Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка. В основном родители концентрируются на развитии речи и рационального мышления. Творческое мышление позволит в дальнейшем ребенку не только воплощать свои знания в жизнь, но и придумывать оригинальные идеи и способы их реализации.
В наше время школа предъявляет к ребенку много серьезных требований. С начала обучения школьник должен относиться к ней ответственно, подчиняться правилам и требованиям школьной жизни, 3 обладать развитыми волевыми качествами–без них он сознательно не сможет подчинять свое поведение решению учебных задач, регулировать свое поведение, собранно вести себя на уроке. Но не только внешнее поведение должно быть произвольным, но и умственная деятельность ребенка-память, мышление, внимание.
Школьнику необходимо уметь слушать, наблюдать, надолго удерживать в памяти нужную информацию, добиваться решения поставленной педагогом задачи, а также последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие логического, отвлеченного мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют умственную пассивность, у которых нет желания и привычки думать, решать задачи. Эти умения формируются в дошкольном периоде развития ребенка.
Актуальность. В связи с социально-экономическими преобразованиями в России происходят изменения и в системе дошкольного образования, так, например, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одним из первых принципов стандарта- - - это полноценное проживания всех этапов детства, обогащение детского развития и одной из главных задач, на решение которой он направлен, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Между тем, особенности развития детей от младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста и описание этапов детства раскрыты в работах и отечественных исследователей и зарубежных, но в меньшей степени освещена проблема способов развития творческих способностей. Хотя в исследованиях Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, О.М.Дьяченко, Р.Г.Казаковой, Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Комаровой, Дж.Гилфорда, К.Тейлора, А.Н.Лук, Р.И.Жуковской, И.Я.Михайличенко, Н.Н.Подъякова и др., раскрыты особенности творческих способностей.
В соответствии с выявленным противоречием определена проблема исследования: изучение возможностей использования изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе организации учебной деятельности.
Объект исследования: творческие способности детей младшего школьного возраста.
Предмет: выявление особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность творческих способностей.
2. Изучить основные компоненты творческих способностей.
3. Проанализировать проблему оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
4. Изучить уровень развития изобразительных навыков детей младшего школьного возраста.
5.Провести формирующий этап опытно-поисковой работы.
6.Провести контрольную диагностику.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в частности, положение о зоне ближайшего развития ребенка, его сенситивных периодах и движущих 5 силах развития; деятельный подход А.Н. Леонтьева; концепции развития личности (Л.И. Божович, Е.Б. Усова, Э. Эриксон и др.); теории творческих способностей (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Торренс и др.); теории детского творчества (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Дж. Сёлли, и др.).
Методы исследования:
-метод теоретического анализа литературы,
-психодиагностический метод,
-качественный и количественный анализ;
-метод математической статистики.
Практическая значимость: полученные данные об особенностях развития творческих способностях могут быть использованы в работе педагогами ОУ.
База исследования: исследование проходило на базе ГБОУ № 31, г. Санкт-Петербурга.
В исследовании приняли участие 10 детей возрастом от 7 до 8 лет. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1.Понятие и сущность творческих способностей
Сам термин “творчество” имеет множество определений. Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребенка, которые определяют успешное выполнение какой-либо творческой деятельности. Ребенок с развитыми творческими способностями: умеет применять новый опыт на практике; замечает детали, которые не видят другие; имеет большое количество оригинальных идей; постоянно стремиться познать что-то новое; умеет создавать альтернативные решения той или иной проблемы.
Основой этих умений является воображение и креативное мышление. Чтобы определить степень развития творческих способностей у ребенка используются специальные диагностические тесты. Чаще всего это анализ детских рисунков. Такая диагностика нужна для того, чтобы определить насколько развито у малыша творческие мышление, и каким аспектам необходимо уделить особое внимание.
Фундаментальные и прикладные аспекты развития творческих способностей рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Термином «творчество» охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного, и критерием, его определяющим является уникальность результата творчества.
Большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его потенциал (Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, Е.Л. Яковлева, А.И. Савенков и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. − СПб.: СПБГУ, 2015. − 228с.
2. Артемов, В. А. Детская экспериментальная психология / В. А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
3. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев - СПб.: издательство Буковского, 2015. - 60с.
4. Богаченко, Е. А. Игра как современный метод / Е. А. Богаченко // Начальная школа. – 2014. - № 6. – С. 16-18.
5. Богданова, Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка — М.; Роспедагентство, 1994.-201 с.
6. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 202 c.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; М.: Педагогика, 2009. - 480 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т.–М., 2012.-420 с.
9. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2007. С.160.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 1999. С. 368.
11. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 2014.-25-28 с.
12. Игры-драматизации / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.:Феникс, 2008. – 412 с.
13. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2011. - 480 c.
14. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2008. -125 с.
15. Поддяков Н.Н. Развитие комбинаторных способностей [Текст] / Н.Н. Поддяков //Дошкольное воспитание, 2001 – 310 – с.90-99.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 208 с.
17. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под редакцией Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой – М: Педагогика – 2005. – 200с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн – Спб: Питер, 2002. – 720с.
19. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] /С.Л. Рубинштейн // Исследование проблем психологии творчества. 2000. № 3. – 34-46
20. Семенов С.Ю. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления [Текст] / С.Ю. Семенов // Исследования проблем психологии творчества. - М., 2003.- С. 27-62.
21. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.:Школа-Пресс,2011. – 512с.
22. Степанов С.Ю. Исследование проблем психологии творчества [Текст]/ С.Ю. Степанов, И.Н.Семенов, В.К.Зарецкий. - М., 2003. - С. 101-133.
23. Степанова, О. А. Игровая школа мышления / О. А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 10. – С.3
24. Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности [Текст] /Р.Стернберг, Е.Григоренко // Психологический журнал. Т. 19. №2. - С. 144-161.
25. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014.-336 с.
26. Ушинский, К. Д. История воображения[Текст]/ К.Д.Ушинский. // Ушинский К. Д. избранные педагогические сочинения. – Т.2/ Под ред. А. И. Пискунова. 1974. – С. 347-356
27. Формирование личности в онтогенезе. [Текст] /Под ред. И.В. Дубровиной/ -М: АПН СССР, 1991. - 159 с.
28. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст]/ З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1995. – 400c. 38. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков – Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001 – 288 с.
29. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]/ Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 238с.