Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи дошкольников является важной проблемой современного лингвистического образования. Дошкольное образование, выступая особым этапом в жизни ребенка, связано с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у дошкольников широкого языкового кругозора, умения пользоваться выразительными возможностями языка, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.
Дошкольное образование, направлено на формирование общей культуры и познавательное развитие, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность человека в условиях информационного общества. В последнее время налицо изменения, связанные с техногенным характером развития общества, масштабным внедрением в жизнь электронных средств. Эти изменения требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы с учетом преемственности традиций и необходимости инноваций.
Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция знаний от воспитателя к ребенку, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. Через это дошкольное воспитание стремится максимально использовать возможности методики преподавания языка, чтобы найти эффективные и современные способы развития связной речи дошкольников с соблюдением вариативности содержания обучения.
Учебно-методические пособия по развитию связной речи дошкольников учитывают требования времени и выполняют задачи по реализации познавательных и социокультурных целей. Успех работы по развитию связной речи дошкольников возможно, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и составляет определенную систему.
Дошкольному учебному заведению принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются его основы, и весь дальнейший успех обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах большое место отводится такому заданию, как развитие речи дошкольников.
В отношении детей дошкольного возраста проблему исследовали такие педагоги, как: М. М. Алексеева, А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, Л. О. Калмыкова, О. С. Ушакова. Особенно важную роль в развитии связной речи детей играют пересказы.
Работая над пересказом произведений художественной литературы, дошкольники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы. Таким образом, предания способствуют практическому усвоению языка. Они формируют и совершенствуют связную речь дошкольников. Пересказ текстов приучает детей логически мыслить, четко и ясно передавать свои знания, они обогащают язык и речь. Во время пересказа дошкольники учатся тщательно и точно воспроизводить текст, т. е. подбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом. Пересказы позволяют ознакомить дошкольников с особенностями описания, рассказа, размышления, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Следует особо подчеркнуть, что пересказ, как никакая другая форма работы, приучает детей к лучшим образцам речи. Несомненно, важная роль пересказа в системе формирования навыков связной речи дошкольников обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является система формирования навыков связной речи у дошкольников.
Предмет исследования – пересказ как метод совершенствования навыков связной речи у дошкольников.
Цель работы заключается в определении ключевых характеристик пересказа как оптимальной формы совершенствования связной речи дошкольников.
Поставленная цель предполагает актуализацию следующих задач:
- изучить и психолого-педагогическую литературу, и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- рассмотреть влияние художественной литературы на развитие связной речи детей дошкольного возраста;
- изучить приемы обучения и виды пересказов в работе с дошкольниками;
- охарактеризовать методику использования пересказа для формирования связной речи детей;
-проанализировать формирование речевой компетентности дошкольников в процессе обучения пересказа;
- определить условия организации взаимодействия с семьей по обучению пересказу детей дошкольного возраста.
Методология, выбранная при написании работы, включила в себя компаративный, филологический, универсальный метод научного исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
1.1 Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей дошкольного возраста
Среди детских литературных жанров (сказки, рассказы, стихи, малые фольклорные жанры, небылицы, шутки и т. п.), которые способствуют развитию речи, особое место занимает сказка. По В. Сухомлинскому она является средством развития творческой речи, активным эстетическим творчеством, увлекающим все сферы духовной жизни ребенка - его разум, чувства, воображение, волю. Без сказки – живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и речи [4, с. 15]. Для решения учебных задач широко используют дидактические сказки, созданные взрослыми для обучения воспитания детей. Какое бы учебное задание не решал педагог, дети его воспринимают не как обучение, а как увлекательное сказочное действо. Главный элемент дидактической сказки – дидактическое задание, которое дети решают успешнее и быстрее потому, что в сказочном пространстве им значительно проще действовать, чем в реальном. Незаметно для себя, без особых усилий они выполняют дидактическое задание, помогая сказочному герою или самостоятельно придумывая его приключения. Такая сказка способствует закреплению правильного звукопроизношения, обогащению словаря, развитию связной речи.
Эффективным средством развития речи, по мнению Н. Гавриш, есть наглядное моделирование средствами художественной литературы. Развитие у детей активного вещания, – отмечает исследовательница, – выработка умения пользоваться основными логическими приемами и операциями является одной из важных задач подготовки детей к школе. Начиная с младшего возраста детей можно учить моделировать по цвету и величине. Это может быть обычное плоскостное моделирование сказок «Репка», «Колобок», «Варежка». Дети довольно легко понимают принцип подбора условных заместителей персонажей сказки и с интересом занимаются такой деятельностью. Кроме сказок, для работы можно выбрать эмоционально окрашенные детские стишки, рассказы, произведения малых фольклорных жанров.
Главной целью в работе с детьми дошкольного возраста является обучение самостоятельно рассказывать и пересказывать сказку или другое литературное произведение, сочинять рассказ. Использование схем-моделей помогает детям последовательно овладевать умением пересказывать сначала отдельные эпизоды, а потом и все произведения в целом. Вид моделирования выбирают в зависимости от цели занятия. После специального обучения дети дошкольного возраста овладевают такими умениями: самостоятельно рассказывать народные сказки за иллюстрациями, репродукциями картин, схемами, моделями, символическими знаками; использовать в речи яркие образные выражения; узнавать сказочных героев по описанию, загадке, иллюстрации; использовать вербальные и невербальные средства речи во время обыгрывание эпизодов сказки.
В дошкольном возрасте детей учат составлять творческие рассказы на предложенную педагогом тему или по собственному замыслу. Применение схем-моделей направлено на развитие связной речи, мышления, воображения, памяти, творческого потенциала детей. Приобретенные детьми умения наглядного моделирования в сложных формах становятся основой словесного творчества детей. Дошкольникам на занятиях предлагают не только пользоваться готовыми планами-схемами, но и строить их самостоятельно. Такое моделирование позволяет закрепить знания детей о структуре сказки и способствует лучшему запоминанию последовательности действий в ней. Дети учатся самостоятельно изображать не только героев или предмет, но и движение (стрелочкой) и рисовать схемы к отдельным эпизодам, с помощью которых пересказывают произведение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бaтуев A.С. Психофизиологические aспекты формировaния речи в онтогенезе. Вопросы и предложения / A.С.Бaтуев и др. // Мир психологии. – 2013. – №2. – С. 5-9.
2. Богуш А. Речевое развитие детей: сущность и пути реализации / А. Богуш // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 3-5.
3. Бородин A.M. Методика развития речи детей / А. М. Бородин. – М.: Педагогика, 2015. – 244 с.
4. Брелова А. Формируем связную речь / А. Брелова // Дошкольное воспитание. – 2014. - №4 – С. 15-17.
5. Гавриш Н. В. Художественное слово и детская речь: Метод. Пособие для воспитателей / Н.В Гавриш. – Донецк: ООО «Лебедь», 2016. – 170 с.
6. Гавриш Н. Развитие связной речи дошкольников / Н. Гавриш. – М.: Высь, 2016. – 159 с.
7. Гончаренко А.М. Развитие речевой компетентности старших дошкольников: учеб.-метод. пособ. / А. М. Гончаренко. – К.: Свитич, 2015. – 160 с.
8. Гончаренко А.М. Каким быть речевому занятию? / А. М. Гончаренко // Дошкольное воспитание. – 2016. - №9. – С. 19-20.
9. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей в процессе обучения пересказу / В.П. Глухов // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 69-76.
10. Кошечкина Т.В. Использование наглядных пособий в работе над развитием связной речи дошкольников / Т.В. Кошечкина // Непрерывное педагогическое образование. – 2012. – №1. – С. 108-112.
11. Кожевникова Т. Речевое развитие дошкольников / Т. Кожевникова // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 12. – С. 7-9.
12. Кравченко Л.В. Развитие связной речи младших дошкольников по программе «Детство» / Л.В. Кравченко // Сборник научных трудов SWORLD. – 2011. Т. 17. - №2. – С. 75-78.
13. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2016. – 247 с.
14. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т.А.Сидорчук, Н.Н. Хоменко // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Литера, 2015. – 59 с.
15. Смольникова Г. Учим детей общаться / Г.Смольникова // Дошкольное воспитание. – 2017. - №9. – С. 14-16.
16. Ухинa Л.A.Диaгностикa рeчeвого рaзвития дeтeй дошкольного возрaстa: мeтодичeскоe пособиe /Л.A.Ухинa. – Крaсноe: МДОУ «Дeтский сaд «Колосок» с. Крaсноe», 2010. – 76 с.
17. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы)./ О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. – № 11. – С. 8-12.
18. Хрeстомaтия по тeории и мeтодикe рaзвития рeчи дeтeй дошкольного возрaстa / Сост. Aлeксeeвa М.М., Яшинa В.И. – М.: Aкaдeмия, 2019. – 543 с.
19. Емец А. А. Учим дошкольников пересказывать / А. А.Емец, О.М.Коваленко. – Х.: Основа, 2018. – 144 с.