Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на большую планомерную работу государства, направленную на деинституцианализацию сиротства и развитие системы семейного устройства несовершеннолетних, в настоящее время в Российской Федерации около 60 тысяч детей, имеющих статус сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают воспитываться в учреждениях интернатного типа.
Очевидно, что среда жизнедеятельности, характерная для домов-интернатов, по ряду причин не способна воссоздать процесс социализации ребёнка в условиях семейного воспитания.
Сироты с раннего детского возраста либо лишены возможности корректировать свои поведенческие проявления, ориентируясь на действия родителей, либо детская память сохранила весьма неприятные примеры таких проявлений со стороны родителей.
Механизм усвоения социального опыта через подражание образцам поведения близких заменяется на принятие официально принятых обществом нормативов, которые нередко носят условный атрибутивный характер, категоричны или односторонни.
Специфические условия социальной среды обусловливают ряд социально-психологических особенностей воспитанников интернатных учреждений.
В условиях общения со сверстниками формируется особое чувство — интернатовское мы: дети обособляются от других, «чужих» людей, что порождает отрицательное отношение к ним, при этом близость с себе подобными не является эмоционально глубокой и носит псевдородственный характер.
Несмотря на ситуацию постоянного контакта со сверстниками и взрослыми воспитателями, у детей не развиты навыки общения и сотрудничества: доминируют защитные формы поведения, агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Затруднения в формировании произвольного поведения развивают экстернальность, потребность во внешнем контроле, аффективное реагирование, обиду в случае трудностей. Значительный внешний контроль приостанавливает развитие внутреннего самоконтроля. Ребёнок, постоянно находясь в коллективе среди сверстников, испытывает затруднения в самоидентификации, рефлексии, становится пассивным, не умеющим планировать своё будущее, у него пропадает всякое желание быть самостоятельным и активным.
Основным направлением деятельности интернатных учреждений является подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни, что предполагает, прежде всего, развитие адаптивных навыков и механизмов, которые взаимно дополняют друг друга (физиологический, биологический, психологический и социальный компоненты) и отражают сложность адаптации как уникальной формы жизнедеятельности человека.
Мы рассматриваем социальную адаптацию как сложный и многогранный процесс и результат установления определённых отношений между личностью и социальной средой [3]. Её важнейшая составляющая — согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социокультурной среды; целей, ценностей, ориентаций личности и способностей их реализации в конкретной социальной среде, состоящей из системы межличностных, социальных, профессиональных отношений. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.) и др. В общем виде в процессе социальной адаптации происходит восприятие субъектами новых условий жизнедеятельности, их приспособление к окружающей среде с учётом возможностей развития как субъекта, так и социальной среды.
При этом любой вид социальной адаптации требует от человека определённых способностей: характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека, уровня его социального развития. Важно, что в процессе адаптации происходит не только принятие или непринятие личностью внутренних и внешних условий существования, но также развивается активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении.
Совокупность проблем, обусловленных сложным сочетанием внешних и внутренних факторов развития и социализации ребёнка в детском доме, вызывает нарушение механизмов социальной адаптации, в частности, ограниченность личного опыта препятствует успешному развитию разнообразных социально-ролевых отношений.
В ряде исследований отмечается, что для выпускников интернатных учреждений характерны такие черты, как неадекватная самооценка, необоснованный уровень притязаний, иждивенческие установки, неразвитость социальных компетенций. Также выпускники отличаются повышенным уровнем виктимности, т.е. демонстрируют высокую вероятность стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости. Данная характеристика обусловлена сохранением инфантильных черт, интеллектуальной недостаточностью и повышенной внушаемостью. С этим связана также рецептивная ориентация в поведении — т.е. ожидание от окружающих информации, совета, поддержки, помощи, неспособность самостоятельно решать проблемы и высокое доверие к окружающим. Ещё одной отличительной чертой является рентная установка, которая применительно к данной группе рассматривается как целенаправленная внутренняя позиция на получение максимальных выгод из статуса «сироты», закреплённых как на законодательном, так и на бытовом уровне, что не способствует развитию молодого человека, формированию позитивной активности и самостоятельности.
Целью данной работы является рассмотрение технологий социально адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в негосударственных организациях.
Задачи:
1) Рассмотрение понятия и сущности технологий социальной адаптации;
2) Анализ нормативно-правовой документации в сфере работы с детьми-сиротами и детьми, кто остался без попечения родителей;
3) Описание средств реализации технологий в сфере работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования – социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования - особенности социальных технологий адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Понятие и сущность технологии социальной адаптации
Термин «адаптация» - это предмет научных интересов в разных сферах. Данное понятие берет начало из физиологии, после – распространяется на другие сферы научного познания. Специфика данного понятия заключена в том, что его можно анализировать как итог деятельности и одновременно процесс.
Само понятие «адаптация» берет свое начало от латинского слова «adapto» — «приспособляю», позднелатинского «adaptatio» — «прилаживание, приспособление».
В науку понятие адаптации пришло с Г. Аубертом (Германия, физиолог) во второй половине XVIII века. Тогда под адаптацией понимались изменения приспособительного свойства чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.
Ж. Б. Ламарк [27] аргументировал изменениями и приспособлениями организмов формирование отдельных видов животных, растений и их эволюцию.
Биологическая трактовка понятия «адаптация» легла в основу содержания понятия в других областях науки. На сегодня термин «адаптация» рассматривается как образование со многими факторами и как многогранная структура, которая затрагивает несколько категорий – человека, деятельность и коммуникации [27; 33].
Первые представления о биологической адаптации закладываются Ч. Дарвиным и его учениками. Тогда под адаптацией понималась совокупность полезных для организма адаптаций, которые представляли собой более или менее верное отражение окружающей среды.
Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова [34] также говорили о том, фундаментом адаптации является стремление к равновесию. Сущность жизни и ее развития коррелируют с внутренними противоречиями, единством и борьбой противоположных процессов – устойчивость и изменчивость, активность и реактивность, возбуждение и торможение.
Адаптация- это мера единства всех противоположностей, итог и метод разрешения противоречий внутреннего и внешнего характера.
Объект научных исследований в сфере гуманитарного плана – это человек. Адаптация человека представляет собой двусторонний процесс, поскольку человек не только сам адаптируется к новой ситуации, но приспосабливается к ней, приспосабливает среду к своим потребностям, формирует структуру жизнеобеспечения (жилье, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и пр.) [20].
Как полагает Н. Н. Мельникова [26], термин «адаптация» подразумевает процесс, всегда предполагающий коммуникацию двух объектов, которое разворачивается в особых обстоятельствах дисбаланса, несогласованности между структурами.
Основная цель такого взаимодействия – это некоторая координация между структурами.
Д. В. Ольшанский, анализируя адаптацию относительно человека, дифференцирует следующие виды адаптации:
1) биологическую,
2) физиологическую,
3) психологическую,
4) социальную [29].
Биологическая адаптация – это адаптация к равновесию системы. Физиологическая адаптация – это достижение устойчивого уровня активности организма и его частей, когда возможна длительная активная деятельность организма, включая труд и социальную составляющую, способность воспроизведения здорового потомства.
Физиология анализирует формирование и механизмы индивидуальной адаптации, которая имеет прямую зависимость от социальной адаптации, то есть приспособление человека к новым для него обстоятельствам проживания или деятельности.
Психологической адаптацией является процесс включенности психологического характера личности в структуры социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений. Если имеется в виду социальная сфера, то это нравственные, политические, правовые и другие нормы, установки и правила. Если имеется в виду социально-психологическая сфера, то это вовлеченность человека в психологические структуры и отношения, различные роли. Есть адаптация в профессиональной, учебной деятельности; в области взаимосвязей с экологией и др. [10].
Рассматривая психологическую адаптацию, важно сказать и о социальной. Анализ исследований, объектом которых являются детей-сирот и детей, кто остались без попечения родителей, говорит о том, что большая часть авторов говорят об социальной адаптации как наиболее проблемной в данной области.
Под социальной адаптацией понимается один из механизмов социализации, который проявляется в освоении моральных, социальных, правовых норм и требований, которые предъявляются личности на определенной типе деятельности [28].
Л. М. Растова говорит о социальной адаптации как о процессе локального действия человека в строго определенных рамках соответствующего общества индивидов [21]. Автор говорит о социальной адаптации как о деятельности одного человека в социуме, так и о влиянии общности людей на деятельность и поведение личности.
Социальная адаптация личности включает в себя следующие факторы:
1) когнитивный (когнитивные способности и особенности когнитивных процессов личности);
2) фактор эмоционального реагирования (специфика эмоциональной сферы личности);
3) практической деятельности (условия и особенности деятельности);
4) личностную мотивацию.
Е. А. Кансиярова дифференцирует специфичные характеристики социальной адаптации молодежи. Социальная адаптация, по мнению автора, есть эволюционное развитие личности в ходе приспособительно-преобразовательной деятельности, которая нацелена на конструирование приемлемого пространства адаптации. Данное пространство включает в себя инновационную, трансляционную, воспроизводственную функции и связано с проявлением уникальных характеристик (сознание может быть лабильным, транзитивным, трансгрессивным, ценностные представления могут либерализоваться)[15]. Такая характеристика адаптация отличается от вышерассмотренных за счет присутствия целостного принципа, за счет адаптационного взаимодействия социума и молодежи, когда молодежь – это активный субъект и объект социального воспроизводства. Отсюда вытекают критерии социальной адаптации молодежи:
1) Статус и роль личности в социуме;
2) Уровень социальной мобильности;
3) Интегрированность в социум;
4) Уровень интериоризации стандартов, норм социально одобряемого поведения.
Итак, фундамент термина «социальная адаптация» - процесс и тог усвоения личностью норм и правил, которые установлены в новой для него среде социума (группе, коллективе, предприятии), при коммуникации с которой личность приобретает новый для себя опыт и социальную роль.
Особенно актуально для нашей страны становится проблема результативности социальной адаптации детей-сирот и детей, кто остался без попечения родителей.
Исследования адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на несколько групп. Первая группа авторов (И. А. Бобылева, В. М. Бревнова, Л. А. Жилина, С. В. Лактионова, Ю. В. Орсаг, Ю. О. Яблоновская) классифицирует помимо общей социальной адаптации также и социально-профессиональную и социально-педагогическую адаптацию детей-сирот и детей, кто остался без попечения родителей.
На сегодня при подходе гуманистического характера для данной категории лиц нет достаточных условий «вхождения» в социум.
Как полагает И. А. Бобылева [8], социальная адаптация представляет собой процесс закономерного характера, который возникает в итоге социализации по мере необходимости приспособления к изменяющимся условиям общества. Трудности адаптации детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, связаны, с одной стороны, с особенностью интернатных учреждений как учреждений закрытых, с а другой - с отсутствием семьи и семейного воспитания у рассматриваемой категории как базового института социализации. И. А. Бобылева более подробно анализирует в своих исследованиях постинтернатную адаптацию выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В. М. Бревнова предлагает анализировать социальную адаптацию в русле социализации воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста [9]. Также она говорит о негативных факторах, которые препятствуют прохождению успешной социальной адаптации и проявлению самостоятельности. Она полагает, что цель социально адаптации достигнута, при условии осуществления функций, задач, форм и методов социально-педагогической деятельности с воспитанниками детских домов.
Л. А. Жилина [11] говорит о социальной адаптации студентов-сирот в русле профессиональной социализации личности. Социальная адаптация студентов-сирот к образовательным условиям ВУЗа, как полагает автор – это вхождение с относительно новую для личности среду, это процесс освоения социального и профессионального опыта, овладения стандартами, ценностями и культурой среды ВУЗа. Л. А. Жилина анализирует адаптацию с точки зрения формирования качеств личности и в условиях учебной деятельности, изучает мотивацию студента-сироты к учебной деятельности, умения коммуниницировать, рефлексировать, учиться. Эффективность адаптации студентов из числа детей-сирот важно конкретизировать по уровню освоения учебной деятельности (высокий, средний, низкий) и по состоянию эмоций (благоприятное, неблагоприятное).
Огромное количество выпускников организаций для детей-сирот и детей, кто остался без попечения родителей, продолжает обучаться в профессиональных образовательных организациях. Ученики, поступающие в ВУЗы, как правило, более адаптивны и успешны в жизни.
Готовность студентов к социальной и профессиональной адаптации И. Н. Зайцева [12] определяет при помощи критериев успешности выполнения студентами учебных заданий, через активность, проявление инициативы, самостоятельности, творчества в деле, уверенности в себе, независимости и ответственности в решении поставленных задач, присутствия умений саморегуляции и самоконтроля, сформированности умений организации и структурирования деятельности бытового и досугового характера, умений интерактивной коммуникации.
Специфика социальной и профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализирует и Ю. В. Орсаг [30]. Как полагает автор, специфика воспитанников детского дома связана с факторами социального и биологического характера, что оказывают влияние на воспитание. Поэтому технологии социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитывать этот «дефицитный ресурс». Важно опираться на социально востребованные проявления личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/b61bd3de90794b3640986953169c977d5717da52/
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/6e9322b9a111e965ab5650f7f01bf0039d6a29c6/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/37387d9ccdfded97fb0f9c479484266909380dc1/
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/10135206/
6. Федеральный закон Об опеке и попечительстве от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
7. Бережная О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. – Ставрополь, 2005. – С. 53–55.
8. Бобылева И. А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. – Владимир, 2000 – С. 17.
9. Бревнова В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2008. – С. 10, 13.
10. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2009. – С. 37.
11. Жилина Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2008. – С. 10–13.
12. Зайцева И. Н. Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук. – Елец, 2011. – C. 10–12.
13. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Пути социальной адаптации учащихся школы интерната средствами туристско краеведческой деятельности // Fылыми зерттеулер алемi – Мир научных исследований. – 2012. - №№7-8 (61-62). – С.76-83.
14. Казьмина О. Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. – М., 1993. – С. 11.
15. Кансиярова Е. А. Социальная адаптация молодежи: автореф. дис. канд. философ. наук. – Новосибирск, 2011. – С. 12–14.
16. Кондратьева Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чита, 2011. – С. 12–13.
17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / ФГАУ «ФИРО» . – URL : http://pedsovet.org/forum/topic10348.html.
18. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно туристической и краеведческой деятельности // Зерттеушi – Исследователь. Астана, – 2012. - №12/1 (80/1). - С.40-47.
19. Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. – Саратов, 2000. – С. 21.
20. Лактионова С. В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений :автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2008. – С. 24.
21. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. – Белгород, 2002. – С. 93.
22. Латышев О.Ю., Байер Е.А. Социализация учащихся, студентов и учёных в глобализующемся мире / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing», 2015. 181c.
23. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Туризм, краеведение и ИКТ социализации студентов / Germany, Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 96с.
24. Латышев О.Ю., Петрова Е.В., Демура С.П. Единая информационно-образовательная среда социализации студентов / Germany, Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 211с.
25. Латышев О.Ю., Спирина Г.Е., Черных Е.В. Модернизация интернатных учреждений в социализации студентов / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing»,-2015. – 115c.
26. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации : автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2004. – С. 22.
27. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. – 1973. – Вып. 2. – С. 13.
28. Налчаджан А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. – С. 238.
29. Ольшанский Д. В. Адаптация // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С. 13.
30. Орсаг Ю. В. Проектирование содержания воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2007. – С. 29.
31. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания : мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. – С. 14.
32. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск : Наука ; Сибирская издательская фирма РАН, 2002. – С. 34.
33. Смелков М. Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Сер. Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 164.
34. Фролов А. Г., Хомочкина С. А., Матушанский Г. У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука. – 2006.– № 9 (2). – С. 259–269.
35. Яблоновская Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования : автореф. дис. …канд. пед. наук. – Челябинск, 1997. – С. 14.