Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поступая в детский сад, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс воспитания редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и воспитателей. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение старших дошкольников, которой уже посвящено немало исследований.
В общем, агрессия – это поведение, приносящее вред, но проявляется оно по-разному. Агрессия может быть вербальной (словесной), физической (драки, швыряние предметов и т. п.), косвенной (провокация, сплетни, ябедничество). Кроме того, к агрессивному поведению относят раздражительность (вспыльчивость, грубость по любому малейшему поводу) и негативизм (противодействующее, оппозиционное поведение). Отдельным видом является аутоагрессия, то есть направленная на самого себя.
Актуальность работы. Агрессивные дети чаще всего тревожны, озлобленны, эгоцентричны, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений. И, напротив, агрессию могут проявлять хорошо развитые и социализированные дети для самоутверждения, поднятия своего авторитета.
За прошедшие годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению агрессивного поведения дошкольников [27, с. 54]. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Ковалева А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Платонова К.К. и других авторов.
По мнению известных психологов и психотерапевтов, агрессивным называют поведение, при котором у человека возникает желание нанести кому-либо преднамеренный моральный или физический вред, создать благоприятную ситуацию для психологического дискомфорта. Демонстрация агрессии может проявляться не только по отношению к человеку, но и к животным или каким-то неживым предметам (порча имущества, осквернение памятников), в этом случае говорят о вандализме.
По утверждению Зигмунда Фрейда, агрессивность заложена в человеке от природы, поэтому такую форму поведения можно ослабить, но она не поддается лечению.
Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.
Цель исследования: изучить агрессию старших дошкольников.
Объект исследования: агрессивное поведение старших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи:
Проанализировать феномен агрессивного поведения старших дошкольников в психолого - педагогической литературе.
Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.
Рассмотреть возможность проведения игрового массажа и самомассажа Ци Гун
Определить этапы, методы и методики исследования.
Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Агрессивное поведение в дошкольном возрасте: причины и последствия
Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.
Семья - это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека. Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников. Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д.
Феномен агрессии достаточно широко исследуется в психологии. На сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из популярных напрaвлений в исследовaниях психологов всего мира. Связано это, скорее всего, с огромным ростом уровня агрессивного поведения и насилия в современном обществе [10, с. 46].
По мнению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, агрессия - «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [3, с. 320].
Классическое определение aгрессии было предложено А. Бассом, который охарактеризовал агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму» [14, с. 57].
В психологическом словаре определение агрессии звучит так:
«Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт» [4, с. 16].
В психолого-педагогической и специальной литературе используется также и термины «агрессивность». А.А. Реан указывает, что «различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям: не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности; с другой стороны, агрeссивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия ситуативных факторов» [5, с. 49].
Склонность к агрессивному поведению усиливается, когда блокируется целенаправленное поведение. Весьма вероятно, что корни фрустрации лежат в потребности контролировать или быть контролируемым. Когда этому что-либо препятствует, человек пребывает в состоянии фрустрации.
Теория социального научения сконцентрировала в себе следующие представления: агрессивность формируeтся в течение жизни и в частности в процессе социализации личности; особенно – в результате наблюдения за поведением родителей и других старших членов семьи и сверстников.
Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.
И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.
На все эти факторы, конечно же, накладываются индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.). Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников. Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми. Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика. Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно.
И родителям, и воспитателям важно отслеживать агрессивное поведение старших дошкольников. Если какой-то ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на любые просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния.
Во-первых, воспитателю и родителям самим нужно научиться правильно вести себя с конфликтным дошкольником. Вот некоторые рекомендации.
Поначалу просто игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели;
Далее можно отвлечь школьника, дать ему какое-то задание, поручение;
В конфликте, в ситуации, когда ребенок продолжает вести себя агрессивно, сохранять спокойствие, не повышать голос, не делать резких движений;
Не пытаться подавлять гнев, не использовать оскорбительные, эмоциональные, оценочные выражения. Давление увеличивает сопротивление. Лучше разобраться, в чем причина;
Показать, что вы его понимаете;
Если гнев силен, то нужно попросить ребенка выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, после чего будет продолжен разговор;
Лучше, чтобы не было публики, свидетелей. Если невозможно обеспечить это условие, то лучше отложить разговор на потом;
Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, только его поступок;
Объяснить, что агрессивное поведение вредно и неэффективно как для окружающих его людей, так и для самого школьника, и рассказать, как лучше было бы поступить в сложившейся ситуации.