Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………...6
1.1. Определение базового понятия из общей психологии………………6
1.2. Определение базового понятия из возрастной психологии………...10
1.3. Определение базового понятия из специальной психологии……..16
Выводы по первой главе…………………………………………………………19
ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..20
2.1. Методическое обоснование разработки диагностической программы……………………………………………………………………….20
2.2. Характеристика содержания диагностической программы (Методика №1, Методика №2, Методика №3, Методика № 4, Методика № 5)21
Выводы по второй главе………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….......31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в обществе все масштабнее встает вопрос о воспитании творческой личности. В результате чего, образуется необходимость в исследовании развития творческих процессов и определении путей его оптимизации. Воображение является важным процессом, который включается в каждый творческий акт, рассматривалось воображение, и благодаря которому проявляется индивидуальность ребенка в его творческой деятельности.
Значимость развития воображения состоит в предпосылках эффективного усвоения детьми новых знаний. Воображение есть условие творческого преобразования знаний, которые есть у ребенка и способствует саморазвитию личности.
Воображение — это важная сторона жизни ребенка, без которого нельзя усвоить любую программу. Это высшая и необходимая способность человека.
Воображение полностью входит в творческую деятельность человека на разных этапах его жизнедеятельности.
Но, особо значимым выступает определение специфики воображения и его закономерностей при исследовании дошкольного детства, когда, как говорил Л.С. Выготский [6], закладываются основы развития данного процесса.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития, творческого воображения занимались такие выдающие личности, как К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн [24], Л.С. Выготский [6], Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдова и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческого воображения у детей уже с дошкольного возраста.
Также хотелось бы заострить внимание на детях с задержкой психического развития (далее – ЗПР), ведь для них вопрос развития творческого воображения является более значимым.
Особенность развития детей с ЗПР изучалось учеными, такими как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская [15] и многими другими. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них – вопрос развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития.
Творческое воображение – важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития творческое воображение самостоятельно не развивается.
Цель исследования - изучить возможности развития воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – воображение детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – диагностика развития воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность творческого воображения.
2. Рассмотреть виды воображения и способы создания творческих образов.
3. Рассмотреть особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эксперимент;
- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста на занятиях.
База исследования: Эксперимент был организован и проведен в МКДОУ «Заокский детский сад № 3, комбинированного вида»
Контингент исследования: Экспериментальная выборка составила 5 человек из числа детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение базового понятия из общей психологии
Творческая деятельность человека — это деятельность, в результате которой осуществляется не воспроизведение имеющихся в его опыте впечатлений и действий, а формирование новых образов или действий. Человек с помощью творческой деятельности становиться существом, обращенным к будущему, созидающий и видоизменяющий свое настоящее.
Воображение – это творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности человеческого мозга; это все то, что не реально и не соответствует действительности.
Как основа каждой творческой деятельности воображение проявляется во всех сторонах культурной жизни, что позволяет говорить о наличии художественного, научного и технического творчества.
Рассмотрим характерные черты воображения.
- оно не может существовать без действительности, элементы которой являются для него питающей средой;
- но характеризует программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности;
- оно порождает замысел, т.е. представление о будущем творении.
С точки зрения Л.С. Выготского [6] воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. С.Л. Рубинштейн считает, что воображение связано и необходимостью человека творить новое. Дж. Гилфорд рассматривает воображение как качественно различные факторы, располагаемые внутри общей модели интеллекта.
Воображение представляет собой психический процесс, отражающий действительность в специальной форме, а именно объективно или субъективно нового, созданного на основе образов восприятий, памяти, знаний, полученных в результате речевого общения. Исследуя объективно новое, говорят о том, что продукт воображения создан в обществе впервые. Исследуя субъективно новое, говорят о том, что образованный продукт имеет новизну только для самого создателя, а для общества он известен.
Выделяют четыре главных фактора воображения [4, с. 78].
- оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;
- семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;
- семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации;
- образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности.
Физиологическая основа воображения – это сложная аналитико-синтетическая работа мозга: актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. В процессе чего образуются образы, не совпадающие с прежним опытом и не оторванные от него. Значимую роль играет гипоталамо - лимбическая система.
Физиологические основы воображения составляют остаточные формы процессов:
– Возбуждения и торможения;
– Иррадиации и концентрация;
– Положительной и отрицательной индукции;
– Анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов.
В результате данной сложной нервной деятельности и образуются новые образы воображения, возникающие сознательно и бессознательно [19, с. 34].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии / Е.А. Альбьева. – М.: ТЦ Сфера, 2014
2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровиков. – М.: Академия, 2014
3. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский. - М. : Эксмо, 2014. - 145 с.
4. Ветрук, Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н.Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. - 2010. - 32. - С. 24-32
5. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Кноракс, 2008. – 189 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский – М. : Прометей, 2007. – 358 с.
7. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. - М. : Инфра-М, 2012. - 354 с.
8. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1988. — № 6.
9. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника : монография / А.В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2005. – 178 с.
10. Кравцова Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. - 2014
11. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников / Е.Н. Лебедева.- М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с.
12. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. – М. : Педагогика, 2004. – 256 с.
13. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М. : Просвещение, 2016. – 65 с.
14. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М. : Психология, 2006. – 206 с.
15. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. – Ростов-на/Д. : Феникс, 2000. – 576 с.
16. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
17. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006. – 224 с.
18. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Р. С. Немов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 243 с.
19. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий / А.В. Никитина. – Санкт-Петербург. : Каро, 2008. – 68 с.
20. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения / Е. Пороцкая // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5
21. Певзнер, Т.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.С. Певзнер. – М. : Гном-Пресс, 2002. – 264 с.
22. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2003. – 432 с.
23. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - М., 2001
24. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1996. № 113
25. Сорокин, Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте / Г.Л. Сорокин // вопросы психологии. - 2011. - №2. - С. 58
26. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: "Академия развития", 1997
27. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. / К.Д. Ушинский. - М.-Л., 2000
28. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. - М: Академия развития, 2014. - 98 с.