Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие детско-юношеского туризма в последние годы связано с возросшей необходимостью в современных экономических условиях давать развитию детей и молодежи правильное направление. В современной городской среде наблюдается процесс отчуждения человека от общения, который усиливается персональными компьютерами, современными средствами коммуникаций. В городах ускоренный ритм жизни взаимосвязан с ярко выраженной малоподвижностью жителей. К тому же низкое качество природной среды (воды, воздуха, растительного покрова), насыщение ее физическими, химическими и биологическими загрязнителями формируют отрицательные тенденции в образе жизни и здоровье жителей городов, вызывают «болезни цивилизации».
Детско-юношеский туризм представляет собой одну из самых эффективных оздоравливающих технологий и является важным звеном в воспитании детей в современном обществе. Положительным значением туризма является также его способность обучить и подготовить молодое поколение к условиям выживания в городской и природной среде. В подростковом возрасте особенно востребованы туристические походы, так как подросток может испытать свои силы на преодоление различных препятствий, достичь каких-нибудь высот в данной сфере деятельности и в тоже время подросток может открыть для себя что-то новое, воспитать в себе чувство коллективизма, ответственности, развить такие качества как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.
Проблемы организации туристической деятельности рассматривались в работах А.Х. Абукова, А.Ю. Александрова, Л.И. Воронковой, З.А. Янковой и др. Исследователи отмечают, что туризм представляет собой не только активную форму отдыха, но и эффективное средство познания. Туризм дает новые знания, богатые впечатления, существенно влияет на формирование взглядов, образа мышления, характера, интересов людей.
Целью данной работы является рассмотреть туризм как средство формирования чувства ответственности у школьников. особенности организации туристической деятельности подростков в загородном детском центре.
Объект исследования -процесс развития личности ребенка.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития личности в процессе туристической деятельности.
Задачами данного исследования являются:
1.Рассмотреть современные подходы к пониманию сущности и содержания туристической деятельности.
2.Изучить особенности туристической деятельности подростков.
3.Описать формы организации туристической деятельности с подростками.
Гипотеза исследования- воспитание ответственности у школьника в процессе туристической деятельности будет осуществляться при наличии условия рассмотрения туризма в качестве комплексного средства развития личности.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент.
Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения, приложения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и классификация туризма
Термин «туризм» разными исследователями рассматривается с разных его сторон. На сегодняшний день существует более 200 определений, которые в той или иной степени отражают определенные черты туризма [6,С.105].
Термин «туризм», впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. К сожалению, этот термин не является предельно ясным и удачным, к тому же он не отражает в достаточной степени значение и сущности туризма. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. [17,С.67]
В общее понятие «туризм» входят экскурсии, походы и путешествия, в которых существует сочетание активного отдыха с познавательными и образовательными целями. По мнению Ю.М. Кокорова подростковый туризм основывается на туристско- краеведческой деятельности школьников, которая организовывается школой и внешкольными организациями и выходит за рамки учебных программ. Кокоров считает, что главной целью, которую преследует школьная туристическая деятельность, является обеспечение педагогически целесообразного использования внеурочного времени школьников. [18,С.45]
В педагогике также встречается определение Остапца А.А. Исследователь представляет туризм для школьников в качестве средства их гармонического развития. [4,С.29]
Основные общие понятия, которые определяют сущность туристских терминов - это «туристская прогулка», что представляет собой непродолжительный по времени групповой выход активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания и «туристская экскурсия» -групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях. [14,С.86]
В целом к понятию туризм относятся экскурсии и прогулки на открытом воздухе, целью которых является удовлетворение потребности в движениях, повышение сопротивляемости организма воздействиям внешней среды и решение воспитательных и познавательных задач. [14,С.87]
Впервые туризм начал широко развиваться в конце XIX начале XX веках, в это время передовые педагоги учебных заведений России увидели возможность отойти от классического российского образования, носившего преимущественно теоретический характер, значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе[15,С.43]. Специалисты пришли к выводу, что в программу обучения необходимо ввести экскурсии, так как они представляют собой эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания.
По мнению М. Пивоварова проведение туристических походов, экскурсий является обязательным условием при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла [11, С.108].
В конце XIX начале XX веков в некоторых учебных заведений России педагоги осознали необходимость введения экскурсий в программы обучения. Как следствие в 1910 году ими была издана книга «Школьные экскурсии». [12, С.31] После появления этой книги местные и дальние экскурсии, проводимые педагогами, стали включаться в учебный процесс и проведение экскурсии стало обязательной формой работы в преподавании различных предметов.
Исследователи выделяют следующие разновидности туризма:
-по цели (спортивный, спортивно-оздоровительный, познавательный, учебный, экологический)
-по возрасту (взрослый, семейный, детский, молодежный)
-по способу передвижения (пешеходный, лыжный, водный, горный, вело, авто-мото, парусный)
-по степени организованности (организованный, неорганизованный «дикий», плановый, самодеятельный).[6, С.34]
Туризм можно разделить на две основные группы: познавательный (экскурсионные поездки) и спортивно-оздоровительный (активно-двигательный туризм, совершенствующий и развивающий двигательные способности и т.д.).
Отличительными чертами спортивно-оздоровительной направленности туризма являются:
– возможность комплексного формирования физических и духовных качеств, способов познания себя и окружающей среды, максимального использования благотворного влияния природной среды, возможность самоутверждения как личности;
– формирование навыков здорового образа жизни;
– возможность охвата всех возрастных и социальных групп населения страны.
Согласно ещё одной классификации туристических походов выделяют:
-вводные (подростки получают общее представление о целях, задачах планируемого похода, получают задания)
-ознакомительные, исследовательские (подростки знакомятся с конкретными явлениями в самой природе, разрабатывают новый маршрут)
-обобщающими (на этом этапе предполагается конкретизация и обобщение изученного подростками материала) [2, С.44].
Среди первооткрывателей в экскурсионной деятельности можно назвать деятельность Александровской учительской школы в Тифлисе. Она была создана в 1866 году и позже получила статус учительского института. Руководителем её был педагог Николай Петрович Захаров, который хорошо изучил опыт постановки народного образования в России и за рубежом и смог организовать образцовый учебно-воспитательный процесс. Особенностью его экскурсионной деятельности было то, что все экскурсии совершались всей школой пешком, ежегодно проводилось несколько подобных
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Александрова А. Ю. Туризм и культурное наследие//Межвузовский сборник научных трудов/под редакцией: Д. Е. Луконина, Т. В. Черевичко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2018. С. 10 -18.
2.Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Российская Международная академия туризма. Москва, 2019
3.Алексеев, А. С. Спортивный туризм в России./ А.С. Алексеев. – СПб.: Речь, 2011. – 74 с.
4.Бабкин, А.В. Туризм. Специальные виды туризма: учеб. пособие / А.В. Бабкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 252 с. 7.
5. Бгатов, А. П. Безопасность в туризме / А.П. Бгатов. - М.: Форум, 2014. - 176 c.
6. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма / под ред. Е.Л.Писаревского.- М.: Федеральное агентство по туризму,2014. -272с.
7. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей и подростков : учебное пособие для прикладного бакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп., 2017.
8.Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.-235с.
9.Библиотека теории и практики инноватики образования/сост. А.С. Александров. Серия Образовательные технологии - проектирование и реализация/сост. А.С. Александров. – Уфа: изд-во БИРО, 2011. – 321 с.
10. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М.: Академия, 2012. – 544 с. 25
11.Вяткан, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. / Л.А. Вяткан, Е.В. Д.Н. Садорчук, Немытов. – М.: Проспект, 2012. – 344с.
12.Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности /Б.А. Вяткин. – М.: МГУ, 2012. – 134с.
13.Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта./ Е.Н. Гогунов. – М.: Академия, 2012. – 376 с.
14.Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие. – Минск: Современная школа, 2010. – 383 с.
15.Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - М.: Academia, 2015. - 240 c.
16.Константинов, Ю.С., Педагогика школьного туризма: учебно - методическое пособие, 2-е изд., дополненное. / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. - М.: ФЦДЮТиК, 2011. - 208 с.
17.Константинов Ю.С., Митрахович С.С. «Туристско-краеведческая деятельность в школе.» Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. − 352 с
18.Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте/ В.Р. Малкин. – М.: Проспект, 2012. – 250 с.
19.Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися / Под общ. ред. М.М. Бостанджогло. - Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации». - М.: Изд-во «Канцлер».- 2015. -24 с.
20.Пивоваров, В.И. Основы туристской деятельности/В.И. Пивоваров. - М.: Спортпресс, 2012. - 224 с
21.Палаткина Г.В.Молодежный туризм. Учебное пособие. КноРус, 2016. - 206 c
22.Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 792-795.
23. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
24. Современные модели организации детского отдыха и оздоровления: подходы, реальность, тенденции : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. "Вопросы внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления", 22-24 окт. 2015 г., г. Новосибирск / М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования, науки и инновационной политики Новосибирской обл., ООО "Научно-внедренческое предприятие "Информация-Экономика", ООО "Центр детского и молодежного отдыха "Магистр", Фонд развития детских лагерей ; [науч. ред.: А. А. Данилков]. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. – 137, [1] с.
25. Суховейко Г. С. Организация детского отдыха и оздоровление : по сути // Рос. образование. — 2014. — № 2. — С. 31-33
26.Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм / С.С. Соловьев. - М.: Academia, 2014. - 288 c.
27.Черемисин П.А. Виды современного туризма // География в школе- 2010. –№ 7. – С. 29 - 36.
28.Чичкина, С. Статус и перспективы развития внутреннего подросткового туризма в России/С. Чичкина// Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2014.-№ 5. – С. 24-27.
Электронные ресурсы
https://depcult.gov35.ru/deyatelnost/turizm/detskiyturizm/zakonodatelstvo-v-sfere-detskogo-turizma/