Фрагмент для ознакомления
2
хочется стать взрослым, но, с другой стороны, он понимает, что в реальности он не готов к этому и не может полноценно участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игровой деятельности, где ребенок в условном (воображаемом) плане может быть взрослым «понарошку». В игре у ребенка появляется возможность моделировать жизнь взрослых и действовать как взрослый в воображаемом плане.
На первых этапах ребенок повторяет (подражает) отдельным формам поведения взрослых, представленным, в опыте ребенка, а в старшем дошкольном возрасте ребенок сознательно усваивает социальные отношения. Освоение социальных отношений в игровой деятельности протекает в условиях активного взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, социальную ситуацию развития в дошкольном детстве можно отразить формулой: «ребенок – общественный взрослый», где взрослый – это носитель общественных функций и социальных отношений. Приоритетным партнером становится сверстник.
Игра как ведущий вид деятельности обеспечивает развитие общения, практических действий, познавательной сферы и личности ребенка. Д.Б. Эльконин отмечал парадокс игры, который заключается в том, что в игре, где главный мотив удовольствие, у ребенка формируются эмоциональная сфера и воля за счет выполнения правил игры. Как в воображаемом контексте игры, так и в реальном плане происходят освоение социальных отношений, моральных норм и развитие нравственных качеств. Игра дает возможность для становления лидерских качеств, инициативы, творческих способностей.
К концу дошкольного возраста игра, в которой ребенок в воображаемом плане осваивает социальные функции и отношения взрослых, приводит к важнейшему новообразованию психического развития. У ребенка возникает новая потребность в социально значимой и социально оцениваемой учебной деятельности (мотив стать школьником). Для ребенка предстоящая учебная деятельность – это путь стать взрослым не в воображаемом плане («понарошку»), а в реальном.
По мнению М.И. Лисиной, на 4-м году жизни возникает внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Основной потребностью выступает потребность в новых знаниях об окружающем мире, стремление к доброжелательному вниманию, взаимопониманию. Ребенок впервые в своем общении выходит за рамки наличной ситуации. Данному обстоятельству способствуют расширение опыта взаимодействия с социальным и предметным миром, развитие представлений о прошлом и будущем времени. Ребенок в своем познании может мысленно переноситься во времени и пространстве. Взрослый необходим ребенку как знаток сведений об окружающем мире. Ведущий мотив – познавательный. Средством внеситуативного общения выступает речь. Данная форма общения обеспечивает расширение представлений об окружающем мире, помогает проникнуть в суть явлений, понять причинно-следственные связи материального мира.
С шести лет складывается внеситуативно-личностная форма общения. Основная потребность в общении связана с познанием социального мира (мира людей). Ведущий мотив – личностный, основное средство – речь. Взрослый необходим ребенку как знаток норм, правил социальной жизни. В этот период ребенку важны взаимопонимание, сопереживание, ощущение правильности понимания морально-нравственных норм. Данная форма общения обеспечивает усвоение норм и ценностей социального взаимодействия.
Общение со сверстниками имеет ряд специфических признаков, которые отличают его от общения со взрослым.
Общение со сверстником:
• эмоционально более насыщенно;
• не регламентировано правилами;
• характеризуется инициативными действиями;
• более самобытно.
М.И. Лисина обозначила, что примерно к четырем годам, после эмоционально-практической формы общения (где содержанием было соучастие в шалостях), возникает ситуативно-деловая форма общения со сверстником. В этом возрасте в связи с развитием сюжетно-ролевой игры у детей развивается интерес к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности. Содержанием общения становится деловое сотрудничество, где дети должны совместно выстраивать свои действия и при этом согласовывать их, учитывать интересы, возможности сверстника. Средство общения – речь, ведущий мотив общения – деловой.
Наряду с потребностью в сотрудничестве проявляется потребность в признании и уважении сверстника. Дети демонстрируют свои возможности и достижения другому, скрывают свои промахи, активно соревнуются. Через сравнение со сверстником своих успехов, достижений у ребенка формируются самосознание, самооценка, самоуважение. В случае неудачи, критики со стороны взрослых, сверстников возникают обиды, ревность, агрессия.
Негативные проявления по отношению к сверстнику характерны для детей пятилетнего возраста.
К шести годам начинает возрастать доброжелательность по отношению к сверстнику. Возникает внеситуативно-познавательная форма общения со сверстником.
Усложнение игровой деятельности делает сотрудничество необходимым и требует длительного взаимодействия.
Кроме того, детей начинает объединять не только игра, но и общность интересов, тем для разговоров. Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о себе, о своих переживаниях, что определяет внеситуативный характер общения. Средство общения – речь, ведущие мотивы – деловой, личностный. Усиливается эмоциональная вовлеченность в общение, возникают избирательные отношения как основа дружбы. Дети проявляют солидарность со сверстником, поддерживают друг друга, могут противостоять взрослому. Общение со сверстником предусматривает проявление инициативы, лидерства, творческих способностей.
Тем не менее индивидуальные особенности воспитания и развития ребенка могут приводить к негативным проявлениям в общении: застенчивости, агрессивности, обидчивости, демонстративности.
В дошкольном возрасте эмоции ребенка теряют свою импульсивность, но до 5–6 лет управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые.
Трудно контролируются эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Тем не менее эмоциональные состояния становятся более устойчивыми, ребенка уже труднее развеселить, если в данный момент он сильно огорчен.
Эмоции становятся более разнообразными и более глубокими по содержанию. Особую роль имеет возникновение социальных эмоций. В игровой деятельности у ребенка появляются новые формы социальных эмоций – сопереживание, сочувствие, содействие другому человеку.
Социальные эмоции порождают избирательные взаимоотношения детей и способствуют развитию детской дружбы.
Тем не менее в силу несовершенства нравственного сознания в ситуациях соперничества, ревности дети «забывают» о сочувствии и могут проявить агрессию по отношению к сверстнику.
2. Развитие речи обеспечивает перемены в эмоциональном развитии ребенка. Так, эмоции становятся более осмысленными, осознанными. Ребенок может обозначить словом свое настроение и его причины.
3. Кроме того, речь обеспечивает регуляцию и предвосхищение эмоций. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Особенно это хорошо представлено в период кризиса 7 лет. Изменения в мотивационной и волевой сфере обеспечивают произвольность эмоций.
В свою очередь, предвосхищение эмоций у ребенка старшего дошкольного возраста выполняет функцию регулятора поведения в целом. Меняется роль эмоций в деятельности. Если эмоции ранее возникали в результате деятельности, то к 6 годам ребенок, принимаясь за дело, предвидит положительный (отрицательный) результат, оценку другого человека и испытывает соответствующие эмоции.
4. Устойчивость эмоций, расширение социального и предметного опыта, игровая и продуктивные виды деятельности приводят к возникновению высших чувств. В дошкольном возрасте формируются эстетические, интеллектуальные, морально-нравственные чувства. К 5-и годам у ребенка начинает возникать моральное сознание и на этой основе к 6–7 годам формируется чувство долга. Ребенок осознает моральные нормы и требования социального взаимодействия и соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Следует понимать, что чувство долга у детей при слабости волевой регуляции не является устойчивым чувством и требует подкрепления.
Активная познавательная позиция ребенка с 4-летнего возраста способствует развитию интеллектуальных чувств: удивления, радости открытий и развитию любознательности как черты личности. Высшие чувства формируются в условиях целенаправленного воспитания.
Ребенок осваивает все более сложные экспрессивные формы выражения эмоций: интонационные, пантомимические, мимические. Следует обратить внимание, что формы выражения эмоций социально нормированы и ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.
Совместная деятельность детей способствует пониманию этих средств выражения эмоций и своих партнеров. Понимание, осознание эмоций другого человека обеспечивают развитие и эффективность социальных контактов.
Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. 260 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты за¬нятий. Изд. 4-е, доп. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - С. 3-7
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). 2-е изд., испр. и доп. С. Пб., 2000. 220 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012. 92 с.
5. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. Пособие для воспитателей детских садов / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. – М., 2002. – 96 с.
6. Дрожжина, Е.Ю. Обучение дошкольников современным танцам. /Е.Ю. Дрожжина, М.Б. Снежкова // Центр педагогического образования. – Москва, 2012. – 64 с.
7. Дункан, А. Моя жизнь. Моя любовь / А. Дункан. - М.: Лиесма, 1991.
8. Зарецкая, Н.В. Веселая карусель //Игры, танцы, упражнения для детей 2-4 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.
9. Зарецкая, Н.В. Танцы в детском саду. / Н.В. Зарецкая, З.Я. Роот – М.: Айрис, 2008. – 112 с.
10. Канцедикас, А., Разина, Т., Черкасова, Н. - Les arts traditionnels en Union Soviétique / Народное искусство Советского Союза. – Л. Аврора, 1989. – С. 90-91
11. Каплунова, И. Этот удивительный ритм. / И. Каплунова, И. Новосельцева. – СПб., 2005. – 76 с.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И.: М.: Издательский центр Академия, 2000.
13. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. – СПб.: Лань, 2010.
14. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2002
15. Музыка, движение, фантазия! Методическое пособие для музыкальных руководителей/ автор - составитель О.А. Вайнфельд. - СПб.: «Детство-пресс», 2000.- 32 с. (Серия «Из опыта педагога»)
16. Музыкально - двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ сост. Е.П. Гаевская и др. -3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991 - 222 с.: ил., нот.
17. Писарева, С.А. Социальное партнёрство как ресурс развития современной школы. Социальное взаимодействие в различных сферах. СПб: Экспресс, 2013.
18. Попова Е.Н. Русский народный танец. Учебно-методическое пособие для студентов-хореографов СГПУ и педагогов учебно-образовательных учреждений хореографического профиля. - Самара: СГПУ, 2008. - 207 с.
19. Попова Е.Н. Танец в развитии и воспитании детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, методистов ДОУ, хореографов. - Самара: СГПУ, 2003. - 108 с.
20. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учеб.пособие/Т.В.Пуртова. - М.: ВЛАДОС, 2003 -256 с.
21. Савчук О. Б. Школа танцев для детей. - СПб.: Ленинградской издательство, 2009. - С. 3 – 13
22. Сладкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2006. - С. 3-20
23. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 272 с.
24. Фольклор - музыка - театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. Программно - метод, пособие/ Под редакцией С.И. Мерзляковой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.
25. Художественное воспитание школьников средствами хореографического искусства // Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития. Тезисы международной научно-практической конференции (Москва, 25-26 февраль 1999) – М.: МГУК, 1999.
26. Череховская Р.Л. Инновационные технологии в дополнительном художественном образовании - Москва: Спутник+, 2011.
27. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: Метод.пособие для воспитат., муз.рук-лей дет.сада и учителей нач.шк. - М.: Дрофа. 1998 - 104 с.
28. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 1,2,3,4. Упражнения. Практическое пособие для музыкальных руководителей специализированных дошкол.образовательных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
29. Якубовская Е.И. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В. Емельянова и др./ Под общей ред. Е.И. Якубовской.- СПб.: СПбаППО, 2005.
30. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.