap.org/system/files/article_pdfs/2012-08_DGAPana_C%CC%81wiek-Karpowicz_www.pdf (дата обращения 06.02.2020)
51. The Reality of Russian Soft Power, режим доступа: https://www.the-american-interest.com/2018/03/21/putins-soft-power/ (дата обращения 06.02.2020)
52. Centres experts speak at international conference Russian Soft Power in Rome, режим доступа: https://www.stratcomcoe.org/centres-experts-speak-international-conference-russian-soft-power-rome (дата обращения 06.02.2020)
53. Public diplomacy: basic concepts and trends, режим доступа: https://www.ifimes.org/en/8020-public-diplomacy-basic-concepts-and-trends (дата обращения 06.02.2020)
54. Fominyh A. Projecting “soft power:” American and Russian public diplomacy in post-soviet Central Asia, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/projecting-soft-power-american-and-russian-public-diplomacy-in-post-soviet-central-asia/viewer (дата обращения 06.02.2020)
55. The use of the «soft power» concept in the modern Russian tourism industry, режим доступа: https://www.revistaespacios.com/a18v39n22/a18v39n22p02.pdf (дата обращения 06.02.2020)