Фрагмент для ознакомления
2
Объектом данного научного исследования является процесс осуществления валютного контроля.
Предметом исследования выступает преступление в валютной сфере.
Цель данной работы – изучить меры ответственности за нарушение норм валютного законодательства Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
1. Проанализировать процесс валютного контроля;
2. Рассмотреть ответственность за нарушение валютного законодательства.
3. Изучить основные меры ответственности за нарушение норм валютного законодательства Российской Федерации.
Методологической базой исследования является системный анализ, который используется для изучения понятий и процессов, связанных с осуществлением валютного контроля в РФ.
Глава 1. Нормы об ответственности за преступления в сфере валютного обращения
1.1. Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях
В настоящий момент - это Федеральные таможенная и налоговая службы. Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, а также координирует взаимодействие уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведение валютного контроля Банком России регламентировано нормативными актами. Основным документом по валютному контролю является инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И. Следует отметить, что валютный контроль в современных условиях неразрывно связан с законодательством Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, который регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Так, уполномоченный банк наделен полномочиями по отказу в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) резидента и оформлении по нему ПС при наличии предусмотренных правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Банка России, оснований предполагать, что валютные операции, которые будут проводиться по контракту / кредитному договору, могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Валютный контроль в его классическом понимании в настоящее время в Банке России акцентирован на статистическом обследовании внутреннего и внешнего валютного рынка. Вместе с тем Банк России предпринимает действенные меры валютного контроля в более широком смысле этого понятия, осуществляя мониторинг операций резидентов и нерезидентов и выявляя операции, направленные на вывод денежных средств в иностранной валюте и российских рублях за рубеж. Эти операции имеют признаки сомнительных операций, поэтому задачей Банка России является раскрытие подобного рода схем и разъяснение их поднадзорным субъектам с целью пресечения повторения на практике. Объем операций по незаконному выводу денег из России за рубеж сократился с 500 млрд руб. в 2018 г. до 180 млрд руб. в 2019 г. Несмотря на сокращение объемов операций в 2,6 раза, они по-прежнему под пристальным вниманием подразделений Банка России, поскольку схемы постоянно совершенствуются, появляются новые. Одной из самых простых схем является заключение договоров об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования. В рамках такого фиктивного договора резидент со своего расчетного счета, открытого в уполномоченном банке, в течение нескольких месяцев осуществляет только авансовые платежи в пользу нерезидентов.
После этого расчетный счет в этом уполномоченном банке закрывается, при этом отсутствуют документы, свидетельствующие о ввозе товаров на таможенную территорию РФ в счет осуществленных авансовых платежей. Вторая схема - использование недобросовестными участниками хозяйственного оборота исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий гражданско-правовой сделки, при совершении операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма [7].
Две компании - российская и зарубежная - заключают договор на оказание услуг или поставку какого-либо товара, содержащий обязательства, неисполнение которых влечет последующее обращение в суд одной из сторон с требованием о взыскании задолженности по этому договору. Обе компании действуют в интересах одного бенефициара, желающего вывезти деньги из России. Российская компания не испол¬няет обязательства по этому договору, и зарубежная компания - взыскатель - обращается в суд. После вынесения судебного акта об удовлетворении заявленных требований взыскатель предъявляет исполнительный документ в кредитную организацию, где открыт банковский счет должника. При этом взысканные денежные средства могут быть переведены только в безналичном порядке с банковского счета должника на банковский счет взыскателя, указанный в его заявлении. Распространение получает также практика обращения взыскания на денежные средства должников, находящиеся на их банковских счетах, в рамках исполнительного производства.
При этом денежные средства с банковских счетов должников списываются на депозитные счета структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов либо структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в дальнейшем перечисляются в пользу взыскателей на их банковские счета, открытые за рубежом. Отметим, что иные расходные операции по банковским счетам участников схемы, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему нашей страны не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.
По оценке Банка России, посредством такой схемы в 2019 г. было выведено из страны 16 млрд руб. Третья схема связана с профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Суть заключается в следующем. Профессиональные участники рынка ежедневно и на крупные суммы продают ценные бумаги, преимущественно еврооблигации, юридическим лицам - резидентам. Данными юридическими лицами - резидентами обычно являются небольшие российские организации, имеющие признаки подставных фирм. По счетам юридических лиц-резидентов отмечается несоответствие оснований входящих платежей за товары и услуги с НДС от многочисленных фирм-однодневок и исходящих платежей за ценные бумаги без НДС в пользу профессиональных участников рынка ценных бумаг. В последующем ценные бумаги передавались вышеуказанным лицам-резидентам - иностранным компаниям в неденежной форме. Данная схема в последние годы активно набирает обороты, и даже встречалась в Саратовской области.
Так, в 2019 г. по такой схеме был осуществлен вывод капитала одним профучастником на сумму 0,7 млрд руб. Другим профучастником выведено 1,3 млрд руб. за счет покупки у нерезидентов ценных бумаг (еврооблигаций) ненадлежащего качества. Благодаря своевременно принятым Саратовским отделением Банка Рос¬сии мерам, у одного профучастника отозвана лицензия на осуществление деятельности, другим профучастником операции прекращены. Четвертая схема связана с осуществлением «зеркальных» сделок. Российская и зарубежная компании совершают на бирже синхронное действие через один и тот же уполномоченный банк по покупке пакета ценных бумаг за рубли и его продаже за доллары. Активное участие в проведении таких сделок принимал Deutsche Bank, за что был оштрафован американским и британским финансовыми регуляторами в январе 2019 г. С помощью «зеркальных» сделок из России было выведено с 2015 по 2019 г. около 10 млрд долл. США.
Пятая схема - использование каналов перевода денежных средств в пользу нерезидентов дальнего зарубежья через Республику Беларусь, Республику Казахстан, Республику Армения и Киргизскую Республику. Резиденты заключают внешнеторговые договоры (контракты), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации предусматривается и осуществляется с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики. При этом денежные средства переводятся на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территорий указанных республик. Шестая схема - проведение операций, имеющих транзитный (предикатный) характер. Чаще всего эта
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 12.12.1993(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. 2015. –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // Парламентская газета. № 241-242.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020)// Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ((ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // Российская газета. № 256.
5. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ ((ред. от 27.12.2019)) // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4859.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федер. закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru,
7. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением: инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 30.11.2015) // Вестник Банка России. 17.08.2012. № 48-49.
8. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2007 № 51 // Российская газета. 12.01.2008. № 4.
9. Белозерова С. В., Белозеров И. И. Проблемы определения эффективности таможенного дела // Сборник научных трудов СевКавГТУ. – 2008. – № 7.
10. Вашкович Н. Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. – 2018.– №2 (38). – С. 166.
11. Вашкович Н.Ю. Валютный контроль в Российской Федерации (финансово– правовой аспект) / Н.Ю. Вашкович. – СПб: Копи–Р Групп, 2016. – 166 с.
12. Грачева Е. Ю. Финансовое право России / Е. Ю. Грачева, Н. А. Куфакова, С. Г. Пепеляев. — М.: ТЕИС, 2017 . – 232 с.
13. Дудин М.Н, Лясников Н.В, Сидореноко В.Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2017. - №20. – С.106.
14. Зыбина Е. В. Совершенствование технологий валютного контроля // Транспортное дело России. – 2015. – № 3. – С . 113.
15. Зыбина. Е. В. Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий // Транспортное дело России. – 2017 . – № 1. – С. 52.
16. Зыбина. Е. В. Совершенствование информационного взаимодействия между Центральным Банком российской Федерации и Федеральной таможенной службой // Транспортное дело России. – 2017. – № 3. – С. 133.
17. Зыбина. Е. В. Статус таможенных органов в системе валютного контроля // Транспортное дело России. – 2016. – № 3. – С. 137.
18. Карагодин А. В., Александров А. Н., Кондрашов И. Б. Направления совершенствования законодательства в сфере валютных правоотношений // Вестник БУКЭП. – 2013. –№3. – С. 373.
19. Кожина Е. В. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны // Современные проблемы экономического и социального развития. Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева .– 2017. – № 8. – С. 194.
20. Кондрат Е. Н. Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие и сущность // Проблемы национальной безопасности. – 2018. – № 1. – С. 7.
21. Крашенинников В. М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой / В.М. Крашенинников. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2018. – 339 с.
22. Круглова Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика государств в условиях глобализации // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. – 2017. – № 3. – С. 154.
23. Леонова О. В. Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – №3. – С. 93.
24. Леонова О. В. Усложнение валютного законодательства // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. –№5. – С. 95.
25. Литвинова Ю.М., Бехер В.В., Земцов А.С., Лёвина О.А., Малышева Т.А. Валютное право. Учебное пособие / Саратов, 2018. С. 7.
26. России и способы из возврата. // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2014. – №2. – С. 50
27. Статистика // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics
28. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учебно-практическое пособие. М., 2018. С. 174.