Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы курсовой работы «Журналистика об актуальном искус-стве: способы взаимодействия» обусловлен тем, что на данный момент чет-ких критериев оценки современного искусства не выдвинуто, и поэтому жур-налист не всегда может компетентно и профессионально оценивать то или иное произведение искусства.
Особенно когда художник в своем творчестве выходит за рамки эстети-ческих, этических норм, а также за рамки установленного обществом поведе-ния. Поэтому чтобы СМИ не вводило в заблуждение массовую аудиторию, высказывая неправильную оценку, важно правильно рассмотреть и выделить существующие позиции журналиста, которые он занимает в освещении арт-процесса.
Актуальность данной темы состоит в том, что культурный процесс, как необходимая часть деятельности человека и одна из составляющих мирового сообщества, освещается журналистами наравне с экономикой и политикой. И если с этими сферами деятельности вопросы взаимодействия специалистов и СМИ изучены, то виды коммуникаций журналиста с искусством до сих пор остаются недостаточно установлены.
Объектом исследования является взаимодействие журналистики и ис-кусства, предметом – способы взаимодействия журналистики и актуального искусства.
Целью исследования является изучение способов взаимодействия жур-налистики и актуального искусства.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и особенности арт-журналистики;
- исследовать возникновение информационного повода в арт-журналистике;
- выявить проблемы и пути совершенствования взаимодействия журна-листики и актуального искусства;
- показать современные способы взаимодействия журналистики и акту-ального искусства.
Гипотезой исследования состоит в предположении, что современные способы взаимодействия будут способствовать процессу наибольшего слия-ния журналистики и искусства.
Научная новизна исследования состоит в выявлении современных спо-собов взаимодействия журналистики и актуального искусства.
В основу методологии работы был положен комплексный подход, в рамках которого мы использовали общенаучные (исторический метод, тео-ретический анализ) и культурологические методы. В процессе работы с эм-пирическим материалом мы обратились к таким методам как анализ и синтез.
1. АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИСКУССТВА
1.1 Понятие и особенности арт-журналистики
В древности эстетическая мысль выражалась в форме мифа: первобыт-ный человек твердо верил в то, что для удачной охоты достаточно проткнуть реальной или нарисованной стрелой изображение зверя, а чтобы наверняка одержать победу над врагом – исполнить воинственный танец.
Таким образом, даже не возникало вопросов о практическом значении искусства – оно было органично вплетено в повседневную жизнь людей, бы-ло неотделимо от ремесел, создававших необходимые для людей предметы и вещи, тесно связано с магическими обрядами, посредством которых люди хотели воздействовать на неведомые им силы природы 6, С.25.
Уже античные философы стремились понять значение искусства в жиз-ни человека, но к единому мнению не пришли. Платон признавал только укрепляющие основы нравственности аристократического государства про-изведения искусства, подчеркивая единство их эстетической и нравственной значимости. Аристотель утверждал, что искусство способно влиять на чело-века, оказывая моральное и эстетическое воздействие, способствует форми-рованию характера человека, его чувства.
В истории художественной культуры известно немало примеров того, как восприятие произведения искусства повлекло за собой совершение по-ступков, изменяющих образ жизни.
Таким образом, истоки искусства таятся в действительности, но произ-ведения искусства – это особый мир, подразумевающий восприятие, отлича-ющееся от ощущений в реальной жизни.
Искусство воздействует не на одно какое-либо человеческое свойства или силу, будь то интеллект или эмоция, а в целом на человека. Его целью не является побудить человека к какому-то конкретному поступку. Оно форми-рует, порой безотчетно, подспудно, саму систему человеческих ценностей и установок, действие которых рано или поздно проявится и зачастую непред-сказуемо. Сила искусства заключается как раз в том, чтобы взывать к чело-веческой совести и пробуждать духовные способности человека, проявлять все лучшее, что в нем есть.
Слушая чудесную музыку, вглядываясь в прекрасную картину или другое произведение искусства, человек расширяет границы однозначной рациональности: искусство открывает нечто загадочное, необъяснимое науч-ным познанием.
В этом и заключается тайна мощного воздействия искусства на нрав-ственный мир человека, его образ жизни и поведение. Именно поэтому чело-век остро нуждается в искусстве.
Пространственно-временные искусства называют также синтетически-ми, так как они включают в себя несколько видов искусств и синтез в них может рассматриваться как особый тип художественного творчества14, С.31.
Театр как искусство, существуя по собственным законам, обладает ря-дом специфических характеристик.– архитектурой называется искусство строительства, формирующее жизненное пространство людей через сово-купность зданий и сооружений.
Помимо обязательных - прочности, удобства, функциональности – ар-хитектурные сооружения имеют также важнейшие свойства – эстетичность и способность глубокого эмоционального воздействия на людей.
Главным художественным средством эмоционального воздействия на зрителя является форма здания и его элементов. Она может быть тяжелой или легкой, динамичной или спокойной, цветной или однотонной, но обяза-тельно отдельные части должны согласовываться друг с другом и в целом со всем зданием, создавая единое впечатление – гармонию2, С.27.
Достигается это разными художественными приемами: симметричной и асимметричной композицией, горизонтальным и вертикальным ритмом, освещением и цветом.
Музыкальное искусство обладает уникальным свойством: с помощью звуков оно доносит до слушателя мысли и чувства композитора, воплощен-ные в художественных образах.
Конечно, каждый слушатель по-своему воспринимает и понимает му-зыкальное произведение, составляет собственное мнение о его содержании и средства выразительности в соответствии со своими взглядами, вкусами, опытом.
В каждой сфере художественной деятельности человека классификацию по жанрам осуществляют в зависимости от специфики того или иного вида искусства. Например, портретный жанр, пейзаж, натюрморт выделяют толь-ко в изобразительном искусстве. Этюд, песня, романс, пьеса присущи не-скольким видам искусства: литературе, музыке и театру. Симфония, соната, увертюра, ария, кантата, оратория, хор - только музыке.
Если говорить о музыкальной критике, как отдельном тематическом направлении художественной критики, то нужно сказать о том, что она тре-бует широкого кругозора в области музыки.
За последние годы журналистика стала локализовываться, образуя группы, которые начали специализироваться в разных направлениях работы в сфере культуры. Известны журналисты, которые готовят материалы для специализированных журналов, не предназначенных массовому читателю. Это могут быть журналы об архитектуре для людей, работающих в этой об-ласти, или периодические издания о живописи для художников8, С.48.
Таким образом, арт-журналистика только в XXI веке приобрела столь самостоятельный статус и получила возможность существовать в локальных, профессионально ориентированных изданиях.
Соответственно в нынешней реальной журналистской действительно-сти немало специалистов, позиционирующих себя как кинокритиков, музы-кальных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
2. Зубанова Л.Б. Средства массовой информации как арена ценностного обмена // Вестн. Челябинского гос. ун-та. – 2008. – № 32. - С. 27-30 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-kak-arena-tsennostnogo-obmena (16.02.2020).
3. История искусств : учебник / Паниотова Т.С. под ред., Драч Г.В. под ред. и др. — Москва : КноРус, 2014. — 680 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-03494-1. — URL: https://book.ru/book/916043 (дата обращения: 16.02.2020). — Текст : электронный.
4. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики (для бакалавров) / С.Г. Корконосенко. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
5. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества: Учебное пособие для студентов вузов / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 320 c.
6. Лапшина, Г., С. Искусство глазами журналиста: монография / Г. С. Лапшина. - М.: Флинта, 2016. - 280 c.
7. Максимов, А. Журналист ТВ? Это просто! / А. Максимов. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
8. Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие / Г.С. Мельник. - М.: Флинта, 2015. - 208 c.
9. Никулина А. АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info//archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 15.02.2020)
10. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
11. Основы экранной культуры: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 112 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105855-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/910751
12. Суворова А.Ю. Арт-журналистика в России: особенности типологизации и жанрово-тематическое своеобразие // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов / Юго-Западный гос. ун-т ; отв. ред. О.В. Лагутина. – Курск, 2014. – С. 149-150 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://swsu.ru/structura/up/flmk/kip/folder3/2014maskom.pdf (16.02.2020).
13. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 "Журналистика" / В.Л. Цвик. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 495 c.
14. Шестеркина, Л.П. Методика телевизионной журналистики / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 224 c.
15. Шмелева Т.В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования // Вестн. НовГУ. - 2015. - №7 (90) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediatizatsiya-kak-fenomen-sovremennoy-kultury-i-obekt-issledovaniya(16.02.2020).