Фрагмент для ознакомления
2
2. Социологическое исследование электорального поведения студенческой молодежи
2.1 Программа социологического исследования на тему: «Электоральное поведение студенческой молодежи»
Проблема низкой электоральной активности студенческой молодежи особенно актуальна в современном обществе, так как построение демократического государства зависит от отношения молодых граждан к выборам и их участия в избирательном процессе. Молодежь – это опора России, и ее дальнейшее будущее. Через несколько лет она будет определять облик государства в различных сферах общества, в том числе и в политической.
Студенты являются наиболее прогрессивной частью молодежи, поэтому они особенно остро ощущают происходящие перемены в обществе. Очень важно, чтобы основная часть населения, выступающая в роли студенческой молодежи, была заинтересована в социально-политическом развитии своего государства. Поэтому их главная задача – это стремление и желание реализовывать свои электоральные права через участие в выборах.
Объект исследования: Студенты в возрасте от 18 до 25 лет.
Предмет исследования: Электоральное поведение студенческой молодежи на примере Ярославля.
Цель исследования: изучить уровень электорального поведения студентов и определить методы, повышающие избирательную активность.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Узнать степень осведомленности студентов о политической ситуации в стране;
2. Выяснить отношение студенческой молодежи к выборам;
3. Описать электоральное поведение студентов;
4. Определить факторы, формирующие электоральное поведение молодежи;
5. Выявить причины абсентеизма среди молодежи;
6. Выявить методы, ведущие к повышению избирательной активности;
Гипотезы:
1. Выборы в городе Ярославль, как и в России в целом, проходят при малой активности студенческой молодежи;
2. Уровень электоральной активности студентов Ярославля очень низкий.
3. Основной причиной отказа от участия в выборах студентов является недоверие к выборам.
4. Основным источником информирования студентов о политической ситуации является интернет.
Далее рассмотрим основные понятия, используемые в ходе социологического исследования.
Молодежь – это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социально положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе. Сюда включается группа лиц в возрасте от 16 до 30 лет 13, с. 122.
Электорат в широком смысле - это все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах соответствующего типа и уровня; в более узком - та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или за данного независимого депутата. Величина электората в первом смысле зависит от численности населения страны и степени демократичности действующего в ней избирательного права, а также от того, о каких именно выборах идет речь (общегосударственных, региональных или местных). Величина электората во втором смысле - зависит также от уровня политического влияния данной партии (организации, движения) или отдельного лица на избирателей, от их готовности поддержать на выборах соответствующих кандидатов. Борьба за расширение своего электората - главное содержание и цель участия кандидатов, их партий в избирательных кампаниях 10. В России молодежь в возрасте от 18 до 30 лет составляет 23% от всего электората.
Электоральное поведение - это устойчивая практика функционирования избирателей, политических партий и общественных деятелей в период подготовки и проведения выборов, формируемая и активируемая посредством электоральных институтов, политических акторов и СМИ. Она является частью политической культуры и для нее характерны: политическая заинтересованность большинства граждан, их политические ориентации, активное участие в выборах, комфортность по отношению к любой очередной партии власти 6.
Основными видами электорального поведения принято считать участие в выборах в качестве избирателя, протестное голосование, абсентеизм.
«Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение».
Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности.
Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации) 13, с. 87.
Политические выборы – это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Они выступают элементом функционирования и формирования политической системы государства. Посредством выборов формиру¬ются центральные и местные представительные органы го¬сударственной власти, определяются кандидаты на вы¬борные должности (от президента или главы прави-тельства до руководителей местного самоуправления) 13, с. 96.
Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.
Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например: участвуют в процедуре голосования.
Во-вторых, политическое участие – это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более – принудительной. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги» 13, с. 27.
Абсентеизм представляет собой одну из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них. Кроме того, абсентеизм можно определить как пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бурдье П. Социология политики: монография /П. Бурдье. – М.: Sociologos, 2015. – 336 с.
2. Бианки В.А. Практика и психология регионального партстроительства / В.А. Бианки, А.И. Серавин. – СПб.: «Копи-Парк», 2006. – 148 с.
3. Варешина А.А. Правовая культура как основа электоральной активности молодежи / А.А. Варешина, Е.В. Баринова // Научный поиск. – 2016. – №. 1.3. – С. 48-50
4. Гуляхин, В.Н. Правовой менталитет российских граждан /В.Н. Гуляхин// Юридические исследования. – 2012. – № 4. – С. 108-133.
5. Епархина О.В. Социология общественного мнения: учебник/ О.В. Епархина. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
6. Зырянов С.Г. Особенности электоральной культуры современной российской молодежи /С.Г. Зырянов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-elektoralnoy-kultury-sovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi/viewer ( дата обращения: 19.12.2019)
7. Каминский, В.С. Трансформация общественно-политических воззрений в контексте электорального поведения населения / В.С. Каминский // Проблемы развития территории. – 2017. – №. 1 (87). – С. 130–144.
8. Мелешкина Е.Ю. Исследования электорального поведения:теоретические модели и проблемы их применения // Политическая наука. – 2001. – C. 187-212.
9. Мавликаев А.И. Классические теории электорального поведения: возможности и ограничения // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. - – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
klassicheskie-teorii-elektoralnogo-povedeniya-vozmozhnosti-i-ogranicheniya (дата обращения: 22.03.2020)
10. Национальная политическая энциклопедия. – URL: https://politike.ru/termin/elektorat.htm (дата обращения: 18.12.2019)
11. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 494 с.
12. Петухов А.Ю. Оценка политической стабильности в России: проблема эффективного измерения / А.Ю. Петухов, Н.В. Красницкий // Национальная безопасность – 2017. – № 6. – С. 881-893.
13. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб Питер, 2005. – 560 с.
14. Политология: учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Буренко. – 2-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2013. – 392 с.
15. Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели / Г.В. Пушкарева // Полис. – 2003. – № 3. – С. 120-129.
16. Садырова М.Ю. Проблема избирательной активности российской молодежи /М.Ю. Садырова. – Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 667-669.
17. Филиппова Е.В. Модели электорального поведения в предвыборных кампаниях Забайкальского края: социологический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – №31 (212). Философия. Социология. Культурология. Вып. 19. – С. 79-85.
18. Хамутовская, С. В. Конкретно-социологический подход к изучению электорального поведения населения: сущность и особенности // Социологический альманах. – 2011. – № 2. – С. 263–269..
19. Хусяинов Т.М. Теоретический анализ правовой социализации современной российской молодежи /Т.М. Хусяинов // Современное образование. – 2014. – № 4. – С. 12-22.
20. Ховрин А.Ю. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика / А.Ю. Ховрин, Л.Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания, 2007. – № 4. – С. 65–80.
21. Чирун, С.Н. Политическая активность и политическое участие молодежи: проблемы и возможности / С.Н. Чирун // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №. 332. – С. 50–54.
22. Чумиков, А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз» / А.Н. Чумиков, – М: Академия, 2015. – 115 с.
23. Шлык Л. Н. Политическая культура в системе культуры общества /Л.Н. Шлык // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. - № 4 (24). – С. 51-53.
24. Шабанов А.В. Участие молодежи в политической модернизации современной России: Проблемы и перспективы / А.В. Шабанов – М: Академия, 2015. – 220 с.
25. Шевченко Ю.Д. Поведение избирателей в России: основные подходы / Ю.Д. Шевченко // Политическая наука. – 2017. – №. 3. – С. 111–130.
26. Шикова Р.Ю. Феномен гражданской идентичности // Идентичность и интеграция: опыт России и Германии (Юг России. Кавказ) /Р.Ю. Шикова. – Ростов н/Д., 2009. – С. 21-25.
27. Штомпка П. Социология социальных изменений: учебное пособие для вузов / П. Штомпка – М.: Аспект Пресс, 2006. – 415 с.
28. Экономико-социологический словарь / Г. Н. Соколова, А. Б. Александрова, Ю. А. Алексейченко; сост. Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 447 с.
29. Явон С.В. Молодежь в динамике гендерного пространства в условиях трансформации российского общества / С.В. Явон. – М.: Дашков и К, 2010. – 333 с.
30. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. / В. А. Ядов – Самара: Инкомс 2015. – 331 с.