Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
Особую значимость проблема интонационной выразительности приобретает в отношении детей с общим недоразвитием речи, у которых отмечается системное недоразвитие всех компонентов речевой системы:
- фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи;
- ограниченность словарного запаса;
- непонимание и не усвоение грамматических связей;
- бедность и фрагментарность представлений об окружающем;
- пробелы в личном опыте как следствие речевого недоразвития приводят к сложностям в интонационной выразительности.
При этом данные трудности имеют стойкий, выраженный характер на протяжении, как дошкольного детства, так и в период обучения в школе, что свидетельствует о необходимости проведения специальной коррекционно-педагогической работы по развитию интонационной выразительности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследованием особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и непосредственной разработкой методик обучения данной группы детей занимался ряд исследователей. В частности, В.К. Воробьева исследовала особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения, В.П. Глухов изучал формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, Е.М. Мастюкова разработала клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей.
Кроме того, в их работах отмечается, что смысловые высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные эмоции.
Сложнее всего детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи удается самостоятельное рассказывание по памяти и все без исключения виды креативного рассказывания.
В целом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно сформировано умение логично и последовательно излагать собственные мысли.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по причине отсутствия методики по обозначенной теме.
Необходимость их разрешения определили проблему исследования : каковы возможности малых фольклорных форм в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, несомненная актуальность проблемы формирования интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи и недостаточная разработанность использования возможностей устного народного творчества обусловили тему нашего исследования: «Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ознакомлении с малыми формами фольклора».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ознакомлении с малыми формами фольклора.
Объект исследования: процесс интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: малые фольклорные формы как средство формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики специального образования охарактеризовать процесс формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выявить и обосновать потенциальные возможности в ознакомлении с малыми формами фольклора в данном процессе.
2. Определить комплекс диагностических заданий, критерии, показатели и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выразительных средств речи и выявить уровень сформированности у детей с общим недоразвитием речи интонационной выразительности речи.
Теоретическую основу исследования составляют: положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей; положение о деятельностном подходе (Л.С. Выготский, .Я. Г Альперин, А.П. Леонтьев); положение о переходе (интериоризации) внешней деятельности во внутренний план в процессе обучения (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина); исследования по проблеме речевого развития детей с общим недоразвитием речи и формирования интонационно-выразительных средств у дошкольников с речевыми нарушениями (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Специфика формирования интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На основе изучения закономерностей речевого развития детей с различной вербальной патологией разработаны пути преодоления недостаточности речи, поддержания коррекционного образования и воспитания, а также методы фронтального воспитания и воспитания детей. Изучение структуры недоразвитости различных форм речевого развития в зависимости от состояния компонентов системы позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации (Р. А. Белова-Давид, Е. Н. Винарская , Б. М. Гриншпун, Г. М. Жаренкова, Г. А. Каш, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хвацев, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева, С. Н. Шаховская и др.).
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было дано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и группой научных сотрудников НИИ дефектологии, а ныне НИИ коррекционной педагогики (Н. А. Никашина, Г. А. Каш, Л. Ф. Спирова, Г. М. Жаренков, Н. А. Шевелев, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.) [23, c. 43-44].
Термин «общее недоразвитие речи» (OHР) относится к различным сложным речевым нарушениям, в которых у детей нарушается образование всех компонентов речевой системы, которые связаны с ее звуковой и смысловой стороной при нормальном слухе и интеллекте [11].
Общее недоразвитие речи можно наблюдать в самых сложных формах детской речевой патологии: алалия, афазия, а также ринолалия, дизартрия, заикание - в тех случаях, когда недостаточность достаточности лексики, грамматическая структура речи и пробелы в фонетико-фонетическом развитии [17].
Анализ данных, полученных при изучении различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи (Л. И. Белякова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), показывает уникальность их психического развития.
У детей этой категории наблюдается недостаток различных типов восприятия, в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Недостаточность основного слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в будущем - фонематическое восприятие. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с общим недоразвитием речи.
Выявленные авторами (Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевым) особенности вербального развития детей с общим недоразвитием речи (трудности морфологической, синтаксической, логико-синтаксической и композиционной природы) сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что привело к уменьшению коммуникабельности (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения (бескорыстие в контакте, неспособность ориентироваться в коммуникационной ситуации, негативизм) [18].
Для детей с общим недоразвитием речи характерно наличие ограниченного лексического запаса, многократное использование одинаково звучащих слов, которые обладают различными значениями.
Данные дети испытывают серьезные затруднения в процессе передачи содержания текста.
Отсутствие развернутой предикативной речи - основной признак несформированности контекстной речи.
Дети данной группы обладают проблемами в понимании самих текстовых сообщений, а также понимании наглядного материала, который является содержательной основой для подобных высказываний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. - 3-е, стер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 77 с.
2. Бабина Г.В. Практикум по логопедии: дизартрия [Текст] / Г.В. Бабина, Л.И Белякова, Е.Л Идес. - М. : ПРОМЕТЕЙ, 2012. - 104 с.
3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии :уч-метод. пособие [Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь : СГПИ, 2018. - 224 с.
4. Блохина Л.Б. Методика анализа просодических характеристик речи. Методические рекомендации [Текст] / Л.Б. Блохина, Р.К. Потапова. - М. : МГПИИЯ, 1977. - 84 с.
5. Бухвостова С.С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста:пособие для студентов факультета дошкольного воспитания и работников дет. садов [Текст] / С.С. Бухвостова; Курский гос. пед. ин-т. - Курск :Курск.гос. пед. ин-т, 2016. - 58 с.
6. Ващенко С.В. Работа над баснями как реализация языковой способности у дошкольников с ОНР[Текст] // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 15-16 мая 2008 г.) : в 2-х ч. Ч. 2 / отв. ред. Н.А. Першина ; ред. Н. Б. Шевченко [и др.]. - Бийск : БПГУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 398 с. -с.192
7. Ермакова М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2013. - 25 с.
8. Захарова Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: монография [Текст] /Т.В. Захарова. - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2017. - 145 с
9. Колпачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст]: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2000.
10. .Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2000. - 32 с.
11. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей: методическое пособие [Текст] / О.И. Лазаренко. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
12. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб : СОЮЗ, 2019. - 160 с
13. Ларина Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Екатеринбург, 2007. - 8 с.
14. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова - СПб. : НОУ СОЮЗ, 2016. - 151 с.
15. Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Санкт-Петербург, 2014. - 34 с
16. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2004. - 18 с.
17. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком [Текст] / Т.А. Рокитянская. - М. : Академия Развития, 2015. - 128 стр.
18. Рузская А.Г. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте [Текст] / А.Г. Рузская, Н.Н. Ганошенко. - М. : Педагогика, 2019. - 95 с.
19. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Комплексный подход: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н.Сазонова. - М. : Академия, 2013. - 144 с.
20. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др., Под ред. В.А. Белошапковой. - 3-е изд., испр. И доп.. - М. : Азбуковник, 2017. - 928 с.
21. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2019. - 18 с.
22. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М : Сфера, 2012. - 222 с.
23. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М : Айрис-прес, 2018. - 224 с
24. Цеплитис, Л.К. Анализ речевой интонации [Текст] / Л.К. Цеплитис. – Рига, 1974 – С. 23-27.
25. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба; под ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. – Л.: Наука, 1974 – 158-163 c.