Фрагмент для ознакомления
2
практических умений и навыков в области компьютерно-информационных технологий, базовых знаний об общих принципах применения ИКТ, формирование культуры творческой деятельности, развитие творческих способностей, познавательной и творческой активности, формирование индивидуального стиля творческой деятельности [4].
Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а, в общем, способствует повышению качества образования.
Особенностью учебно-воспитательного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится дошкольник, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.
Внедрение ИКТ в практику работы педагога ДОУ осуществляется по следующим направлениям :создание презентаций к занятиям, использование готовых обучающих программ, разработка и использование собственных авторских программ.
Необходимо сказать, что применение ИКТ в процессе обучения и воспитания дошкольников повышают общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность детей дошкольного возраста.
Педагог должен обладать рядом умений: технические умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические умения, необходимые для грамотного обучения дошкольников; технологические умения, необходимые для использования информационных средств обучения на занятиях, проводимых в ДОУ [6].
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества процесса обучения. Качество обучения – это, то для чего работают педагоги.
С помощью компьютерных технологий педагог решает следующие задачи: усиление интенсивности занятия; повышение мотивации дошкольников; мониторинг их достижений.
Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, поэтому гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа-средств.
Уже давно доказано, что каждый дошкольник по-разному осваивает новые знания. Ранее педагогам трудно было найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
При использовании ИКТ не следует допускать ошибок.
Во время работы в компьютерном классе необходимо хорошо знать и четко выполнять гигиенические требования к работе на компьютере.
Общеизвестно, что организм ребенка, который постоянно находится в состоянии роста и развития, очень чувствителен к воздействию любых факторов окружающей среды [2].
Сегодня выигрывает тот педагогический работник, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить ее на самостоятельное овладение ними. Для развития у детей устойчивого познавательного интереса педагог должен прилагать немало усилий.
Перед педагогом стоит задача сделать занятия интересными и насыщенными информацией, которая побуждала бы детей к активной познавательной деятельности. Предлагаемый материал педагогическим работником для познания должен содержать элементы чрезвычайной, удивительной, неожиданной информации, такой, что вызывает у дошкольников интерес к образовательному процессу и помогает создать положительную эмоциональную атмосферу обучения. Только такой подход к организации образовательного процесса будет способствовать развитию умственных способностей детей. Ведь именно удивление пробуждает мысль и ведет к пониманию [5].
Основные педагогические цели использования ИКТ в работе с дошкольниками:
- развитие личности ребенка, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности;
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения части репродуктивной деятельности;
- развитие коммуникативных способностей на основе выполненных совместных проектов;
- формирование умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях;
- развитие навыков поисковой деятельности.
Компьютерные игры помогают реализовать детские мечты о реалистичных мирах. Компьютерные программы и игры помогают дошкольникам стать активными субъектами учебно-воспитательного процесса. С помощью компьютерных программ дети дошкольного возраста учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями, а также расширяют и уточняют представление ребенка об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас и тому подобное [7].
Компьютерные игры не только должны заменять традиционные формы игр, а дополнять их. Нужен тщательный отбор этих игр и соблюдение гигиенических норм работы по работе с компьютером.
Подготовка подобных занятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя занятие с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки занятия могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Занятие, которое включает слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных. Экран притягивает внимание, которого порой нет возможности добиться при фронтальной работе.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к занятиям в ДОУ можно назвать создание мультимедийных презентаций [9].
Психолого-педагогическое исследование дает возможность делать вывод том, что использование возможностей ИКТ в дошкольном образовательном учреждении способствует:
- повышению мотивации к учению повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей;
- повышению качественной успеваемости дошкольников;
- развитие наглядно-образного, информационного мышления;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у дошкольников;
- повышению активности и инициативности дошкольников;
- повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы воспитателя-педагога.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует повышению его эффективности, всестороннему и гармоничному развитию личности дошкольника, раскрытию их талантов, существенно влияет на содержание, формы, методы и средства обучения [8].
При таких условиях компьютерные игры будут эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста.
Эффективным является использование мультимедийного сопровождения в процессе определённых видов деятельности:
- коррекционной работе с детьми (на занятиях, во время проведение праздников и развлечений, режимных моментов);
- методическом обеспечении (создание электронных методических материалов и презентаций для занятий);
- в работе с родителями (во время проведения консультаций, родительских собраний, дней открытых дверей, оформление стендов, информационных уголков, буклетов, создание презентаций «Моя группа», электронных групповых газет).
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Детская природа требует наглядности. Сейчас это уже не схемы, таблицы и рисунки, а игра, которая ближе детской природе.
Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Разумное использование в образовательно-воспитательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.
Использование на занятиях с детьми мультимедийных презентаций позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.И. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992. – 275 с.
2. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2001. – 199 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
4. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В.Дворецкая // Педагогическая технология. – М., 2004. - №2. – С. 38-40.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г.Захарова; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
6. Калинина Т.В. Управление ДОУ: Новые информационные технологии в дошкольном детстве [Текст] / Т.В.Калинина; М, Сфера. – 2008.
7. Канеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. инст-ов по спец-ти № 2110 «Дошк. педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
8. Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю.Ксензова; М.: Педагогическое общество России, 2000.
10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1997. – 88 с.
11. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / Дошкольное воспитание // В.Моторин; 2000. – № 11.
12. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С.Л.Новоселова; М.: Новая школа, 1997.
13. Овчаров Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: учебное пособие [Текст] / Е.А. Овчаров. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2013. – С. 13.
14. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c.336.
15. Пильдес М.Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М.Б. Пильдес, Е.Д. Тенютина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 211 с.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
17. Рыленко Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОУ // Молодой учёный. – 2015. – №17. – С. 565-568. – URL https://moluch.ru/archive/97/21753/ (дата обращения: 16.02.2020).
18. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. – Москва: Вузовский учеб., 2012. – 390 с.
19. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 168 с.
20. Тупикова С.А., Спиридонова Т.А. Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой учёный. – 2016. – №28. – С. 951-953. – URL https://moluch.ru/archive/132/37002/ (дата обращения: 07.10.2019).
21. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст] / М., Сфера, 2008.
22. Хакимова Г.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: монография [Текст] / Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребнюк. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – С. 63.
23. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2010. – 252 с.
24. Щербак А.П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2009. – 228 с.
25. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 236 с.