Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. Одной из центральных задач развития является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Осознание себя как индивидуальности, а также как участника социальных отношений является необходимым условием для того, чтобы ребенок стал ответственным членом общества.
Включение ребенка в постоянную группу его ровесников, которое неизбежно вместе с приходом ребенка в дошкольное учреждение, кардинально меняют социальную ситуацию развития ребенка, и с этого момента становится невозможным рассмотрение становления и развития детской личности вне ее связи с группой сверстников. Поэтому для психолого-педагогической практики важным является вопрос исследования системы взаимоотношений в группе детского сада, важной характеристикой которой является понятие «статус», отражающее иерархическую структуру группы и место человека в системе межличностных отношений.
Необходимость приобретения и сохранения статуса – важнейшая социальная потребность человека. Сохранение его постоянства вне зависимости от меняющихся условий, обеспечение личностной стабильности становится возможным благодаря самооценке, которая активно развивается в дошкольном возрасте. Исследования подтверждают, как велико влияние самооценки дошкольника на построение межличностных взаимоотношений, поведение и характер деятельности, занимаемое им положение в группе сверстников. Поэтому вопрос ее формирования можно считать одним из важнейших и актуальных вопросов в современной психологии.
Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен, является центральным звеном произвольной саморегуляции, самосознания личности, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Вопросами касающихся природы, механизмов становления и развития самооценки занимались зарубежные ученые У. Джемс, Р. Бернс. Диалектико-материалистические основы развития самосознания раскрыты и обоснованы рядом советских ученых (И.С. Кон 14, В.В. Столин 24, С.Л. Рубинштейн 20, К.К. Чеснокова 28). За последнее десятилетие усилилось внимание к проблеме самосознания и, в частности, самооценки детей дошкольного возраста.
Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки детей старшего дошкольного возраста и их социометрического статуса.
Цель исследования – изучение влияния самооценки дошкольника на его социометрический статус.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы самооценки детей дошкольного возраста и статуса в группе сверстников.
2. Провести эмпирической исследование по изучению взаимосвязи самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самооценкой ребенка и его социометрическим статусом.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы; качественный и количественный анализ, статистический метод обработки данных.
1. Теоретические аспекты проблемы самооценки детей дошкольного возраста и статуса в группе сверстников
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Самооценка является центральной конструкцией в клинической, личностной, социальной психологии и психологии развития. Ее роль в психологическом функционировании изучалась более века. Конструкция самооценки породила исследовательскую литературу такого масштаба и богатства, что обобщить все данные достаточно сложно.
За короткую историю психологии немногие личностные конструкции получили большее теоретическое и эмпирическое внимание, чем самооценка. В 2004 году Гейне и Леман заявили, что за последние 35 лет было опубликовано более 18 000 исследований, посвященных самооценке. Между тем, интерес психологов к самооценке вырос за последние годы в геометрической прогрессии. Исследования по самооценке имеют долгую плодотворную историю в психологии 3, с. 11.
Значение самооценки часто преувеличивается в той мере, в которой низкая самооценка рассматривается как причина всего зла, а высокая самооценка - как причина всего добра. Каждый должен любить себя выше или, по крайней мере, в равной мере с любым другим человеком. Это объясняет золотое правило, встречающееся в большинстве религий: «любить других так же, как любишь себя» 25, с. 45.
Таким образом, самооценка – это удовлетворенность собой либо хорошее мнение о своем достоинстве или ценности 25, с. 54.
Самооценка широко изучается современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование.
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Проблема личности является одной из самых востребованных как в отече¬ственной, так и в зарубежной психологии. К изучению различных ее проявлений обращались такие классики психологии как Б.Г. Ананьев [3], Л.И. Божович [6], А.Н. Леонтьев [16], С.Л. Рубинштейн [20] и мн. другие. При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшему личностному образованию.
Что касается подходов к изучению самооценки в психологии, то их выделяется несколько:
1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности;
2) структурно-целостный подход, который рассматривает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности;
3) деятельностный подход – подход, предполагающий рассмотрение самооценки как фактора, влияющего на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной);
4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности;
5) психопатологический подход – самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности;
6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из основных функций личности.
Самооценка – это ментальная картина, обычно довольно устойчивая к изменениям, которая отображает не только детали, потенциально доступные для объективного исследования другими людьми (рост, вес, цвет волос и т. д.), Но также элементы суждений, которые этот человек узнал о себе либо из личного опыта, либо усвоив различные установки 12, с. 21.
Самооценка может относиться к самому себе или к определенным аспектам самости, таким как отношение людей к своему социальному положению, расовой или этнической принадлежности, физическим характеристикам, спортивным навыкам, работе или учебе. Теоретики выделили много различий в отношении различных типов самооценки, например, условная и безусловная; явная и скрытая; подлинная и ложная; стабильная или нестабильная; глобальная или частная. Что касается размерности самооценки, некоторые авторы воспринимают ее как унитарную глобальную черту, тогда как другие рассматривают ее как многомерную черту с независимыми подкомпонентами (производительность, социальная и физическая самооценка) 8, с. 12.
Самооценка состоит из двух компонентов:
- потребность считать себя эффективным, доверять своей способности мыслить, учиться, выбирать и принимать правильные решения, а также преодолевать трудности и производить изменения в собственной индивидуальности;
- потребность уважать себя, уверенность в своем праве быть счастливым и уверенность в том, что люди достойны уважения, любви и самореализации, возникающих в их жизни.
Совсем недавно исследователи рассматривали чувство собственного достоинства как состоящее из двух отдельных измерений: компетентность и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности /К.А. Абульханова-Славская. – М: Просвещение, 2017. – 320 с.
2. Агапов, В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика /В.С. Агапов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – 224 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
4. Белокон, М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном ста-новлении субъектов обучения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук /М.А. Белоконь. – Краснодар: КубГУ, 2014. – 18 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р. Бернс. – М: Наука, 2016. – 310 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Бутусова, Т. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития средах / Т. Бутусова // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 21 – 26.
8. Винокуров, А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 // Санкт-Петербург. гос. ун-т /А.И. Винокуров. – СПб., 2016. – 24 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под. ред. А. В// Сайт НПБ им. К. Д. Ушинского. – Научная педагогическая электронная библиотека им. К. Д. Ушинского. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979/go,2;fs,0/. – Дата обращения: 08.02.2020.
10. Волков, Б. С. Возрастная психология В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2011. – 368 с.
11. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников: как обеспечить полноценное развитие детей / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2011. – 176 с.
12. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки /А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 2019. – №1. – С.11-24.
13. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с.
14. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон. – М: Наука, 2014. – 343 с.
15. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина и В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. – М: Просвещение, 2013. – 304 с.
17. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: МОДЭК, 2011. – 400 с.
18. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально-коммуникативного развития дошкольника / И. Агафонова, Н. Князева, М. Михайлова, Е. Куликова // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2015. – № 5. – С. 121 – 127.
19. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М.: Педагогика // Электронная библиотека МГППУ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru. – Дата обращения: 08.02.2020.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
21. Семечкин, Н. И. Психология социальных групп / Н. И. Семечкин. – М.: Владос-Пресс. – 2011. – 288 с.
22. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО Речь, 2011. – 350 с.
23. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М.: Педагогика // Электронная библиотека МГППУ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychlib.ru. – Дата обращения: 08.02.2020.
24. Столин В.В. Самосознание личности/В.В. Столин. – М.: Изд–во МГУ, 2010. – 360 с.
25. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика/ Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. 4-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 510 с.
26. Толмачева, С. Г. Средства и способы приобщения детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками / С. Г. Толмачева // Дошкольная педагогика. – Научно-практический журнал. – 2014. – № 7 (102) сентябрь. – С. 37 – 38.
27. Учет психологических особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе [Электронный ресурс] // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера // Электронная библиотека МГППУ. – Электронная версия печатного издания. – Формат On-line. – Режим доступа: http://psychlib.ru.
28. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания психологии/ И.И. Чеснокова. – М: Академия, 2017. – 425 с.
29. Шандриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения /В.Д. Шандриков. – М.: Наука, 2015. – 656 с.