Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любая наука базируется на использовании исторического метода, который позволяет изучить предмет исследования во всем его многообразии. Постижение истории позволяет нам в дальнейшем избежать несоответствий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития той или иной науки. Искусство управления в этом отношении также требует глубокого изучения.
Развитие науки управления свидетельствует, что утопические концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. С содержательной точки зрения эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени.
В процессе эволюции условий жизни людей (производительные силы, окружающая среда, природа) изменяются и сами люди. Следовательно, должны изменяться, совершенствоваться подходы к управлению, организации общественного производства. Сами идеи и принципы могут оставаться неизменными, но их исполнение соотносится с требованиями и условиями конкретной экономической ситуации. Изучение истории управленческой мысли обязано содействовать развитию ощущения решительности в постановлении образующихся трудностей через обогащение их знаний о практике и теории управления. Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.
Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы. Управление персоналом организации или менеджмент персонала – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Актуальность исследования темы данной работы связана с тем, что сегодня эффективное управление людьми имеет большое значение для всех организаций, поскольку без людей не будет и самой организации, и ни одна организация не сможет реализовать свои целей и выжить. Поэтому управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Объект исследования – история менеджмента.
Предмет исследования – формы организации в менеджменте.
Цель исследования – рассмотреть историю развития менеджмента.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития менеджмента;
- изучить теоретические основы организации системы менеджмента;
- исследовать анализ формы организации системы менеджмента на примере ООО «ЭЦВ».
В процессе работы был применен метод теоретического исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования; систематизацию, обобщение.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. История развития менеджмента
1.1 Развитие теории и практики менеджмента
Развитие теории и практики менеджмента – это обусловленный объективными (развитие общества и науки) и субъективными (менталитет руководства, его взгляды, восприятие научных теорий и закономерностей, консервативность и ориентированность на нововведения) обстоятельствами непрерывный процесс [9, с. 79].
Практическая деятельность в сфере менеджмента является фундаментом, без которого невозможно эффективное функционирование современных предприятий. Организация не может действовать в постоянно трансформирующихся условиях внешней среды без грамотно спроектированной системы управления. На представления об управлении компанией оказывают влияние разнообразные факторы: характеристики внешней среды, уровень развития технологии, принятая в обществе система трудовых отношений, развитие информационных технологий.
Среди ученых не сформировано единого мнения о том, с какого момента управленческая деятельность приобрела статус самостоятельной сферы, перестав быть косвенным проявлением власти. По мнению Р. Ходжеттса, условия для выделения менеджмента как специфического вида деятельности сформировали три управленческие революции:
- религиозно-коммерческая (V-IV тыс. лет до н. э.). В это время шумерские жрецы перестали приносить кровавые жертвы богам. Дань стала взиматься продуктами, которые находили практическое применение – использовались для обмена, накопления и потребления. В ведение жрецов были отнесены не только ритуальные почести, но и сбор налогов, распределение государственного бюджета и подобные обязанности;
- светско-административная (1792-1750 гг. до н.э.), связанная с реформами вавилонского правителя Хаммурапи. Свод законов Хаммурапи сформировал первую административную систему, регулирующую многообразие отношений между разными социальными группами;
- производственно-строительная (605-562 гг. до н.э.), связанная с вавилонским царем Навуходоносором II. Его заслугой является совершенствование организации труда (в зернохранилищах и на текстильных фабриках) [14, с. 12].
А. И. Кравченко дополняет список еще двумя революциями:
- промышленная (Великая индустриальная революция XVIII-XIX вв.), стимулировавшая развитие капитализма в Европе. С этого момента обогащавшие менеджмент открытия стали происходить регулярно. На смену единому руководителю-собственнику пришел распределенный акционерный капитал, а управление при этом было передано наемным менеджерам;
- менеджерская революция (середина XX века), в ходе которой появился класс профессиональных менеджеров.
Современный менеджмент как наука развивается высокими темпами за счет синтеза накопленных практических наблюдений и теоретических разработок.
Этапы развития теории и практики менеджмента. В развитии теории и практики менеджмента можно выделить множество подходов и школ. Тем не менее, можно выделить определенные крупные этапы. Первые работы, демонстрирующие научный подход к обобщению накопленного управленческого опыта и закладывающие основы менеджмента как науки, появились в конце XIX – начале XX века [1, с. 25].
Исторически первым стал классический этап менеджмента, в рамках которого можно выделить три компонента:
Научный менеджмент (представители Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. Гилберт и др.). В центре внимания исследователей находилась научно обоснованная организация производственных процессов, максимальная рационализация и стандартизация.
Административный менеджмент (представители А. Файоль, М.П. Фоллет и др.). Акцент смещается на изучение организации в общем, а также функциям планирования, организации, координации и контроля.
Концепция бюрократических организаций (ярчайший представитель – М. Вебер), предполагающая четкое разграничение сфер ответственности и должностных обязанностей рабочих, разделение управления и собственности, ведение отчетности в формализованном виде. В 1930-х развивается школа «человеческих отношений», логическим продолжением которой стала школа поведенческих наук. На этом этапе в центр внимания были помещены поведение и потребности работников, психология отношений, групповые интересы и социальные взаимодействия.
Эмпирической базой послужили эксперименты Э. Мэйо, проведенные в 1927-1933 гг. на предприятиях «Вестерн Электрик» в городке Хоторн (так называемые Хоторнские эксперименты) [4, с. 49].
Среди важных принципов управления, сформулированных на этом этапе, можно указать следующие: у каждого индивидуума есть уникальные цели, мотивы, потребности, для формирования положительной мотивации с рабочими нужно обращаться как с личностями, а не как с «роботами», на производительность труда влияют семейные или личные обстоятельства рабочих, решающим фактором является эффективная информация и процессы обмена ей.
В рамках этого этапа была разработана знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу. Во второй половине XX века начинается новый этап развития теории и практики менеджмента, связанный с появлением количественной школы науки управления. Ее особенностью стало широкое применение математических моделей для решения управленческих проблем.
Основные подходы, применяемые на этом этапе:
- процессный (управление есть непрерывная серия взаимосвязанных функций – планирования, организации деятельности, мотивации и контроля, связанных принятием решений и коммуникациями),
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Балашов, А., П. Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
2. Балашов, А.П. Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
3. Беляев, В.М. Основы менеджмента на транспорте [Текст]: Учебник / В.М. Беляев. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
4. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. [Текст] / И.А. Бланк. - М.: Омега-Л, 2019. - 128 c.
5. Егоршин, А.П. Основы менеджмента [Текст]: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
6. Королев, В.И. Основы менеджмента[Текст]: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
7. Локтионова, Ю.Н. Основы финансового менеджмента [Текст]/ Ю.Н. Локтионова, О.Н. Янина. - М.: Русайнс, 2016. - 288 c.
8. Масленников, В.В. Форсайт развития теории и технологии менеджмента (основы методологии) [Текст]/ В.В. Масленников, А.Н. Шмелева. - М.: Русайнс, 2016. - 190 c.
9. Мескон, Основы менеджмента[Текст] / Мескон и др. - М.: Диалектика, 2019. - 672 c.
10. Назимко, В.К. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.К. Назимко, Е.В. Кудинова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.
11. Наумов, В.В. Государство и язык. Формулы власти и безвластия: Идеологические и социолингвистические основы языкового менеджмента [Текст] / В.В. Наумов. - М.: Ленанд, 2019. - 182 c.
12. Начинская, С.В. Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта[Текст] / С.В. Начинская. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
13. Плахова, Л.В. Основы менеджмента[Текст]: Учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. - М.: КноРус, 2017. - 204 c.
14. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента[Текст]: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
15. ООО «ЭЦВ» [Электронный документ]. – Режим доступа: https://checko.ru/company/ehkspertny-centr-vagonostroeniya-1057811991632[Дата обращения: 27.01.2020]
16. Скворцов И. Н. Менеджмент как искусство управления [Текст]/ И. Н. Скворцов // Проблемы теории и практики управления. – 2017. - № 5. – С. 67-71.
17. Снелл С. А. Стратегическое управление персоналом[Текст] / С. А. Снелл // Российский журнал менеджмента. – 2017. - № 5. – С. 113-138.
18. Скворцов И. Н. Менеджмент как искусство управления[Текст] / И. Н. Скворцов // Проблемы теории и практики управления. – 2017. - № 5. – С. 67-71.
19. Снелл С. А. Стратегическое управление персоналом[Текст] / С. А. Снелл // Российский журнал менеджмента. – 2017. - № 5. – С. 113-138.
20. Соболева И. А. Стратегическое управление персоналом [Текст]/ И. А. Соболева // Вопросы экономики. – 2017. - № 1.- С.35-39.
21. Цветочкина Р. А. Повышение эффективности системы мотивации сотрудников в бюджетных организациях [Текст]/ Р. А. Цветочкина // Статистика и экономика. – 2016. - № 3. – С. 69-73.
22. Шарафанова Е. Организационная структура как инструмент управления персоналом: основные тенденции ХХ века [Текст]/ Е. Шарафанова // Персонал микс. – 2017. - № 3. – С. 67-71.
23. Ярышина В. Н. Построение системы оплаты труда работников в современных условиях. [Текст] / В. Н. Ярышина // Вестник Воронежского государственного университета. - 2016. - № 3. – С. 92-97.