Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что экономическая безопасность она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства, даже не носящие, на первый взгляд, экономического характера.
Экономическая безопасность занимает особенное место в структуре национальной безопасности, представляющей собой весьма сложное социально-государственное явление.
Будучи элементом системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно с этим составляет базу для формирования и функционирования всех других её структурных составляющих: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности и др.
Период развития Российской Федерации на современном этапе – это поиск максимально устойчивого социально-экономического положения страны в условиях внешнего экономического давления. Это влечет за собой необходимость решения двух весьма сложных и местами противоречивых задач. С одной стороны, Россия стремится максимально интегрироваться в глобальное экономической пространство, достичь инвестиционной привлекательности для крупных международных акторов мировой экономики. С другой стороны, наоборот, в условиях непрекращающихся политических нападок и расширяющегося списка санкций, Федерация вынуждена направить огромные силы на достижение самодостаточности народнохозяйственного комплекса. Безусловно, последний пункт не может не вызывать положительных откликов, более того, реальная политика протекционизма, которая направлена на поддержку и защиту отечественного производителя, давно ждала своего часа. Но тут, важно понимать, что в результате вынужденности и срочности необходимых преобразований, неизбежны фундаментальные ошибки, которые могут дать о себе знать в необозримом будущем. И вместо независимого, процветающего и привлекательного экономического пространства, Россия останется на окраине глобальных экономических процессов.
Обеспечение экономической безопасности – это и есть гарантия достижение вышеперечисленных задач, а также условие стабильной и эффективной жизнедеятельности общества.
Важность обеспечения экономической безопасности на региональном уровне в системе национальной безопасности обусловлено федеративной формой государственного устройства нашего государства. Россия – это объединение экономик, поэтому возможность отдельного региона быть динамично развивающейся и стабильной территорией, эффективно противостоять, а по возможности и предотвращать, экономические угрозы, является важным элементом системы обеспечения экономической безопасности страны в целом.
Необходимость изучения обозначенной проблематики подтверждается результатами теоретических разработок и фундаментальных исследований авторов, которые легли в основу методик оценки состояния системы обеспечения экономической безопасности государства, в целом и региона, в частности: Л.И. Абалкин, И.Я. Богданов, Е.М. Бухвальд, Н.Г. Головацкая, С.Ю. Глазьев, Б.В. Губин, А.А. Куклин, А. Логвина, Р.С. Лунев, Ю. Любимцев, В.К. Сенчагов, В.И. Сигов, А.И. Татаркин, Т.Ю. Феофилова и др.
На протяжении последний нескольких лет Правительством Российской Федерации велась активная законотворческая деятельность для систематизации, унификации и усиления обеспечения экономической безопасности регионов страны: разработка перечня показателей и методики оценки эффективности работы органов исполнительной власти.
Основным нормативно-правовым актом, на основе которого будет осуществляться анализ показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, является Постановление Правительства от 19 апреля 2018 г. № 472. Именно этот документ содержит интересующие нас положения:
перечень показателей, информацию о значениях которых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют федеральные органы исполнительной власти и организации;
Методики по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов России в повышении уровня социально-экономического развития региона и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов страны в достижении высокого темпа экономического потенциала территории.
Объект работы – экономическая безопасность.
Предмет работы – система экономической безопасности на примере России.
Цель работы – комплексный анализ основ формирования и обеспечения экономической безопасности России.
В связи с целью ставятся задачи:
- рассмотреть сущность экономической безопасности,
- выделить основные элементы системы экономической безопасности,
- проанализировать современное состояние и регулирование экономической безопасности России,
- определить угрозы экономической безопасности,
- предложить меры по повышению экономической безопасности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты экономической безопасности.
Во второй главе проводится анализ экономической безопасности России.
В третьей главе разрабатываются меры по повышению экономической безопасности России.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты в области экономического развития России, статистические данные и ресурсы Интернет.
1 Теоретические аспекты изучения экономической безопасности
1.1 Понятие и сущность национальной экономической безопасности
Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики страны от внешних и внутренних угроз.
Целью экономической безопасности является обеспечение экономического развития государства путем удовлетворения социально-экономических потребностей населения страны при оптимальных затратах и эффективном использовании ресурсов [14, c.55].
Рисунок 1 – Уровни экономической безопасности [5, c.112]
В качестве главного объекта экономической безопасности выступает экономическая система страны. Рассмотрим данное понятие более подробно.
Любая система представляет собой упорядоченную форму взаимосвязанных элементов, которые влияют друг на друга в рамках этого множества и находятся в постоянном тесном взаимодействии. Она имеет определенную структуру и подчиняется определенным законам.
Таким образом, экономическую систему можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих экономических категорий, которые определяют экономическую структуру общества. Главным образом, любая экономическая система отражает некоторые экономические процессы, на которых основано все функционирование общества, к которым относятся:
производство
распределение
обмен
потребление.
Эти экономические процессы протекают между основными хозяйствующими субъектами, которые, по сути, являются микро - экономическими системами: домашние хозяйства и предприятия.
Рисунок 2 – Элементы концепции экономической безопасности [12, c.190]
К определению экономической системы можно подходить с учетом разных подходов. Экономическую систему можно рассмотреть и как:
единство людей на определенной территории, объединенных общими экономическими интересами;
исторически определенный способ производства;
все экономические процессы, которые функционируют на основе отношений собственности и под влиянием организационно-правовых норм и законов.
Необходимость обеспечения экономической безопасности национальной системы связана с тем, что экономическая система осуществляет [2, c.128]:
1. производство материальных и нематериальных благ
2. взаимодействие общества и природы, которая выступает часто объектом экономической деятельности
3. регулирование социальной жизни.
Рисунок 3 – Основные направления государственного регулирования [3, c.182]
В связи с этим функциями перед экономической системой стоит ряд основополагающих задач:
обеспечение жизнедеятельности экономики и ее работоспособности
координация всех видов экономической деятельности
реализация социальных целей на благо общества.
Согласно диалектическому закону, наличие таких противоречивых свойств, как стабильность и изменчивость, и дает возможность любой системе развиваться.
Экономическая безопасность страны подвержена влиянию многих факторов, среди которых встречаются хозяйственные, информационные и административные факторы.
Рисунок 4 – Критерии оценки экономической безопасности [7, c.172]
К хозяйственным факторам относится состояние материально – технической базы общества, использующей и преобразующей ограниченные ресурсы в конечные продукты и услуги.
Административные факторы включают в себя весь свод юридических прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, а также норм, которые регулируют деятельность, связанную с владением и распоряжением этими ресурсами.
Информационные факторы объединяют в себе все сведения о характере факторов первых двух групп, координируя, таким образом, взаимодействия между субъектами.
Субъектами, призванными обеспечить экономическую безопасность государства, могут быть отраслевые министерства, таможенные службы; банки, фонды, производители.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Авагян Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2016. – 491 с.
2. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2017. – 602 с.
3. Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-18/
4. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Юрайт, 2016. – 283 с.
5. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 447 с.
6. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 503 с.
7. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2015. – 237 с.
8. Торкунов А.В. История международных отношений. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 552 с.
9. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М: Аспект-Пресс, 2016. – 268 с.
10. Федякина Л.Н. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://nashol.com/
11. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 558 с.
12. Хасбулатов Р.И. Международные финансы. – М.: Юрайт, 2018. – 567 с.
13. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.
14. Цыганов П.А. Международные отношения и мировая политика. – М.: Юрайт, 2016. – 462 с.
15. Чеботарев Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 421 с.
16. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/
17. Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru
18. Международный валютный фонд. URL: imf.org
19. Всемирная торговая организация. URL: wto.org
20. Конференция ООН по торговле и развитию. URL: unctad.org
21. Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/
22. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru/