Фрагмент для ознакомления
2
ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2 Закона) .
Таким образом, исходя из положений указанной статьи Закона можно выделить некоторые черты, позволяющие включить общественные правоотношения в категорию валютных.
В первую очередь, объектом данных правоотношений является валюта РФ, внутренние ценные бумаги, валютные ценности как особая разновидность вещей.
Во-вторых, обращение данных объектов является частью экономического оборота государства, поэтому правоотношения, возникающие в отношении указанных объектов, регулируются должным образом со стороны государства различными нормативно-правовыми актами, определяется круг уполномоченных органов валютного регулирования и валютного контроля.
Следует отметить, что на сегодняшний день валютное право можно выделить как самостоятельную отрасль права, имеющее свой объект правового регулирования – валютные правоотношения. Вместе с тем, нормы права, регулирующие отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, присутствуют в различных отраслях права: финансового, конституционного, гражданского, административного, уголовного, предпринимательского, международного (частного и публичного). Кроме того, валютные правоотношения, в зависимости от метода правого регулирования, можно разделить на две группы .
Первую группу составляют валютные правоотношения, имеющие финансово-правовую природу, которые регулируются методом власти и подчинения. Данные отношения возникают между органами валютного контроля и резидентами (нерезидентами).
Вторую группу составляют валютные правоотношения, регулируемые нормами гражданского права, и возникающие в связи с переходом права собственности на валютные ценности, валюту РФ и внутренние ценные бумаги, использованием валютных ценностей, внутренних ценных бумаг и валюты РФ в качестве платежного средства, при совершении валютных операций. К указанной группе правоотношений применяются закрепленные ст. 1 ГК РФ принципы :
- равенство сторон гражданских правоотношений;
- неприкосновенность собственности;
- свобода договора;
- недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов);
- необходимость беспрепятственного осуществления прав;
- обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Рассмотрим основных субъектов валютных правоотношений.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ
ВАЛЮТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В условиях современной экономики Банк России и Правительство РФ выступают в качестве органов валютного регулирования в РФ. Субъектами валютных правоотношений выступают органы валютного контроля. Осуществляют валютный контроль Правительство РФ, Банк России, федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством РФ, а вместе с тем и профессиональные участники рынка ценных бумаг и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые являются органами валютного контроля. В качестве агентов валютного контроля, в свою очередь, выступают уполномоченные банковские учреждения, которые подотчетны Банку России.
В Федеральном законе от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» содержится несколько норм, которые устанавливают статус Банка России в качестве органа валютного регулирования и контроля .
Банком России осуществляется организация и валютное регулирование и валютный контроль согласно отечественному законодательству (п.12 ст.4). В его обязанности включено определение порядка проведения расчетов с международными организациями, другими государствами, а вместе с тем с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4).
Банком России:
- устанавливаются и публикуются официальные курсы иностранных валют к рублю (п. 15, ст. 4);
- разрабатывается прогноз платежного баланса РФ и организуется процесс его составления (п. 16. Ст. 4);
- проводится анализ и составляется прогноз положения в российской экономике и публикуются соответствующие материалы и сведения статистики (п. 18. Ст. 4);
- утверждается графическое представление рубля как национальной валюты в форме знака (п. 2. Ст. 4) .
В качестве важнейших методов валютной политики Банка России в сфере валютных правоотношений выступают валютные интервенции, которые выступают в качестве купли-продажи иностранной валюты на рынке валют с целью оказания нужного воздействия на курс рубля и на уровень спроса и предложения денежных средств .
У Банка России имеется право на осуществление сделок по приобретению и продаже иностранной валюты, платежной документации и обязательств, которые являются номинированными в валюте других стран. Он имеет право на приобретение, хранение и продажу драгоценных металлов и иного рода видов валютных ценностей, открытие счетов в отечественных и иностранных кредитных организациях, выставления чеков и векселей в любого рода валюте.
Валютные правоотношения, которые регулируются гражданским правом России, возникают между субъектами экономики, которые принимают участие в обороте товаров, работ или услуг. Подобного рода правоотношения возникают по причине владения, пользования и распоряжения ценностями валютного характера, а в некоторых случаях - валютой РФ и внутренними ценными бумагами, то есть они являются правоотношениями имущественного характера, которые предусмотрены п. 1 ст.2 ГК РФ. В связи с этим нормы, которыми регулируются данного рода правоотношения, должно относить к гражданскому законодательству, а сами указанные правоотношения - к гражданским, имущественного характера отношениям.
В последнее время в России усилены меры ответственности за нарушения в валютной сфере , это способствовало трансформации правового статуса налоговых и таможенных органов в качестве субъектов, которые первичным образом осуществляют валютный контроль.
Репатриация выступает в качестве обеспечительной меры, которая применяется в валютной сфере, посредством нее сохраняется приоритет использования национальной валюты в РФ. По причине непрекращающегося оттока капитала в другие страны, Банком России были усилены меры борьбы с операциями сомнительного характера. К примеру, Банком России однозначно относятся к сомнительным операциям операции по авансовой оплате товара отечественными компаниями иностранным контрагентам.
«Серая» схема такого рода операции состоит в том, что отечественная фирма выплачивает аванс, однако сам товар не подлежит импорту. Так происходит вывод средств за рубеж. Очень часто в такого рода договорах купли-продажи указывают достаточно длительный срок исполнения обязательств, и, соответственно, по истечении данного срока ни самой российской компании, ни ее контрагента уже не будет существовать по факту .
Таким образом, согласно ч. 5 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (сокращенно - КоАП) невозврат иностранным поставщиком аванса при отсутствии факта поставки товара выступает в качестве основания для привлечения должностных лиц и компаний к административной ответственности, при этом бремя доказывания лежит не на нем . Но при этом, в практической деятельности как раз организацией представляются
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. - №32.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №1(ч.1).
3. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // «Парламентская газета». - 13.07.2002. - №31-32.
4. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2003. - №50.
5. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. – 2015. - №13.
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. № 5227/09 по делу № А22-325/08/12-3 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2014 г. № Ф05-6203/2014 по делу № А40-145234/13 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления [Электронный ресурс] : инструкция Банка России от 16 авг. 2017 г. № 181-И : ред. от 5 июля 2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Аглаков М.П. Правовая природа валютных правоотношений // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство: Сборник статей VII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.103-105.
10. Аджиева А.Ю., Бобрышева Е.С. Тенденции развития валютного рынка России // Аллея науки. 2018. - Т. 5. - №4. – С.214-217.
11. Ашуров А.Н. Развитие валютного рынка как основа развития валютных отношений // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №11. – С.1102-1105.
12. Вережникова А.А. Анализ динамики валютного рынка и рынка акций // Молодой ученый. 2017. №50. – С.144-147.
13. Гаримова П.А. Особенности валютного регулирования на рынке Форекс // Аллея науки. - 2017. - Т.3. - №13. – С.305-309.
14. Горенко А.А. Нелегальный отток капитала из России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - №1.- С.66-69.
15. Ивина Е.С. Валютная политика России: состояние и перспективы развития // Синергия знаний: современные тренды: Сборник научных трудов. - Омск: Издательский центр КАН, 2018. – С.26-29.
16. Игнатьева С.В. К вопросу о правовой природе валютных правоотношений // Юридическая наука: история и современность. – 2019.- №4. – С.148-151.
17. Каладжи К.Н. Развитие валютного рынка в России в современных условиях // Форум молодых ученых. - 2017. - №7. – С.320-323.
18. Кулин А.А., Смольянинова И.В. Регулирование внутреннего валютного рынка с учетом сезонной составляющей колебаний курса рубля // Вестник НГИЭИ. - 2018. - №1. – С.133-136.
19. Наумов В.В., Люкшин А.М. Российский валютный рынок в системе мировых валютных отношений // Финансовая экономика. - 2018. - №5. – С.985-988.
20. Немирова Г.И., Сокольникова О.Б. Валютный контроль как инструмент борьбы с нелегальным вывозом капитала из России [Электронный ресурс] // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. - №4. - URL: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/e7c/e7c20391db79779f092d05ce7ccf6169.pdf.
21. Пименова Т.Ю. Перспективы развития валютного рынка // Экономика и социум. - 2017. - №5-1. – С.1164-1167.
22. Плужникова А.О. Валютное регулирование и валютный контроль: теоретические основы и практические рекомендации // Лучшая студенческая статья 2018: Сборник статей XIII Междун. науч.-практ. конкурса. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.145-148.
23. Пшеничная А.А., Видищева Е.В. Тенденции развития валютного рынка России // Сборник статей IV Международной школы молодых ученых в области экономики на юге России. - М.: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2017. - С.155-159.
24. Ростовщикова Е.Е. О роли валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. – 2019. - №2. – С.44-47.
25. Севек Р.М., Буян А.Р. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ // Евразийская экономическая конференция: Сборник статей III Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: наука и Просвещение, 2018. – С.248-251.
26. Стрункин А.В. Взаимодействие Федеральной таможенной службы с другими органами валютного контроля РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forum-nauka.ru/domains_data/files/19/Strunkin%20A.V.%20–2.pdf.
27. Теляшов В.О. Развитие валютного рынка России // Студенческий. - 2018. - №9-4. – С.28-31.
28. Югай В.В. тенденции развития валютного рынка России // научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Электронный сборник статей по материалам XXXVI студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2018. – С.807-810.