Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире активно используются информационные технологии. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования является применение компьютерных проектов. Чтобы педагогу сделать образовательный процесс важным, полезным, увлекательным перед ним поставлена цель: развить у детей познавательный интерес к учению.
Использование ИКТ является одним из преимуществ образования. Согласно новым требованиям ФГОС, введение современных технологий призвано, в первую очередь, улучшить качество обучения, побудить детей к получению новых знаний, приблизить процесс изучения знаний.
Согласно ФГОС ДО педагог дошкольного образования должен:
«Владеть ИКТ компетенциями необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста ».
Высказывание американского философа Джон Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». С помощью ИКТ можно расширить границы обучения детей, нельзя использовать одни и те же приемы, необходимо применять различные методы, чтобы дети были заинтересованы в процессе обучения.
К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь 5 неизвестных ему словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких же слов и ребенок усвоит их на лету» , Различными методами ИКТ мы можем показать детям наглядно, то что нам необходимо.
К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Труд на уроке с применением ИКТ – процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица «Тебе скажут – ты забудешь
Тебе покажут – ты запомнишь
Ты сделаешь ты поймешь»
П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». Из этого высказывания мы можем понять что ребенку нужно необходимо давать знания в том образце, в котором ему привычнее и удобнее.
Опыт зарубежных исследователей (Дж. Маклаклан, С. Пейперт (США), Л. Эсперанс-Лабель (Канада), Т. Сакамото (Япония) и др.) и отечественных (Ю. М. Горвиц, Е. В. Иванова, И. Ю. Пашилите, Г. Петку, И. О. Ивакина, И. Г. Комратова, О. Ю. Тараненко, С. Л. Новоселова, Л. Д. Чайнова и др.) убедительно показывает, насколько широки возможности детей дошкольного возраста в овладении компьютером, а грамотное использование компьютерных средств обучения ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития.[1]
Аппарат исследования:
Проблема: при каких условиях использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста будет эффективно
Объектом исследования: обучение детей дошкольного возраста
Предмет исследования: обучение детей дошкольного возраста средством ИКТ
Цель: выявление условий при которых ИКТ будет эффективным средством обучения детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить сущность, значение ИКТ
2. Раскрыть и структуру ИКТ
3. Определить роль ИКТ в образовательном процессе
4. Проанализировать
5. Определить уровни
1. ТЕОРТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность ИКТ как средства обучения детей дошкольного возраста
Человек современный, даже маленький уже живет в информационном мире и поэтому нужно удаляться от старых методов, так как эти средства становятся для ребенка немыми, не говорящими, он может не обратить на них внимание. Если не использовать их, значит не дать ребенку, то, что он видит постоянно, ежедневно вокруг себя. Явное преимущество говорить с ребенком на том языке, который ему понятен чисто интуитивно, тот мир, то пространство, в котором он обитает ежедневно.
Немаловажная роль отводится информационно-коммуникационным технологиям в обучении. Информационно - коммуникационные технологии представляют собой обширный класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники[5, с. 18].
С точки зрения Е.О. Ивановой, ИКТ являются комплексом компьютерных и информационных технологий, которые активно применяются в образовательной и иной деятельности [6, с. 18].
По мнению А.П. Гераничевой, ИКТ – особые образовательные возможности посредством компьютера и иных сопутствующих средств [4, с. 55].
Как считает А.Н. Гвоздев, ИКТ – инновационные технические средства, необходимые для образовательной деятельности [5, с. 8].
Условия и результаты внедрения ИКТ представлены в таблице 1 [9, с. 183].
Таблица 1 – Условия и результаты внедрения ИКТ
Большей эффективностью во включении ребёнка в творческий процесс являются[9, с. 184]:
- игровая деятельность;
- формирование положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В практической деятельности педагогов информационные технологии обучения - все технологии, специальные технические, применяющие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Информационные технологии имеют дело с применением компьютерных средств и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Информатизация общего образования в РФ уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Применение компьютеров в работе с дошкольниками еще только начинается. Сегодня все обуславливается важностью больших перемен в системе дошкольного образования. Успешность данных перемен связывается с модернизацией научно-методической и материальной базы ДОУ.
Актуальность применения ИКТ обусловлена и социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания дошкольников, практической потребностью использования в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ[10, с. 89].
Структура ИКТ отражена на рисунке 1 [12].
Рисунок 1 – Структура ИКТ
Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее: интернет - один из ключевых элементов. Применение в обучении дошкольников интерактивных источников информации важно в рамках ИКТ. Организация занятий с применением ИКТ позволит повысить ИКТ-компетентность воспитателя.
Информационное пространство сегодня требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. ИКТ позволяют расширить возможности родителей, педагогов и специалистов в области раннего развития и обучения. Возможности применения компьютера помогают наиболее полно и успешно реализовать возможности и способности дошкольников.
Компьютер воспроизводит информацию в одно время и в виде текста, и в форме графического изображения, звука, речи, видео.