Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Дисциплина «Классический танец» представляет собой необходимую ступень в овладении хореографическим искусством и одним из ключевых предметов обучения. Ее освоение продолжает формировать знания, навыки и умения хореографической подготовки, развивает чувство ритма, общую музыкальность, формирует основные двигательные качества и навыки, которые необходимы для занятий дальнейших занятий классическим танцем.
Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, спины, ног и более успешного и правильного стилевого усвоения материала по русскому и народно-характерному танцам. Построение урока идет в соответствии с программой по классическому танцу: от простого к сложному.
Воспитание музыкальности на уроках классического танца определяется многими аспектами хореографического образования. В ходе развития музыкальности от познания основ музыкально-хореографической грамоты до пластического слияния с музыкой важную роль играет музыкальное сопровождение уроков классического танца. В связи с этим особо остро встает проблема отсутствия соответствующей специализации концертмейстеров и, как следствие, падение степени эффективности подготовки танцовщиков.
Актуальность состоит в том, что на уроках классического танца обеспечивается преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ в области хореографического искусства. Программа сохраняет единство образовательного пространства в сфере искусства и культуры, отвечает целостности, то есть внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами как «Гимнастика», «Ритмика», «Подготовка концертных номеров». Обеспечивается перспективность, то есть наличие резервов, гибкости образовательной программы.
Учебный предмет «Классический танец» представляет собой фундамент обучения для всего комплекса танцевальных предметов, он ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями отечественной и мировой хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и последующее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства музыкальности и позы.
Цель исследования: проанализировать особенности формирования личности в процессе обучения классическому танцу.
В соответствии с поставленной целью следует решить приведенные ниже задачи:
- рассмотреть сущность музыкальности в хореографическом искусстве;
- проанализировать условия развития музыкальности в обучении хореографии;
- привести методику музыкального оформления урока классического танца – экзерсис у балетного станка.
Объект: особенности формирования личности подростка.
Предмет: процесс формирования личности с помощью классического танца.
Степень научной разработанности. Проблемами музыкальной культуры, музыкального воспитания хореографа, музыкальности интересовались различные деятели хореографии: Ж.-Ж. Новер, К. Блазис, А. Глушковский, М. Петипа, Ф. Лопухов, В. Красовская, В. Ванслов и другие. Эти авторы рассматривали музыкальность в контексте исследования постановочных и репетиторских процессов, а также в создании творческих портретов выдающихся исполнителей. Целенаправленным изучением музыкальности в хореографии как опорного профессионального качества занимались Н. Тарасов, О. Берг, Л. Ладыгин, Е. Муськина. Однако, системного, целостного труда по характеристике музыкальности и развитию ее в хореографии на данный момент не существует. Поэтому естественно обращение к работам специалистов в психологии творчества и музыки. (Л. Выготский, С. Рубинштейн, Б. Асафьев, С. Науменко, Б. Теплов).
Процесс формирования профессиональной компетентности в классическом танце достаточно раскрыт в трудах М.А. Ильичевой, А.Я. Вагановой, В.С. Костровицкой, Ю.И. Слонимского и др.; содержание и структура данного процесса отражены в программах учебных дисциплин и сборниках учебных планов, учебниках и учебных пособиях А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой, А.В. Лопухова, Н.П. Ивановского, В.С. Костровицкой, В.П. Мэй, Н.Н. Серебренникова, А.В. Ширяева и др. Тем не менее, проведенный анализ позволяет отметить, что теоретико-методические основы формирования музыкальности в классическом танце не получили в литературе достаточного отражения.
Формирование музыкальной культуры и в частности музыкальности должно быть частью педагогического процесса, который осуществляется на основе принципа последовательности, систематичности, учета возрастных особенностей, деятельности, целенаправленности. Важно, чтобы ученик был автором и создателем своего собственного музыкального мира. Руководящая и направляющая роль в этом процессе отводится педагогу. Чтобы определить педагогические методы и средства, надо раскрыть сущность понятия «музыкальность».
1. Теоретические основы формирования музыкальности на уроках классического танца
1.1. Сущность музыкальности в хореографическом искусстве
Музыка и хореография — несомненно, их связь очень глубока. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям. Именно музыка способствует развитию памяти, внимания, воображения, мышления, воли – эти способности необходимы и для танцевальной деятельности.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Можно сказать, музыкальность является тем качеством, на основе которого должно и может осуществляться обучение хореографии. С другой стороны, это качество должно систематически развиваться. Дети, которых с ранних лет обучали музыке, быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными .
На занятиях по хореографии дети не только учатся танцевать, но и слушать музыку. Они пополняют свой музыкальный «багаж» знаний, слушая произведения классических композиторов и расширяют кругозор, узнавая музыку народов мира.
Воспитать музыкальность у обучающихся танцу - непростая, но необходимая задача! Настоящий танцор умеет не только слушать музыку, но и чувствовать её, проникать вглубь её содержания. На занятиях педагог уделяет большое внимание на эмоционально-действенную связь музыки и танца. Необходимо помнить, что музыка – это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно, а в танце всё то же выражается средствами организованной пластики сценического движения, то есть при помощи танцевальных движений, поз и жестов.
Музыка должна звучать и восприниматься не только в учебном процессе. Родители могут поощрять познавательную и творческую деятельность ребенка в сфере музыки, быть заинтересованным слушателем и ценителем его первых музыкальных опытов. Например, можно вместе с детьми создать фонотеку из образцов классической, народной, эстрадной музыки, которая вам нравится — и это будет прекрасной первой ступенькой к совместному обучению музыкальности.
Способность к ритму. Все движения классического танца неразрывно связаны с музыкой и чувством ритма. Еще в VIII веке Ж.-Ж. Новерр писал о музыкальности танцовщиков: «Танцовщик, лишенный слуха, подобен безумцу, — его движения несогласованны, он то и дело сбивается со счета, стараясь попасть в такт, и никак в этом не успевает. Он ничего не чувствует, все в нем не естественно, в танце его нет смысла, ни выразительности, а музыка, призванная управлять его движениями, определять его pas и подсказывать темп, делает лишь явственнее его недостатки и изъяны .
В своей статье «Особенности профессиональных данных абитуриентов, поступающих в хореографические учебные заведения в современных условиях» П. А. Силкин относит музыкальность и ритм к профессиональным данным и психомоторным способностям. Но, по мнению В. И. Ляха, чувство ритма относится к специфическим способностям «…точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями».
По мнению автора книги «Музыкальные способности» Дины Константиновны Кирнарской, «музыкальный ритм – это движение в звуковой форме, поскольку ритм рождается из движения и как бы его описывает, сохраняя его следы, даже если самого движения уже нет. Неразрывность ритма и движения в живой действительности превращают ритм в звуковой отголосок движения, его слышимую „запись“. Также слушая ритм, можно увидеть живое движений, почувствовать и восстановить его. Это свойство
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема //Вестник знания. - Пг., 1918. Вып. 2. С. 2.
2. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987. 560 с.
3. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - СПб .: Питер, 2008. 400 с.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб: Издательство «Питер». 2000. С. 174.
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. 5-е изд. - Л.: Искусство, 1980. 192 с.
6. Васильева Е. Танец: Учебник для театральных вузов. - М.: Искусство, 1968. 247 с.
7. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Избранные пед. сочинения. - М.: Учпедгиз. 1940. Т. 1. С.190.
8. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников //Психологические проблем и процесса обучения младших школьников. — М. 1978. С. 4-60.
9. Дусавицкий А. К. Структура личности как предмет психологического исследования // Психология личности и познавательных процессов. /Под ред. Г.К.Середы. - Харьков: Основа, 1992. С. 3-7.
10. Занков Л. В. Избранные психологические труди. - М: Педагогика, 1990. 424 с.
11. Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983. 224 с.
12. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Психология детства. - М.: Академия, 1996. С. 329.
13. История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середиш XX в. Учебное пособие для пед. ун-тов / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТУ «Сфера». 1997. С. 12.
14. Конфуций и его школа. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С. 121.
15. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1988. 304 с.
16. Крюкова Д.Ф. Из опыта формирования обобщенных профессиональных умений учащихся ПТУ. //Сов. педагогика, 1981. №12. С. 71-75.
17. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Мн., 1971. 218 с.
18. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. -Дубна: Феникс, 1999. 256 с.
19. Мессерер Асаф. Танец. Мысль. Время. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1990. 265 с.
20. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. С. 226.
21. Паршук С. М., Драган А. О. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников / С. М. Паршук, А. О. Драган // Успехи современного естествознания, 2011. № 8. С. 185.
22. Педагогика Марии Монтессори. Курс лекций. - М., 1993. Ч. 2. С. 42.
23. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
24. Проблемы школьного учебника. - Вып. 3 (Структура учебника). - М.: Педагогика 1975. 230 с.
25. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагопка, 1987. С. 173.
26. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. 80 с.
27. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос, 2003. 256 с.
28. Репкин В. В Проблема соотношения обучения и развития в контексте исследования учебной деятельности. //Психологические основы новых педагогических технологий. Тезиси III Всесоюзн. конф. но педагогич. психологии. - Москва-Волгоград, 1990. С. 43.
29. Суртаев В. Я. Ценностные ориентации молодежи в социокультурном пространстве [Текст] / В. Я. Суртаев. СПб. : АТН, 2010. 352 с.
30. Темина СЮ. По пути развития школьника. - Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 176 с.
31. Уколова Л. И. Формирование духовной культуры молодого поколения [Текст] / Л. И. Уколова // Искусство и образование. 2008. № 2. С. 62.
32. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. С. 226.
33. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М .: Тривола, 1994. 168 с.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2005.
35. Якиманская Й. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. 144 с.