Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема общения в современной психолого-педагогической литературе 5
1.1. Современные подходы к проблеме общения 5
1.2. Развитие общения детей в онтогенезе 9
1.3. Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью 14
1.4. Средства формирования общения у детей 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Исследование общения детей с интеллектуальной недостаточностью 24
2.1. Методика экспериментального исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 26
Выводы по главе второй 33
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 43
Фрагмент для ознакомления
2
Во всяком случае, субъектом ребенок становится, по заключению Л. И. Божович, на втором году жизни, в это время наступает понимание себя как субъекта, как самостоятельного «Я». Центральным новообразованием, появляющимся к концу раннего детства, является «система я» и рождаемая этим новообразованием потребность делать самому. В трехлетием возрасте совсем оформляется различение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может повлиять и какие может видоизменять. Здесь ребенок уже понимает свое «я» и требует возможности осуществлять свою деятельность («Я сам!»). Позднее, в семилетием возрасте, у ребенка появляется осмысление себя как существа общественного и собственного места в системе доступных ему социальных отношений (Божович 2009: 67).
Соответственно, развивается и общение, становясь все наиболее трудным, состоятельным по формам, духовно заполненным, и не лишь межличностным, но и групповым.
Решающим условием развития коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном шаге развития. Получается, изучение важной человеческой способности – речевым общением – осуществляется благодаря тесному эмоциональному контакту и общей деятельности со взрослыми в процессе гармонического развития всех качеств личности ребенка (Выготский 1997: 48).
Необходимость в сотрудничестве с взрослым, как объективно важном условии усвоения ребенком социального опыта, выступает в контексте предметной деятельности как главного фактора развития познавательной активности детей и общения с ровесниками (Божович 2009 : 108).
М. И. Лисина выделяет аспекты, одновременное присутствие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже имеется потребность в общении:
1) интерес и внимание ребенка к взрослому;
2) наличие эмоциональных проявлений ребенка в адрес взрослого;
3) наличие инициативных действий ребенка, направленных на то, чтобы притянуть внимание взрослого;
4) чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой находится восприятие детьми той оценки, которую дает им взрослый, и их самооценки (Лисина 1996: 86).
Развитие общения является сменой качественных целостных образований, которые представляют собой определенный онтогенетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения.
С точки зрения М. И. Лисиной форма общения это коммуникативная деятельность на определенном шаге ее развития, которая взята в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким характеристикам:
1) времени возникновения определенной формы общения на протяжении дошкольного детства;
2) места, которое занимается ею в системе наиболее широкой жизнедеятельности ребенка;
3) основного содержания потребности, удовлетворяемой детьми при определенной форме общения;
4) ведущих мотивов, побуждающих на определенном шаге развития к общению с окружающими людьми;
5) основных средств общения, при помощи которых в пределах определенной формы общения исполняются коммуникации ребенка с людьми (Лисина 1996: 87).
В дошкольном возрасте М. И. Лисина определила 4 формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни). Эту форму общения можно наблюдать, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Имеет большое значение для общего психического развития ребенка.
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев — 2 года). Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет). Третья форма общения ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире.
Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет). Высшей формой коммуникативной деятельности, наблюдаемой в дошкольном детстве, является внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми.
Изучение проблем коммуникативной культуры учащихся нашло отображение в работах, которые посвящены социализации школьников (С. А. Беличева, О. С. Газман, И. А. Коробейников, А. В. Мудрик и др.), их общекультурному становлению (Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя, В. С. Леднев и др.), непрерывному образованию (Т. А. Кривченко, И. В. Петривняя, В. В. Соколова и др.), а также стало предметом особого исследования (Стребелева 2015: 97).
Как указывает А. Г. Маклаков, для общения детей младшего школьного возраста характерны: расположенность к общению в учебном процессе; направленность главных мотивов общения в учебной деятельности на ее результаты; постепенная потеря авторитета взрослого; возрастание роли детского общества; дифференциация делового и личного общения (Маклаков 2002: 83).
В процессе начального школьного обучения идет внутренняя перестройка мотивов общения в зависимости от динамики конфигураций отношений с ровесниками и учителем. В 1-2 классах школы преимущественным является тип взаимоотношений «ребенок - значимый взрослый», дети избирают в качестве приоритетного напарника учителя, общаются с ним по поводу учебной деятельности и на собственные темы, желают получить признание, одобрение и оценку себя и собственной деятельности, выбор ровесников также определяется для ребенка оценками учителя.
К 3-4 классу школы высокий смысл обретают взаимоотношения со сверстником, одинаковым партнером по учебной деятельности, что играет роль в изменении мотивации межличностных выборов, которые характеризуются независимостью оценки личностных плюсов и поведения партнера по общению; и раньше не устойчивые и ситуативные игровые общности детей заменяются стабильными объединениями (Коломинский 2004 : 99).
В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной. Статус старшеклассника (звезда, отвергаемый, изолированный) в коллективе оказывает важное воздействие на его поведение и самосознание. Для приобретения статуса ребенок пытается выделиться, притянуть к себе внимание.
Общение подростков с окружающими людьми являются методом включения их в наиболее широкие общественные отношения, под воздействием которых формируются отношения человека с миром. В процессе социальной адаптации подростки желают добиться определенных целей, жизненной устойчивости, раскрыть свою индивидуальность.
Общение субъективно воспринимается детьми и старшеклассниками как что-то личностно чрезвычайно важное: об этом свидетельствует их чуткое интерес к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осознать, проверить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (Колесникова 2005: 46).
Таким образом, развитие общения в онтогенезе является процессом развития человеческого общения на протяжении жизни индивида. Для того чтобы процесс речевого и коммуникативного развития протекал своевременно и правильно, нужны определенные условия. В частности, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; обладать нормальные умственными способностями; обладать слухом и зрением; обладать достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении; обладать хорошим речевым окружением.
1.3. Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью
Детям с нарушением с интеллектуальной недостаточностью характерна патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, и благодаря чему, в отличие от привычно развивающихся ровесников, эмоциональный контакт со взрослым, а следовательно и потребность в общении с ним у них, как правило, не проявляется, комплекс оживления или отсутствует, или очень угнетён и выражен в рудиментарной форме.
У детей с интеллектуальной недостаточностью не возникает интереса к игрушкам, которые подвешены над кроваткой или окружающим в руках взрослого. Соответственно, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на базе общих действий с игрушками, не появляется новая форма общения – жестовая (Кислякова 2007 : 88).
Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и посторонних взрослых, не выделяют маму посреди остальных людей, хотя при обычном развитии это наблюдается уже в первом полугодии жизни. Среди детей с интеллектуальной недостаточностью, которые поступают в дошкольные учреждения, нередко наблюдается равнодушное отношение к маме (Андреева 2014: 89).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368 c.
2. Аугене, Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д.Й. Аугене // Дефектология. – 1987. – № 4. – с. 34–53.
3. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / К. А. Андреева // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 715-718.
4. Асламазова Л. А. Роль учета психологических особенностей младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях реализации нового образовательного стандарта / Л. А. Асламазова, Ф. П. Хакунова // Историческая и социально-образовательная жизнь. — Краснодар, 2016. — Т. 8, № 5-3. — С. 21-25
5. Бодалев, А.А. Личность и общение; М.: Педагогика - Москва, 2012. - 272 c.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2009. — 398 с.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c.
8. Влияние внутрисемейной коммуникации на специфику восприятия жестов детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью / О. В. Защиринская, Е. В. Николаева, В. Ю. Рыбников, В. М. Бызова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2017. — Т. 7, № 5. — С. 81-93
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2014. –224 с.
10. Гуревич, К.М. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов сред.пед. учеб, заведений / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – M.: Академия, 2009. – 123 с.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
12. Дмитриева Е. Е. Методологические основы исследования сферы общения у детей с легкими формами психического недоразвития / Е. Е. Дмитриева, Е. А. Жуковская // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы : коллективная монография / под ред. Т. Г. Богдановой. — М. : ЛОГОМАГ, 2013. — С. 76-83
13. Дошкольное воспитание аномальных детей. Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
14. Дружилов, С.А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: Учебное пособие для студентов технических вузов / С.А. Дружилов. - М.: Флинта, Наука, 2013. – 240 c.
15. Забрамная С. Д. Вопросы изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева // Особые дети в обществе : сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов (Москва, 26-28 октября 2015 г.). — М. : АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. — С. 85-88.
16. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе [Текст] /Л.И. Катаева.- М.: Книголюб, 2008.- 64 с.
17. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: [учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений] / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2010. - 300 с.
18. Кислякова, Ю.Н. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод, пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова. – Минск.: Университетское, 2007. – 133 с.
19. Козлова Е. А. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе адаптации к школе / Е. А. Козлова, А. А. Овчинникова. — Пермь : ППГУ, 2014. — С. 107-111
20. Колесникова, Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - Ростов/н/Д.: Феникс. - 2005. - 128 с.
21. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
22. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1996. - 351с.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
24. Маллер А. Р. Проблема интеграции детей с выраженными нарушениями развития / А. Р. Маллер // Специальное образование. — 2015. — Т. 1, № 11. — С. 190-193
25. Михайловская Е. В. Коммуникативное общение у детей дошкольного и младшего школьного образования / Е. В. Михайловская // Актуальные проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 4 частях / отв. ред. А. А. Сукиасян. — Уфа : Башкирский государственный университет, 2013. — Ч. 1. — С. 83-87.
26. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / Под.ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
27. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
28. Павлова Н. В. Формирование коммуникативных умений у детей с легкой степенью умственной отсталости в дошкольном возрасте / Н. В. Павлова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2016. — № 27. — С. 59-63
29. Психолого-педагогическая характеристика детей с комплексными нарушениями / Александрова Н. А., Кузнецова М. С., Саломатина И. В., Головчиц Л. А. [и др.] // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л. А. Головчиц. — М., 2015. — С. 48-102.
30. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред.Рузской А.Г. - М.: Наука, 2009. - 240 с.
31. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
32. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. - 336 c.
33. Рейт К. К. Развитие поведенческого компонента социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения / К. К. Рейт // Вестник Томского педагогического университета. — 2016. — № 1 (166). — С. 27-32.
34. Рубинштейн, С, .Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 713 c.
35. Саватеева А. Л. Формирование социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях образовательного учреждения / А. Л. Саватеева, Л. Ф. Тихомирова, Е. А. Тишинова // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 4. — С. 143-151.
36. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О.Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с.
37. Столяренко, Л. Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2018. - 308 c.
38. Столяренко, Л.Д. Основы педагогики и психологии: Учебное пособие для СПО / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 134 c.
39. Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Парадигма, 2015. - 760 c.
40. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2010. – 400 с.
41. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 c.