Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение прав личности в уголовном процессе, а также совершенствование процессуальной деятельности органов, которые осуществляют уголовное преследование и правосудие являются актуальными. Невозможно бороться с преступностью, не обращая пристального внимания правам личности, и, в особенности, правам обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе, которые являются основными фигурами уголовного процесса, вокруг них ведется все расследование и судебное следствие.
Возрастание гарантий прав и законных интересов лиц, которые участвуют в уголовном процессе, соответствует как интересам личности, так и интересам общества в целом. Только при условии гарантированности прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе и прежде всего обвиняемого или подозреваемого, возможно выполнение задач уголовного судопроизводства. Следовательно, вопрос об обязанностях и гарантиях прав обвиняемого и подозреваемого имеет большое практическое и теоретическое значение. Этим и объясняется актуальность темы данной работы.
Целью работы является исследование статуса подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе и анализ проблем, связанных с установлением процессуального положения этих участников процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач. Раскрыть понятие «подозреваемый» и «обвиняемый», проанализировать содержание правового статуса подозреваемого и обвиняемого. Рассмотреть гарантии соблюдения прав подозреваемого и обвиняемого через призму института мер пресечения.
Объект исследования - правоотношения, складывающиеся в ходе участия подозреваемого и обвиняемого в уголовном судопроизводстве: приобретения ими процессуального статуса, реализации ряда правомочий.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регламентирующие правовое положение подозреваемого и обвиняемого, и порядок их участия в производстве по уголовному делу.
Теоретической основной работы являются научные труды различных исследователей по объекту нашего исследования (Великопольская А.А, Руднев В. И., Мальсагова Ф.М., Батыщева Е.В., Корнуков В.М., Пономаренко С.И., Дяблова Ю.Л и др.)
Нормативную базу работы составляют Конституция РФ и Федеральные законы РФ, регламентирующие вопросы, поставленные в данной работе и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава «Теоретические основы формирования уголовно-процессуального положения обвиняемого и подозреваемого» содержит два параграфа, каждый из которых раскрывает правовой статус подозреваемого и обвиняемого соответственно.
Вторая глава «Анализ некоторых проблем статуса подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе» так же состоит из двух параграфов. В первом параграфе автор рассматривает проблемы, которые возникают перед правоприменителем во время избрания меры пресечения в отношении подозреваемого. Второй параграф содержит анализ процессуальной регламентации судебного решения о заключении под стражу обвиняемого.
В заключении автор делает выводы о проделанной работе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.Процессуальное положение подозреваемого в уголовном процессе
В российском уголовном процессе подозреваемым является самостоятельный участник уголовного судопроизводства со стороны защиты, который наделен комплексом прав и обязанностей, который может появиться на в начале расследования буквально с первых часов уголовного преследования. Учитывая характерную для российского уголовного процесса высокую степень формализации участников процесса, законодатель закрепил четыре различных основания возникновения в уголовном процессе фигуры подозреваемого. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ), подозреваемым является лицо:
1) в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ;
2) которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ;
3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;
4) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.
Отсюда следует, что главная мысль в этой конструкции теряется и выражается в том, что появление подозреваемого в уголовном процессе не связано с наличием каких-либо фактических данных, позволяющих предполагать его причастность к преступлению, а сопряжено с обстоятельствами, которые являются его следствием.
А.А. Великопольская по этому поводу отмечает, что в данном случае «упущен исходный момент, выраженный в том, что возникновение фигуры подозреваемого необходимо связывать со сформировавшимся в отношении конкретного лица подозрением, т.е. наличием каких-либо фактических данных, позволяющих предполагать его причастность к преступлению. Представляется, что в определении «подозреваемый» необходимо целостно и систематизировано отразить все ключевые моменты института подозреваемого, что позволит ему в наибольшей степени оптимально и эффективно выполнять свое назначение».
В контексте данной работы, на наш взгляд, важно подчеркнуть, что, анализируя юридическую литературу на предмет установления процессуального положения подозреваемого и обвиняемого, термин «процессуальное положение» практически не применяется авторами, а при его упоминании далее следует раскрытие правового статуса участника уголовного процесса. Установление процессуального положения участников уголовного процесса важно для того, чтобы понимать какой статус, непосредственно, данный участник имеет в конкретном деле. Приобретение процессуального положения сопряжено с конкретными процессуальными действиями, которые совершают органы дознания или следствия, присваивая тем самым лицу статус либо подозреваемого, либо обвиняемого в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством. В зависимости от процессуального положения участника, ему присущи те или иные права и обязанности.
Прежде, чем раскрыть процессуальное положение подозреваемого, хотелось бы сказать несколько слов о проблеме, которая возникает при задержании лица. В настоящее время остается нерешенным вопрос о правовом статусе лица, которое было задержано на месте совершения преступления или после его совершения, когда еще нет решения о возбуждении уголовного дела. Задержание лица как процедура может состоять из нескольких составляющих: захват лица, доставление его в правоохранительные органы (фактическое задержание), проведение с задержанным лицом различных действий, в том числе составление протокола уголовно-процессуального задержания, которое предусматривает разъяснение прав подозреваемого.
Задержанное лицо получает статус подозреваемого только после оформления протокола об уголовно-процессуальном задержании.
Но в некоторых случаях задержанный, который, согласно ст. 91 и 92 УПК РФ, является подозреваемым, может таковым и не стать. В качестве примера приведем ситуацию, когда, при фактическом задержании лица выясняется, что задержание было незаконным и необоснованным (имеет место оговор со стороны потерпевшего, у задержанного есть алиби, вероятны злоупотребления со стороны правоохранительных органов при задержании). Таким образом, в орган дознания или к следователю может быть принудительно доставлено лицо, которое по факту не имеет отношение к совершенному преступлению.
Таким образом, ст. 92 УПК РФ, которая предусматривает, что в орган дознания или к следователю доставляется подозреваемый, не соответствует с презумпцией невиновности (ст. 49 Конституции РФ ).
В связи с этим В.И. Руднев предлагает ввести в уголовно-процессуальное законодательство термин «задержанный», поскольку в он