Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Баскетбол – спортивная игра, которая требует специальной технической, тактической и физической подготовленности. К данной игре людей различных возрастов привлекают динамичность, эмоциональность, зрелищность баскетбола, разнообразие действий и возникающих игровых ситуаций.
Регулярные занятия баскетболом способствуют совершенствованию координации движений, тренировке органов дыхания и кровообращения, развитию мускулатуры, укреплению нервной системы. Баскетбол требует от играющих определенного напряжения мыслительной деятельности: принятия решения, которое соответствует конкретной обстановке, предвидения возможных действий противника. Игра в баскетбол представляет собой спортивную командную игру с мячом. В ней присутствует стремительный бег, прыжки, метания, осуществляемые в определенных задуманных комбинациях, которые проводятся в процессе противодействия партнеров по игре. Игру в баскетбол отличает от подвижных игр большая определенность. Динамичность и энергичность данной игры требуют от участников развития выносливости.
Упражнения в бросках мячей способствуют развитию глазомера, ловкости, координации, согласованности движений. Посредством этих упражнений формируются умения схватить, удержать, бросить мяч, умение рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают пространственную ориентировку, выразительность движения. Баскетбол развивает такие физические качества ребенка, как быстрота, прыгучесть, сила и выносливость.
Занятия баскетболом эффективны в любом возрасте. У детей дошкольного возраста, имеющих слабо развитую способность к точным движениям, всякие действия с мячом оказывают значительное влияние на развитие на становление и развитие этого качества. Упражнения с мячами разного веса и объема развивают все группы мышц рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что является важным для шестилетнего ребенка, который готовится к обучению в школе.
Эмоциональность, динамичность, многообразие действий и игровая обстановка в баскетболе для детей старшего дошкольного возраста в этой игре является довольно привлекательной. Ловля и бросание мяча требует от ребенка действий обеими руками, что способствует слаженному развитию центральной нервной системы и организма в совокупности.
Баскетбол как коллективная игра с мячом способствует воспитанию морально-волевых качеств детей, заставляя преодолевать эгоистические побуждения, воспитывает выдержку у игроков. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме.
Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и стратегической подготовки игроков, что достигается при помощи особых и непрерывных тренировок. Большое внимание должно быть направлено не на особую подготовку, а на создание всеобщих предпосылок удачного обучения спортивным играм в школе.
Занятия баскетболом включены в школьную программу по физической культуре. Они способствуют формированию различных физических качеств у обучающихся, в том числе выносливости.
Целью работы является изучение педагогических условий развития выносливости у школьников в процессе обучения игре в баскетбол.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить теоретические аспекты развития выносливости в процессе физического воспитания школьников средствами баскетбола;
− разработать комплекс упражнений для развития выносливости у школьников в процессе обучения игре в баскетбол;
− выявить методические особенности различных средств формирования и совершенствования рациональных навыков игры в баскетбол на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Объект исследования – процесс обучения игре в баскетбол на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – педагогические условия развития выносливости у школьников в процессе обучения игре в баскетбол.
Глава 1. Условия развития выносливости в процессе обучения игре в баскетбол на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
1.1. Выносливость как физическое качество
Разные люди обладают различной способностью выполнять разные виды работ. Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время у него возникает ощущение, что выполнять ее становится все труднее. Это может объективно отражаться целым рядом видимых признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины. В организме одновременно происходят и более глубокие физиологические изменения. Человек может некоторое время, несмотря на возрастающие затруднения, сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям [1,3].
Некоторые люди, в том числе и в детском возрасте обладают удивительной работоспособностью. Спортивные события богаты на такие факты. Такие высокие показатели работоспособности определяются таким качеством как выносливость. Выносливость человеческого организма имеет большие ресурсы, которые в определенных обстоятельствах можно реализовать.
Выносливость – это способность выполнять работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. Так как, в конечном счете, длительность работы ограничивается наступающим утомлением, то выносливость может быть охарактеризована как способность организма противостоять утомлению [5].
Физическую выносливость как двигательную способность человека можно определить как способность преодолевать утомляемость в процессе подвижной деятельности.
В зависимости от объема мышц, которые принимают участие в работе, различаются три вида физического утомления, а следовательно, выносливости:
- локальная, когда в работе участвуют более трети общего объема мышечной массы;
- региональная, при которой в выполнении работы принимают участие от трети до двух третей мышечной массы;
- тотальная, когда одновременно в работе задействованы больше двух третей скелетных мышц
Утомляемость развивается постепенно, в ее развитии условно выделяют три фазы:
- фаза обычного утомления;
- фаза компенсированного утомления;
-фаза некомпенсированного утомления
В зависимости от специфики работы различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость как двигательная способность человека представляет собой способность длительное время выполнять мышечную работу умеренной интенсивности с преобладающим участием скелетных мышц. Общая выносливость основывается на усовершенствовании работы вегетативных систем организма, чем создаются условия для широкого переноса с одного вида подвижной деятельности на другой. При этом установлено, что более выраженным является перенос общей выносливости с цикличных упражнений на ацикличные, чем наоборот. В некоторых публикациях общую выносливость определяют как «аэробную», или «вегетативную». Выносливость относительно конкретного вида подвижной деятельности (в том числе спортивной) называется специальной.
Среди специальных видов выносливости наиболее важными являются скоростная, силовая и координационная выносливость [1, 5]. Скоростная выносливость человека представляет собой способность как можно дольше выполнять мышечную работу на грани околопограничной и пограничной интенсивности. Она имеет важное значение для обеспечения эффективности цикличности подвижных движений, спортивных игр.
Силовая выносливость человека представлена способностью преодолевать относительное внешнее сопротивление как можно продуктивнее продолжительное время.
Имеется в виду разноплановый характер функционирования мышц (повторное выполнения максимальных усилий, фиксирование позы, циклическая работа определенной интенсивности).
Различают статическую и динамическую силовую выносливость.
Статическая силовая выносливость связана с необходимостью продолжительное время напрягать мышцы или удерживать позу (гимнастика, конькобежный спорт, парусный спорт, борьба).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балбатун, О.А. Нормальная физиология. Краткий курс [Текст]./ Учебное пособие / В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; Под ред. В.В. Зинчук. - Мн.: Вышэйшая шк., 2012. - 431 c.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст]./ И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 528 с.
3. Булычева, Т.И. Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол / Т.И. Булычева // Физическая культура в школе. - 2012. - №2. - С. 35-38.
4. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. М.: Советский спорт, 2013. 215 с.
5. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. - №2. – С. 41-46.
6. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк. – 8-е изд. перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - Советский спорт, 2009. – 200 с.
8. Зиятдинов, В.Р. Эффективность применения игровых упражнений в учебно-тренировочном процессе для развития физических способностей баскетболистов 8 -10 лет / В.Р. Зиятдинов // Успехи современного естествознания. – 2012. - №5. – С. 32-35.
9. Индивидуальные свойства спортсменов-игровиков / Т.В. Балыкина-Милушкина [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №1. - С. 9-11.
10. Караулова, Л. К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012. 296 с.
11. Киселев, П.А. Подвижные и спортивные игры с мячом / П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – М.: Планета, 2015. - 224 с.
12. Кислицын, Ю.Л. Физическая культура [Текст]./ Учебник / Ю.Л. Кислицын, Н.В. Решетников, Р.Л. Палтиевич. — М.: Академия, 2015. – 176с.
13. Коробков, В.В. Подвижные игры и эстафеты на занятиях по баскетболу в вузе. Методические указания / В.В. Коробков. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – 42 с.
14. Красникова, О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / О.С. Красникова. — Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с.
15. Круговая тренировка на занятиях по баскетболу в ВУЗе: Методическое пособие [Текст] /Авт.-сост. Д.В. Спасов, З.Ф. Спасова. Казань: КФУ, 2013. 37 с.
16. Лепёшкин, В.А. Баскетбол / В.А. Лепёшкин. – М. : Советский спорт, 2013. – 98 с.
17. Нестеровский, Д.И. Баскетбол в школе. Уроки в 5-11 классах: учебное пособие для студентов вузов, учителей школ, специалистов баскетбола / Д.И. Нестеровский, М.А. Павлова. – Пенза: ПГПУ, 2010. – 276 с.
18. Пашинцев, В.Г. Развитие аэробно-анаэробного компонента выносливости разными средствами подготовки / В.Г. Пашинцев // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. - №3-2. – С. 54-57.
19. Певицына Л. М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС [Текст]./ Л. М. Певицына // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- № 2 (15) .- 2013.- С. 91-97
20. Полевщиков, М.М. Методика развития общей выносливости / М.М. Полевщиков // Успехи современного естествознания. – 2014. - №12. – С. 34-38.
21. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе [Текст]./ В. И. Ревякина.// Вестник Томского государственного педагогического университета.- № 1 (142) .-2014.- С. 13-17
22. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
23. Троицкий, В.В. Взаимосвязь эффективности индивидуальных атакующих действий с показателями функциональной подготовленности юных баскетболистов 14 -16 лет / В.В. Троицкий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2011. - №1. - С. 31.
24. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст]./ Г.С.Туманян. - М.: Академия, 2012.- 336 с.
25. Федеральный Закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.pravo. ru/document/view/693/51343363
26. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]./ Учебник / Н.И. Федюкович. - Рн/Д: Феникс, 2013.- 510 c.
27. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11 е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.
28. Черепов Е. А., Ненашева А. В. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования. [Текст]./ Е.А. Черепов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура.- № 3 / том 14.- 2014.- С. 5-10
29. Широбоков, А.А. Влияние комплекса скоростно-силовых тренировок на развитие физических способностей баскетболистов в переходном периоде учебно-тренировочного процесса / А.А. Широбоков // Успехи современного естествознания. –2013. - №10. – С. 45-49.
30. Баскетбол на уроках физкультуры. – URL: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98722697
31. Гарина А.В. Подвижные игры на уроках баскетбола – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1346/15199