Фрагмент для ознакомления
2
2. Экстремальный. Особенности природного рельефа Камчатки с ее горами и вулканами привлекают любителей экстремальных видов спорта –горнолыжников, сноубордистов и пр. Уникальность горнолыжного спорта на Камчатке заключается в раннем открытии сезона катания (в сентябре) и его длительной продолжительности (не менее 9 месяцев). Таким образом, климатические условия и особенности горного рельефа позволяют развивать данное направление туризма практически круглый год. Значительные изменения в качестве предложения экстремального туристического продукта ожидаются по итогам реализации проекта строительства всесезонного международного горнолыжного курорта на базе следующих площадок: Гора Морозная и Седло; Зона Авачинского вулкана; Хребет Тополовый; Сопка Петровская. Потенциал развития также имеют такие виды экстремального туризма как альпинизм, рафтинг, спуски с вулканов с применением вертолетов (heli-ski) и ски-туры.
3. Морской круизный. Данный вид туризма является одним из самых перспективных направлений развития для региона в силу его географических особенностей – через Петропавловск-Камчатский проходят основные круизные маршруты вдоль побережья Дальнего Востока. Сдерживающим фактором здесь выступает слабый уровень развития портовой и береговой инфраструктуры - порт не имеет возможности приема крупнотоннажных круизных лайнеров из-за недостаточной глубины у причальной стенки, возможности показа наиболее значимых достопримечательностей Камчатки ограничены дефицитом наземных транспортных коммуникаций, высокой стоимостью авиационного сообщения и неустойчивым метеорежимом. Однако в этом направлении сейчас ведется значительная работа – завершено несколько крупных инвестиционных проектов, прорабатываются проекты модернизации портовой инфраструктуры и пр. В концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию туризма в России до 2025 года вошел проект «Камчатка-Сахалин» со специализацией по приоритетному виду туризма –круизный туризм.
4. Лечебно-оздоровительный. Сочетание возможностей активного отдыха с бальнеолечением может стать уникальным для Российской Федерации массовым продуктом. Ресурсы представлены минеральными водами, в первую очередь, кремнистыми и термальными грязями. Уровень освоенности этих ресурсов крайне низок. Наиболее крупным освоенным термальным бассейном является Паратунская зона, расположенная в часовой доступности от города, в которой существуют круглогодичные условия для купания в горячих источниках. В ее состав входит 56 бассейнов, в разной степени оборудованных. В настоящее время на инвестиционной площадке «Паратунка», расположенной на территории Елизовского района, занимающей площадь около 360 га, реализуется большое количество проектов в сфере санаторно-курортного туризма.
5. Культурно-этнографический. Наличие локальных национальных формирований коренных жителей региона (ительмены, коряки, чукчи, айны, алеуты и эвены), их культура позволяют развивать этнографический туризм. Мировая практика показывает, что этнографический туризм способен привлечь достаточно большой поток туристов – коренные народы обладают яркой и красочной обрядностью, неповторимой самобытностью. Наиболее важным в организации этнографического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Сегодня на Камчатке реализуются проекты создания этнографических деревень и стойбищ. Кроме того, этнографический туризм выступает способом сохранения и возрождения этнокультурного наследия народов Камчатки.
6. Событийный туризм. Данный вид туризма является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма на Камчатке. В крае проходит большое количество массовых мероприятий, которые приобретают все большую популярность у туристов. К ним относятся: Ительменский обрядовый праздник «Алхалалалай», праздник Корякского народа «Хололо», эвенский праздник «Гулыдек», гонки на собачьих упряжках «Берингия и «Елизовский спринт», День вулкана, День оленевода, Мутновский марафон, этап кубка мира и чемпионат Российской Федерации по ски-альпинизму и пр. В 2017 году первый фестиваль на Халактырском пляже «Мой Океан» занял 2 место в г. Липецке на финале Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards в номинации «Лучшее туристическое событие, посвященное Году Экологии». Также на Халактырском пляже состоялся Первый серф-фестиваль «Snowave», который стал финалистом регионального конкурса Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в номинации «Лучшее туристическое событие в области спорта». Включение вышеперечисленных мероприятий в состав туров в соответствии с определенным временем года позволит значительно разнообразить туристский продукт Камчатки.
7. Рыбалка и охота. Ежегодно Камчатку посещают около 4 тыс. рыбаков-любителей. Здесь обитает большое число лососевых рыб различных видов: кижуч, нерка, кета, голец, хариус, чавыча. Любителей охоты Камчатка привлекает такими уникальными видами животных, как камчатский бурый медведь, лось и снежный баран. Комбинирование отдельных видов рыбалки и охоты с прочими видами спортивного туризма позволит предложить рынку более интересный, при этом в некоторых случаях более доступный продукт. Туристско-рекреационный комплекс определен в числе приоритетных направлений стратегического развития Камчатского края. Развитие кластера предполагает формирование целостного комплекса взаимосвязанных предприятий туристской индустрии на основе развития потенциала существующих специализированных зон туризма Камчатского края. Региональный туристский кластер будет способствовать эффективному использованию природного и культурно-исторического потенциала Камчатки.
1.3. Перспективы развития туризма в Камчатском крае
Туризм на территории Камчатского края имеет широкие перспективы. Так, ядром туристского кластера Камчатского края могут стать следующие ключевые природно-рекреационные объекты региона: долина Гейзеров, Курильское озеро, вулканы Камчатки, Авачинская бухта, о. Старичков и пр.
Аналитики считают, что имидж региона как центра туризма должен быть дополнен экстремальными видами туризма, составляющими визитную карточку Камчатки – хели-ски, ски-туры, сейлинг-бэккантри, рафтинг, каякинг, восхождения на вулканы и горные вершины, дайвинг . Усиливать связку с образом Камчатки, отвечающим за привлечение спортивной целевой аудитории, может параллельное продвижение календаря спортивных событийных мероприятий (фестиваль зимних видов спорта, международные массовые лыжные соревнования «Авачинский марафон», Мутновский экстремальный марафон, международные соревнования по ски-альпинизму «KamchatkaRace», всероссийские соревнования по сноуборду, серф фестиваль «Snowave»).
Важной составляющей бренда Камчатки должно стать историко-культурное прошлое полуострова и связанный с ним этнографический туризм, дающий туристам возможность посетить жилища коренных народов Камчатки, обучиться элементам традиционных танцев, примерить национальные костюмы, попробовать местные блюда. Имиджевыми достопримечательностями, формирующими образ исторического прошлого Камчатского края, должны стать этнокультурные центры и стойбища «Мэнэдек» и «Пимчах», где проходят главные событийные этномероприятия Камчатки - Праздник Камчатского края Нургэнэк и Праздник «Алхалалалай».
Процесс создания перспективного туристического имиджа Камчатки также предполагает работу с брендами-символами региона, такими как камчатский краб, гонка на собачьих упряжках «Берингия», Долина Гейзеров, вулканы Камчатки, хели-ски и пр. Необходимо провести анализ узнаваемости символов Камчатки среди целевой аудитории различного возраста в привязке к стране проживания респондента. Символы, получившие наивысший балл в общем рейтинге, целесообразно включить в список официальных брендов-символов Камчатки. Дальнейшая работа с символами предполагает использование символа в популяризации туризма на Камчатке, начиная от нанесения символов на сувенирную продукцию и заканчивая более узкоспециализированными действиями как кросс-маркетинг (например, гастроли местных поваров, устраивающих дегустацию камчатских специалитетов).
Визуальным результатом брендирования туризма на Камчатке должны стать:
1.логотип;
2.фирменный стиль туристского сервиса;
3.соответствующее оформление рекламной продукции.
Комплексное продвижение туристского продукта и популяризация отдельных видов туризма являются одними из ключевых задач в рамках развития туристско-рекреационного потенциала Камчатского края.
Основными каналами продвижения туризма на Камчатке должны стать не только электронные и печатные средства массовой информации, но и интернет-пространство, телевидение, средства наружной рекламы, организация пресс-туров, проведение информационно-просветительских, деловых и событийных международных, общероссийских, межрегиональных мероприятий и форумов. Продвижение тризма на Камчатке целесообразно проводить на существующих информационных ресурсах Камчатского края, главным из которых является туристический портал www.visitkamchatka.ru. Информация по туристско-рекреационному сектору может быть либо
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 года N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ и услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
2. Стратегия развития туристско-рекреационного кластера Камчатского края [Электронный ресурс]-URL:http://clusterkamchatka.ru/public/files/sr_turistsko_rekreacionnyy_klaster_2018.pdf
Литература и интернет-ресурсы
3. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект пресс, 2016. - 460 c.
4. Баранова, С. А. Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 4 (127). С. 236-242.
5. Бирюкова, А.А. Динамика развития туристской индустрии в Камчатском крае в рамках реализации стратегии развития туризма // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. Материалы Восьмой международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Н.Г. Клочкова. 2019. С. 73-77.
6. Демьяненко, Е. А. Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам VI Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.П. Соломин, Н.О. Верещагина, А.Н. Паранина. 2017. С. 307-310.
7. Драчёва, Е.Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 4. С. 55-67.
8. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 200 c.
9. Завгорудько, В.Н. и др. Рекреационный туризм как составляющая часть экологического туризма и перспективы его развития на Камчатке // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 52-56.
10. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
11. Ивашкин, М. С. , Кузнецова, Н. С. Оценка рынка туристских услуг в Дальневосточном федеральном округе // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 3. С. 49-55.
12. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий [Электронный ресурс] /режим доступа: http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2016/04/d-2016-024.pdf
13. Назаренков, П. Водный туризма в Камчатском крае // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 14. № 1. С. 87-91.
14. Николайчук, О. А. Экологический туризм в регионе (на примере Псковской области) // Научные исследования и разработки. Экономика. 2018. Т. 6. № 2. С. 4-12.
15. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
16. Окладникова, Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира / Е.А. Окладникова. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2014. - 384 c.
17. Оропай, И. П. К вопросу о туристской политике на дальнем Востоке России // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2016. № 1 (35). С. 107-117.
18. Пестерева, Н.М. Комплексная биоклиматическая оценка комфортности территорий Дальнего Востока России для зимней рекреации лечебно-оздоровительного туризма // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018. Т. 95. № 2. С. 37-42.
19. Рогалева, Н.П. Оценка состояния туристского продукта в Камчатском крае // Инновации и инвестиции. 2019. № 2. С. 283-289.
20. Ромашкина, К.Д. Вулканы Камчатки как фактор развития устойчивого туризма в Регионе // ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ. Материалы студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 182-186.
21. Руденко, О. Е., Бойцова, Т. М. Туристский потенциал Дальневосточного региона России и его привлекательность для стран АТР // Устойчивое развитие технологии сервиса. Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 13-18.
22. Рынок международного туризма: состояние и тенденции Электронный ресурс]/режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-mezhdunarodnogo-turizma-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya (Дата обращения: 20.02.2020)
23. Третьяков, М. М., Кузнецова, Н. С. Классификация субъектов ДФО по уровню развития сферы туризма // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 4 (35). С. 217-224.
24. Тропина, Е.А. Перспективы развития экологического туризма на полуострове Камчатка // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции. 2018. С. 284-288.
25. Тюрин, А.Н. Перспективы развития экологического туризма в системе особо охраняемых природных территорий Камчатского края // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции. 2018. С. 292-295.
26. Федюкова, Н. В. Туризм как фактор развития приграничного региона // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 2 (18). С. 85-89.
27. Филиппова, И. Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2013. - 266 c