Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Исследователи историографии видовых особенностей туризма не упоминают детский туризм среди наиболее популярных направлений научных и практических исследований. Вместе с тем, феномен детского туризма на протяжении последних лет является объектом научных исследований и сферой деятельности профессионалов индустрии туризма. Научные и практические публикации последних лет рассматривают детский туризм во многом через призму его отдельных направлений или видов. Ретроспективный анализ, изучение современного состояния и перспектив развития детского туризма позволили доказать существование множества его видов как в России, так и за рубежом.
Специфика туристской деятельности с детской аудиторией чаще учитывается практиками при описании форм детского туризма, в т.ч. отдыха в лагерях, туристских походов и пр. Попытки осмыслить детский туризм во всем многообразии его видов обуславливают необходимость использования различных статистических характеристик для определения процессов, их динамики и особенностей его развития.
Вместе с тем, практика статистических наблюдений в сфере туризма в Российской Федерации в отношении средств размещения, турфирм, музеев и иных организаций не позволяет составить достаточную репрезентативную базу статистических данных, описывающих детский туризм. При этом высокий общественный интерес к развитию детского туризма, стимулировавший появление разнообразных проектов, формирует дополнительные информационные источники, позволяющие дополнить официальную статистику
Отдых и оздоровление детей – важнейший процесс, обеспечивающий охрану и укрепление здоровья, профилактику различных заболеваний и асоциального поведения. Игры на открытом воздухе помогают не только физическому, но и всестороннему личностному развитию, прививают дух коллективизма, интерес к окружающему миру и людям, отвлекают от гаджетов, возвращают в реальный мир.
В таких мероприятиях нуждаются все дети, но в первую очередь дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Наиболее популярная форма отдыха и оздоровления – детские лагеря. В нашей стране уделяется большое внимание организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних, однако эта сфера далека от совершенства. В настоящее время очень важно изучать и анализировать деятельность учреждений, предоставляющих услуги детям по отдыху и оздоровлению. В работе были выявлены и проанализированы сильные и слабые стороны процесса организации отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в отделе координации отдыха и оздоровления детей Министерства социального развития Оренбургской области и его филиалах.
Даны предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию системы детского отдыха и оздоровления. На современном этапе особенности организации отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в достаточной степени освещены в теории, но на практике требуют дальнейшего изучения и совершенствования, для полного решения существующих проблем.
Степень разработанности проблематики. Некоторые исследователи сосредотачивались на выделении таких традиционных видов туризма, как природный, экологический, оздоровительный, культурно-познавательный, событийный, спортивный, социальный и пр. применительно к детскому туризму.
Существующие тенденции развития детского туризма в России, свидетельствующие об уменьшении вовлеченности детей в оздоровление через туризм, по-прежнему отсутствие действенного механизма организации и управления этой важной сферой, отсутствие системного подхода к безопасности отдыха, на что в своих трудах указывали авторы Боголюбова С.А., Боголюбов В.С., Зоричева Н.М., Лось А.В., Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М., Голованов В.П. и многие другие, лишь только усугубляют состояние дел. Это, на наш взгляд, приводит к ухудшению показателей здоровья детского населения. По этой причине проведение всестороннего исследования в исторической ретроспективе и выработка направлений совершенствования механизма организации детского отдыха и туризма является актуальным.
Объект исследования – объектом исследования по направлению является отдел координации летнего отдыха.
Предмет исследования – проблема организации летнего детского отдыха.
Цель – изучить проблему деятельности отдела координации летнего отдыха в сфере организации летнего детского отдыха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы проблемы организации летнего детского отдыха;
рассмотреть деятельность отдела координации летнего отдыха в сфере организации летнего детского отдыха;
выявить проблема деятельности отдела координации летнего отдыха в сфере организации летнего детского отдыха.
Методология исследования основывается на принципах научности, системности, объективности и конкретности истины, единства исторического и логического.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (дедукция, индукция, аналогия; анализ и синтез; конкретизация, абстрагирование, обобщение; сравнение и характеристика и т.д.) и частнонаучные методы (контент-анализ правовых документов, статистическое ранжирование, статистический анализ эмпирических данных и др.).
Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов как: О.В. Кузнецова, А. С. Кусков, О. Н. Козырева, М. В. Асташкина, А. А. Санинская, Н.Г. Ларкина и др.
Нормативную основу исследования составили законы Российской Федерации в сфере туризма и организации летнего отдыха.
Эмпирическую основу исследования составили материалы Отдела координации летнего отдыха.
Структура курсовой работы обусловлена последовательностью поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, включающего 32 наименования.
1 Теоретические основы проблемы организации летнего детского отдыха
1.1 Сущность организации летнего детского отдыха
Развитие общества на каждом этапе не может состояться без важнейших носителей и источников развития этого общества – детей. Дети – будущее страны, ее успеха или деградации. Поэтому в разных странах существует общий девиз: «Все лучшее – детям». Несмотря на сложности различных эпох, приоритетом экономики развитых стран является обеспечение детей всеми необходимыми условиями, формирующими здорового, интеллектуально развитого патриота своей страны, готового принять эстафету развития дельнейших успехов из рук старшего поколения.
В последние годы увеличивается интерес к детскому туризму как в России, так и за рубежом. На эту тему пишется много статей, защищаются диссертации, принимаются законодательные акты. Прежде всего, это связано с актуализацией проблемы сохранения здоровья детей. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья «число здоровых дошкольников составляет 5-7%, свыше 60% имеют функциональные отклонения и физиологическую незрелость». Анализ информационных источников показывает, что направления исследований авторов можно подразделить на следующие группы: история развития детско-юношеского туризма, роли детско-юношеского туризма в развитии регионов, вопросам комплексной безопасности, проблемам и перспективам развития детского туризма, государственной политике в сфере детско-юношеского туризма .
При этом рассматривая те или иные стороны развития сферы детского отдыха, авторы указывают, что сегодня налицо несопоставимость либо отсутствие статистических показателей, которые должны отражать состояние развития сферы детского отдыха в России, что не позволяет сделать вывод о реально сложившейся картине в этой сфере, а увеличение в целом затрат на
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. - № 31. - ст. 4163.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 2016. – № 142.
3. Александрова, А. Ю. География туризма. Учебник / А. Ю. Александрова, Е. В. Аигина, В. Н. Баюра, М. С. Мотовилова. – М.: КноРус, 2018. – 592 с.
4. Арбузов, А.Ф. География туризма. Учебник для студентов среднего профессионального образования / А. Ф. Арбузов. – М.: Академия, 2016. – 160 с.
5. Бадюков, Д.Д. География России: Природа; Охрана окружающей среды; История исследования территории / Д.Д. Бадюков, О.А. Борсук, О.А. Волкова. - М.: Энциклопедия, 2017. - 304 c.
6. Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: Учебное пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. - 272 c.
7. Боголюбов, В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Боголюбов, С.А. Быстров. - М.: ИЦ Академия, 2018. - 400 c.
8. Быстров, С.А. Финансовый менеджмент в туризме / С.А. Быстров. - СПб.: Герда, 2018. - 240 c.
9. Викулова, О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / О.Н. Викулова. – М.: Юстицинформ, 2018. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Система ГАРАНТ.
10. Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география России. В 2-х т.Т. 1. Экономическая и социальная география России: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Н. Гладкий. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 368 c.
11. Грязнова, А.Г. Индустрия туризма: менеджмент организации / А.Г. Грязнова. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 200 c.
12. Домогацких, Е.М. География: Население и хозяйство России: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев.. - М.: Рус. слово - учебник, 2016. - 280 c.
13. Дыжина, Н. Н. География туризма. Учебное пособие / Н. Н. Дыжина. – М.: Дашков и К, 2018. – 256 с.
14. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе / М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2016. - 192 с.
15. Зайцева, Н.А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе: Учебное пособие / Н.А. Зайцева, А.А. Ларионова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
16. Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, 2016. - 368 c.
17. Здоров, А.Б. Менеджмент туризма: Учебник. (РМАТ; Советский спорт) / А.Б. Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 228 c.
18. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма / Н.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2016. - 408 c.
19. Калуцков, В.Н. География России: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Н. Калуцков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 347 c.
20. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 320 с.
21. Киседобрев, В.П. Менеджмент в туризме: Учебник / В.П. Киседобрев, О.Н. Кострюкова, А.В. Киседобрев; Под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 152 c.
22. Когаловский, М.Р. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник / М.Р. Когаловский. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 272 c.
23. Колодий, Н.А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: Учебное пособие / Н.А. Колодий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 c.
24. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие / А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. - М.: КноРус, 2018. - 200 c.
25. Кузнецова О.В. Настольная книга туриста. Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила. Практическое пособие / О.В. Кузнецова. – М.: Деловой двор, 2016.
26. Кусков, А. С. География туризма. Гриф МО РФ. Учебное пособие / А. С. Кусков, О. Н. Козырева, М. В. Асташкина, А. А. Санинская. – М.: Альфа, 2016. – 432 с.
27. Ларкина, Н.Г. Шпаргалки: Менеджмент в туризме / Н.Г. Ларкина. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 94 c.
28. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-Издат, 2016. — 464 с.
29. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие / О.Т. Лойко. – Томск: ТПУ, 2018. – 319 с.
30. Лукьянова, Н. С. География туризма. Туристские регионы мира и России. Учебное пособие / Н. С. Лукьянова. – М.: КноРус, 2018. – 168 с.
31. Саак, А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. / А. Саак. - СПб.: Питер, 2018. - 512 c.
32. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 448 c.
33. Туристические ресурсы [электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://www.ams-company.net/].