Фрагмент для ознакомления
2
–самодеятельное (любительское) художественное творчество;
–музейное дело и коллекционирование;
–книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
–телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
–эстетическое воспитание, художественное образование;
–научные исследования культуры;
–международные культурные обмены;
–производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. В условиях обостряющейся конкуренции необходимо так управлять маркетингом и PR, внедрением новых видов услуг, их продвижением и сбытом, чтобы в перспективе услуги организации охотно приобретали по ценам, обеспечивающим не только покрытие издержек, но и достижение устойчивого экономического успеха [22, c. 11].
В целом маркетинг в сфере культуры – «это использование рыночных технологий в сфере культуры организациями, осуществляющими социокультурную деятельность для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя и получения максимального социального эффекта для общества в целом и отдельных групп населения. В большинстве случаев цель маркетинга в сфере культуры – способствовать улучшению, культурному обогащению жизни отдельного человека и общества в целом». Помимо этого, маркетинг в сфере культуры – это хороший способ для учреждений культуры заработать дополнительные денежные средства, которые могут быть потрачены на развитие самого учреждения и на развитие системы продвижения этого учреждения, а также на научные исследования, и специальные программы [13, c. 24].
Одна из особенностей рынка культурной отрасли – это неразрывность производства и потребления. Культурно–досуговая услуга – это продукт, который потребителю трудно понять и оценить до ее потребления. Потребитель не просто получает услугу, а подключается к ее производству в непосредственном контакте с тем, кто ее предоставляет. Профессиональные знания, опыт работы, высокие стандарты обслуживания, фирменный стиль и действенная система контроля качества обслуживания предопределяют вероятность повторения услуги. Далее совершается собственно получение услуги: посещение театров и кинотеатров, отдых на клубных вечеринках, экскурсии в музеи и т. п. На этом этапе возникает определенное отношение потребителя к характеристикам данных услуг (место и время оказания услуги, качество, стоимость, условия реализации и многое другое), а в итоге удовлетворенность или неудовлетворенность услугой [9, c. 32].
«Основные принципы маркетингового управления в сфере культуры:
– тщательное и всестороннее изучение рынка социально–культурных услуг исходя из имеющихся потребностей и предпочтений потребителей;
– целенаправленное воздействие на рынок социально–культурных услуг в целях формирования платежеспособного спроса на определенные виды услуг;
– приспособление текущей деятельности организации к требованиям рынка;
– разработка и внедрение таких видов социально–культурных услуг, которые отвечают потребительским предпочтениям населения.
Переход к маркетинговой стратегии означает переориентацию всех направлений деятельности организации на возможности конкретного покупателя или пользователя услугой, то есть маркетинговое управление представляет собой определенный образ мышления в управлении учреждением сферы культуры, главная специфика которого – ориентация на требования рынка услуг».
Организации культуры занимают в современном обществе важное место. Их деятельность отражает состояние культуры через содержание предлагаемых произведений, через использование определенных форм и приемов их создания и подачи потребителю, через объем предложения и тип потребления.
Отправной точкой в деятельности любого учреждения культуры должна быть его миссия, вероятней всего миссия учреждений культуры состоит из слов «воспитывать, вдохновлять, сохранять и передавать». Несомненно, посетитель играет важнейшую роль, но не стоит забывать, что количество привлеченных посетителей – это способ оценки эффективности деятельности учреждений культуры, а не причина, по которой они существуют [6, c. 154].
Впервые вопрос о маркетинге в сфере искусства и культуры поднял Котлер, указав при этом, что все организации, работающие в этой области, производят культурные товары. На данный момент все эти организации уже столкнулись с такими понятиями, как рыночная конкуренция и инструменты маркетинга.
«Английский экономист Брадфорд составил схему, описывающую маркетинговую деятельность музеев, которая справедлива и для других культурных организаций».
Рисунок 2 – Направления маркетинга в организациях сферы культуры [21].
Непосредственно культурный рынок можно подразделить на четыре основные группы: потребительский, дистрибьюторский, государственный и спонсорский. Для каждого из этих рынков следует разрабатывать отдельную стратегию. Также всегда следует учитывать, что среднестатистический потребитель культурного продукта обладает уровнем дохода и образования выше среднего. Этот факт в большей степени можно отнести к приверженцам высокого искусства, так как ценители массовых культурных продуктов обладают более низким уровнем дохода и образования [3, c. 32].
В основе маркетинга в сфере культуры лежат все те же исследования аудитории, изучение запросов и тенденций. Но стоит учитывать, что есть арт–продукты для широкого потребления, а есть для индивидуального покупателя. От этого и будет зависеть политика продвижения и позиционирования.
«Маркетинг в сфере культуры – это использование рыночных технологий в сфере культуры организациями, осуществляющими социокультурную деятельность для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя и получения максимального социального эффекта для общества в целом и отдельных групп населения [8, c. 114].
В большинстве случаев цель маркетинга в сфере культуры – способствовать улучшению, культурному обогащению жизни отдельного человека и общества в целом. Кроме того, маркетинг в сфере культуры – это отличный способ для учреждений культуры заработать дополнительные средства, которые могут быть потрачены и на развитие самого учреждения, и на развитие системы продвижения этого учреждения, и на научные исследования, и специальные программы.
Вывод.
Обладая функциями сохранения и передачи человеческого опыта в сфере культуры играет важную роль в развитии общества и государства. Российское общество трудно представить без ее культурных традиций и норм поведения. Участие человека в культурной деятельности закладывает в нем такие качества как уважение к истории и традициям, нравственные и моральные ценности. Деятельность в сфере культуры позволяет раскрыть в человеческий потенциал, таланты, дарования. Принципы формирования культурного пространства согласно потребностям и интересам населения определяет государство улучшая качество жизни общества. Маркетинговая стратегия управления позволяет взглянуть на процессы, происходящие в организации со стороны, обеспечивая комплексное видение ситуации, выявление как существующих проблем, так и прогнозирование дальнейшего развития событий. Основные этапы маркетингового управления, такие как выявление целевой аудитории, положения учреждения на рынке культурных продуктов, исследование предлагаемого продукта, и, возможно, разработка нового, а также план его сбыта– позволяют грамотно откорректировать сложившуюся негативную ситуацию и вывести предприятие на уровень его целевых показателей. Маркетинговые инструменты, такие как 4Р и 7Р, представляющие собой набор готовых критериев для исследования своей организации и сравнения с конкурентами, являются очень удобным средством для быстрого выявления недостатков управления.