Фрагмент для ознакомления
2
способных эффективно общаться и взаимодействовать с руководителями и коллегами по работе. Руководители кадровых служб подчеркивают значение «мягких навыков» («ключевые компетентности», «навыки XXI в.»), в том числе навыков самоорганизации, кооперации, коммуникации, коллективного использования сложных инструментов труда . Заслуживает внимания тот факт, что требования к «мягким навыкам» рабочих и специалистов среднего звена, как правило, незначительно отличаются от тех требований, что предъявляются к инженерам и менеджерам .
Быстрые технологические изменения придают проблеме навыков еще одно измерение. Жизненный цикл современных технологий становится все короче. На смену одному поколению технических устройств приходят следующие, а это, в свою очередь, изменяет квалификационный профиль рабочих мест и отчасти обесценивает профессиональные знания работников и их предшествующий опыт. Ф. Леви из Массачусетского технологического института формулирует эту проблему так: «Технологии в состоянии трансформировать природу труда быстрее, чем человек может изменить свои навыки. Эта проблема усугубляется тем, что национальные системы образования рискуют просто не почувствовать изменения трендов рынка труда».
Таким образом, рост неопределенности, вызванной быстрым изменением технологий, формирует новый запрос к системе образования. Она должна формировать у каждого умение учиться (learning to learn) и способность быстро адаптироваться к новым условиям труда, одновременно отказываясь от устаревших знаний и навыков .
Нововедения в профессиональной школе сегодня – это применение модульно-компетентностного подхода в обучении, увеличение до 70 – 80 % практического модуля СПО, реализация довольно быстро меняющихся ФГОС СПО, разработка и осуществление психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения реализации ФГОС СПО, инклюзивное образование, тьюторство, волонтерство, формирование информационно-образовательной среды, развитие исследовательской компетенции педагогического работника, развитие исследовательской компетенции студента, увеличение доли самостоятельной работы студентов, использование технологии проектирования и использование информационно-коммуникационных технологий (далее по тексту – ИКТ) в образовательном процессе, изменение и применение разнообразных видов и форм контроля и оценки процесса и результатов обучения в СПО, формирование ресурсных центров, центров профессиональных компетенций, введение демонстрационного экзамена, мониторинг качества образования, дуальное обучение, реализация ФГОС СПО по ТОП-50, развитие движения WSR, развитие движения Абилимпикс и др. В среднем профессиональном образовании Российской Федерации реализуются федеральные проекты: «Безбарьерная среда», «Цифровая среда» и др.
На сегодняшний день в России работает порядка 3,5 тысяч колледжей - тех, что смогли пережить оптимизацию (для сравнения в 2012 году их было более 5-ти тысяч).
Однако с учетом того, что многие ВУЗы открыли собственные отделения СПО, количество обучающихся по этим программам не уменьшилось - сегодня в системе СПО обучается около 2,85 млн. человек.
По мнению многих специалистов, развитию СПО необходимо уделить особо пристальное внимание по следующим причинам:
1. Очевидно, что решение проблем в социально - экономической сфере государства напрямую связанно с правильным использованием трудовых ресурсов, структурированием и развитием рабочей силы. А для этого необходимо обеспечить населению возможность получения качественного профессионального образования.
2. Согласно статистическим данным, квалифицированные специалисты, получившие средне - профессиональное образование, занимают наибольший сегмент производственных сил общества.
3. Уровень подготовки специалистов по программам СПО во многом задает темпы экономического развития РФ. При этом нехватка квалифицированных рабочих кадров уже в обозримом будущем может стать основной проблемой экономики нашей страны.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод: все усилия, которые сегодня прилагаются для улучшения качества СПО, не дают системе средне - профессионального образования полностью развалиться. Однако их явно не хватает для того, чтобы система СПО полноценно развивалась и улучшалась.
2.2. Правовое регулирование системы профессионального среднего образования в субъектах РФ
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в числе которых признание приоритетности образования и обеспечение права каждого человека на образование. Закон устанавливает структуру системы образования, которая в том числе включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности. Законом устанавливаются уровни как общего, так и профессионального образования, первым из которых является среднее профессиональное образование (СПО), которое «…направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» .
Среднее профессиональное образование в Российской Федерации осуществляют колледжи и техникумы. Профессии и специальности СПО распределены по профилям (гуманитарный, социально-экономический, технический, естественно-научный), при этом профессиональные образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО. Учреждения СПО могут реализовывать программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и (или) программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) .
Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон, Федеральный закон №273-ФЗ) и федеральных подзаконных актов в сфере образования является развитие и конкретизация закрепленных ими норм в законодательстве субъектов Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации на каждой территории должны быть разработаны и утверждены следующие документы:
законы субъектов Российской Федерации об образовании;
нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизирующие региональный закон об образовании и устанавливающие отдельные аспекты образовательной деятельности на региональном уровне согласно требованиям федерального законодательства.
Согласно рекомендациям, направленным письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», работа по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления должна была быть завершена не позднее 1 января 2014 г.
Деятельность субъектов Российской Федерации по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным и устранение противоречий включала в себя последовательность действий, направленных на:
1) анализ всей региональной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования;
2) признание утратившими силу устаревших подзаконных нормативных правовых актов;
3) внесение изменений в действующие подзаконные нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством (как с новым Федеральным законом, так и принимаемым в соответствии с ним подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня);
4) принятие новых подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом.
Во исполнение требований Федерального закона в субъектах Российской Федерации была осуществлена законопроектная деятельность по приведению законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере образования, в соответствие с Федеральным законом №273 - ФЗ, а также по разработке и принятию законодательного акта, регулирующего отношения в сфере образования на территории соответствующего субъекта РФ в случае отсутствия базового закона.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Дробышева Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. 2019. № 36. С. 35-36
2. История профессионального образования в России / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова, Е.Г. Осовского – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ от 04.08.2014. – №31. – ст.4398.
4. Молодые профессионалы для новой экономики: Среднее профессиональное образование в России. Под редакцией Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина. Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019
5. О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 49 ст. 6909
6. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. №497// Собрание законодательства РФ от 01.06.2015. - №22. – ст.3232
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012. - №53. – ст.7598.
8. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014)
9. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_13/m1199.pdf
10. Проблемы СПО в России. Навигатор образования [Электронный ресурс]. URL: https://fulledu.ru/articles/1210_ problemy-spo-v-rossii.html
11. Профессиональная педагогика: учебник / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – 3-е изд., перераб. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456 с.
12. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014.– 553 с.
13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// Собрание законодательства РФ от 14.05.2018. - №20. – ст.2817.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
15. Rotherham, A.J., Willingham, D. 21st Century Skills: The Challenges Ahead // Educational Leadership. 2009. Vol. 67. No. 1