Фрагмент для ознакомления
2
Главный недостаток концепций подобного типа состоит в практически полном исключении иррациональных факторов. Предполагается, что индивиды всегда стремятся сделать рациональный выбор и получить экономические выгоды. Однако решения людей не всегда являются рациональными, на них могут повлиять низкий уровень информированности индивида, его политические, культурные и иные мотивы.
В 1960 г. была разработана теория «притяжение-выталкивание» (pull/push). Она основана на выделении привлекающих и ограничивающих факторов, влияющих на миграцию. В странах, где превалирует эмиграция, выше влияние «выталкивающих» факторов, в странах иммиграции наблюдается больше «привлекающих» факторов [4].
Включить в предмет анализа наибольшее количество факторов позволяет социокультурный подход. Он осознает феномен миграции прежде всего как социокультурное явление, рассматривая его через призму социальных взаимодействий, диалектику внешних и внутренних факторов, определяющих процессы миграции. Сама миграция при этом рассматривается как фактор дальнейших системных социальных изменений. Данный подход позволяет эффективно собирать и изучать как количественные, так и качественные характеристики миграционного процесса.
По Л.Л. Рыбаковскому, миграцию можно понимать в узком и широком смыслах. Миграция населения в узком значении слова представляет собой совокупность регистрируемых безвозвратных перемещений, совершаемых между разными населенными пунктами. В свою очередь, миграция населения в широком смысле этого слова представляет совокупность фиксируемых различными способами как безвозвратных, так и возвратных перемещений между разными населенными пунктами [2].
Таким образом, автор выделяет два сущностных критерия миграции – это перемещение из одного населенного пункта в другой и обязательная фиксация данного перемещения. Признавая наличие других критериев идентификации миграции, таких как расстояние, время и др., автор утверждает, что их следует использовать лишь для разведения узкого и широкого понятий миграции.
А.С. Ахиезер под миграцией понимает важнейший элемент образа жизни, форму человеческой деятельности, реализующую ценности, цели людей, групп, личностей, воплощение которых связано с постоянным или временным, добровольным или вынужденным переселением в иные регионы, поселения, страны, на новое место проживания, работы. Автор указывает на то, что миграция служит важным показателем потенциала социальной и культурной энергии людей, скрытых и явных сдвигов в образе жизни [1].
З.З. Хот главной особенностью данного подхода называет возможность описывать и раскрывать как динамические характеристики самих мигрантов, так и характеристики их социальной среды [3].
Важным для понимания механизма миграции является учет влияния социального окружения, социальных групп, в которые входят потенциальные индивидуальные субъекты миграционного процесса и групп, служащих источником формирования ценностных ориентаций и социальных норм. На данный момент именно этот подход наиболее точно позволяет решать задачи изучении и прогнозирования миграционных процессов.
1.2. Методы государственного управления миграцией населения
Методы государственного управления миграцией населения не сводятся исключительно к методам прямого и косвенного воздействия, убеждения и принуждения и т. п., а предопределяются целями, стоящими перед органами исполнительной власти государства, уполномоченными в сфере управления миграцией, и их функциями. Иными словами, это целенаправленная деятельность многообразной системы уполномоченных в сфере миграции органов управления.
Следовательно, в основе классификации методов государственного управления миграцией населения должна лежать нормативно определенная государственная миграционная политика. В связи с этим основным выступает метод стратегического планирования государственно-управленческой деятельности в сфере миграции.
В рамках стратегического планирования государство определяет сущность миграционной политики и миграционной системы, которые, в свою очередь, обусловливают выбор методов государственного управления. Современная социологическая наука выделяет различные миграционные системы и опосредующие их виды миграционных политик государств [16, с. 117-149].
На наш взгляд, в России необходимо реализовывать консервативную модель миграционной политики, которая корреспондируется с задачей, определенной в Указе Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [1]. Так, в п. 14 Концепции говорится о том, что целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, способствующей решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также защиты и сохранения русской культуры, языка и исторического наследия народов России. В то же время в качестве еще одной цели следует указать использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Представляется, что для реализации целей российской консервативной миграционной политики необходимо нормативно закрепить административно-правовые экономические методы управления миграцией населения, заключающиеся в создании условий для привлечения высококвалифицированных специалистов, определении сфер и отраслей экономики, в которые следует привлекать рабочую силу, развитии инвестиционной и туристической деятельности. Особенно актуальны методы экономического стимулирования, обеспечения социальных гарантий, поощрения, предоставления льгот для поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также защиты и сохранения культуры и традиций народов России, составляющих основу ее цивилизационного кода.
Реализация российской консервативной миграционной политики также может быть осуществлена посредством методов прямого властного (административно-властного) воздействия на миграционные отношения: разрешительного, регистрационного, правопредоставительного (правонаделительного), квотирования, лицензирования, запрета, административного принуждения. Данные методы закреплены в действующем миграционном законодательстве.
Организационно-правовые методы (или методы гарантирования административно-правового статуса мигранта) направлены на создание условий для беспрепятственной реализации их прав. Такими методами являются: формирование организационной системы управления миграцией населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; процедурно-процессуальное обеспечение приобретения, изменения, реализации и прекращения административно-правового статуса мигранта; разрешение административно-правового спора мигранта с органом управления миграцией; обеспечение реализации прав и свобод мигрантов; антикоррупционные методы обеспечения деятельности органов и должностных лиц органов государственной и муниципальной власти, уполномоченных в сфере миграции.
В систему административно-правовых методов государственного управления миграцией входят методы, посредством которых достигаются цели отдельных миграционных потоков.
Подводя итог нашего исследования, сделаем следующие выводы:
методы государственного управления миграцией населения (или административно-правовые методы) понимаются как юридически легитимированная совокупность средств, способов и приемов властного воздействия компетентного органа исполнительной власти (должностного лица) на управляемую подсистему (объект управления), определяющая условия и порядок ее деятельности, наиболее эффективное использование ресурсов для достижения поставленных целей, решения задач и реализации функций;
методы государственного управления миграцией населения облекаются исключительно в юридическую форму, т. к. применяются органами исполнительной власти в сфере миграции и иными субъектами;
система методов государственного управления миграцией населения предопределяется целями государственной миграционной политики, реализуемыми посредством стратегического планирования.
Достижение этих целей осуществляется путем законодательного закрепления трех групп методов: административно-правовых экономических методов управления миграцией населения; методов прямого властного (административно-властного) воздействия на миграционные отношения; методов гарантирования административно-правового статуса мигрантов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»
2. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года: утв. пост. Правительства Вологодской области от 7 октября 2016 г. № 920 // Официальный портал Правительства Вологодской области. URL: https://vologda-oblast.ru/upload/iblock/cfe/strategiya2030.pdf
3. Ахиезер А.С. Миграция в российской истории // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2004. № 4. С. 69-76.
4. Барсуков В.Н. Особенности территориальной дифференциации демографического старения населения // Молодые ученые – экономике: сб. работ молодежной научной школы. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. Вып. 15. С. 25–48.
5. Барсуков В.Н., Россошанская Е.А. Последствия демографического старения и ресурсный потенциал населения «третьего» возраста // Проблемы развития территории. 2017. № 3 (89). С. 92–108.
6. Будилов А.П. Внутрироссийская миграция: дифференциация регионов и ее фак¬торы // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 97-106.
7. Будилов А.П. Основные тренды внутренней миграции населения России // Вопросы территориального развития. 2019. № 4 (49). С. 1-10.
8. Демографический ежегодник Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. Вологда, 2018.
9. Калачикова О.Н., Будилов А.П. К вопросу об измерении миграционных процессов // Проблемы развития территории. 2018. № 4. С. 7-17.
10. Короленко А.В., Калачикова О.Н. Итоги демографического развития России в 2000–2016 гг. // Социальное пространство. 2017. № 4 (11). URL: http://socialarea-journal.ru/article/2374
11. Попов А.В. Формирование единого рынка труда как условие становления городской агломерации (на материалах Вологодской области) // Вопросы территориального развития. 2018. № 5(45). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/27993
12. Рыбаковский Л.Л. К уточнению понятия «миграция населения» // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 78-83.
13. Рыбаковский О.Л. Демографическая динамика России: основные понятия, показатели, итоги за 1946–2017 гг. // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 4. С. 14–22.
14. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Демографическая динамика регионов России и ее компоненты в 1950–2017 гг. // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 1. С. 4–20.
15. Ускова Т.В., Кожевников С.А. Эффективность государственного управления: сущность, факторы и методы повышения: учебное пособие. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. – 160 с.
16. Хот З.З. Возможности социокультурного подхода к исследованию миграционных процессов // Вестник Адыгейского государственного уни¬верситета. Серия 1: Религиоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 2. С. 139-146.
17. Хот З.З. Методологические подходы к изучению миграционных процессов// // Вестник Адыгейского государственного университета. Се¬рия 1: Религиоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.. 2016. № 4. С. 201-206.