Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия
1.1. Правовые основы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия
Нормативно-правовая регламентация применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия имеет системный характер и включает в себя взаимосвязанные правовые предписания, которые отражают все юридически значимые стороны фактической ситуации применения данной меры принуждения. Совокупность указанных норм образует определенную целостность, в которой отраслевая принадлежность этих норм не имеет принципиального значения. Такую трактовку разделяют и другие авторы.
В нормах первой группы (административно-правовых) определяются основания, условия и способ принудительного воздействия, а также порядок применения огнестрельного оружия (ст. ст. 18, 19, 23 и 24 Закона № 3-ФЗ). Они несут в себе, прежде всего, положительное содержание, так как совершение указанных в них действий позволяет защитить охраняемые законом субъективные интересы и права конкретного лица, ставшего объектом противоправного посягательства, а также законные интересы государства.
Следует обратить внимание, что, в ст. 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» , наряду с термином «порядок» для характеристики применения оружия используется термин «условия». Данный термин ранее употреблялся в названии ст. 12 Закона «О милиции», устанавливающей правила применения огнестрельного оружия. В настоящее время данный термин в главе 5 Закона № 3-ФЗ отсутствует, вместе с тем, он до сих пор используется в названиях статей федеральных законов, регламентирующих полномочия судебных приставов и сотрудников органов государственной охраны3 по применению огнестрельного оружия как меры административного принуждения. В Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» , статья 28, где они закреплены, так и называется «Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».
Положения уголовного закона, которые посвящены обстоятельствам, которые, в свою очередь, исключают преступность, в частности, необходимая оборона (ст. 37 УК РФ ), причинение вреда при задержании лица, виновного в преступлении (ст. 38 УК РФ) и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) определяют, главным образом, обстоятельства правомерности, которые относятся к общественно опасному действию. Причем характер такого посягательства конкретизируется в «случаях» применения огнестрельного оружия, закрепленных в ч. 1 ст. 23 Закона № 3-ФЗ.
А.М. Факов указывает, что в соответствии с ныне действующим законодательством при применении огнестрельного оружия сотрудники полиции должны строго соблюдать, прежде всего, специальные (административно-правовые) нормы, устанавливающие основания, условия и порядок его применения, а также неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательством о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, определяющими условия правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны при возникшем состоянии .
В.И. Ковшевацкий и С.П. Стащенко указывают «вступивший в силу с 1 марта 2011 года Закон № 3-ФЗ, как отмечают его разработчики, в целом сохранил основные положения Закона о милиции. Определенные новеллы Закона обусловлены «стремлением усилить гарантии прав и свобод граждан, вовлеченных в орбиту деятельности полиции», обеспечить единообразие правоприменительной практики. В результате второй корректировки правил применения огнестрельного оружия соответствующие нормы претерпели следующие изменения:
1) был исключен из закона уже ставший привычным и понятным для сотрудников ОВД термин «использование» огнестрельного оружия;
2) уточнен и расширен перечень случаев применения огнестрельного оружия;
3) закреплено понятие «вооруженное сопротивление»;
4) включены ряд новелл, устанавливающих условия правомерности причинения вреда при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
5) установлены случаи применения сотрудниками полиции служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения» .
После вступления в силу Закона № 3-ФЗ практика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел по Российской Федерации в 2012–2017 гг. сохранила устойчивую тенденцию к снижению.
Конечно, наивно было бы полагать, что с принятием Закона № 3-ФЗ у сотрудников органов внутренних дел исчезли все проблемы, связанные с применением огнестрельного оружия. По-прежнему имеют место обе крайности: чаще всего это нерешительность, боязнь или попросту нежелание сотрудников органов внутренних дел прибегнуть в надлежащих случаях к табельному оружию, иногда – поспешное или чрезмерное его применение, приводящее к неоправданным жертвам. Причины тому разные, в том числе, неумение отдельных сотрудников быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях и действовать тактически правильно, недостаточная огневая и физическая подготовка, грубое нарушение ими мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием.
Порядок закрепления вооружения и боеприпасов, их выдача (прием) сотрудникам на постоянное ношение, для несения службы и выполнения оперативно-служебных задач установлен Инструкцией по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 января 2009 г. № 13 .
Сотрудники полиции, которые по каким-либо причинам не прошли специальную подготовку по применению физической силы и огнестрельного оружия могут применять указанные средства защиты только согласно ст. 24 Закона об оружии.
По смыслу данной нормы граждане Российской Федерации, в отличие от сотрудников полиции, не могут применять огнестрельное оружие при задержании лица, совершившего преступление.
В соответствии с ч. 6 ст. 25 Закона № 3-ФЗ сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В настоящее время порядок хранения и ношения боевого огнестрельного оружия и боеприпасов сотрудниками органов внутренних дел определяется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. № 938.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. закона РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек. (№ 237); 2014. 23 июля (№ 163).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
4. О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
5. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
6. Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12.01.2009 № 13 // СПС «КонсультиантПлюс».
7. О медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10.01.2012 № 5 // Российская газета. 2012. 16 марта.
8. Благодатин А.Б., Лихачева А.Е. Применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия в процессе реализации мер процессуального принуждения // Актуальные проблемы предварительного расследования. 2019. С. 28-32.
9. Журавлев А.В., Турышева К.Э. О некоторых вопросах правового регулирования применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Правоохранительные органы: теория и практика. 2019. № 1 (36). С. 49-50.
10. Климов А.В. Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. 2019. С. 121-123.
11. Ковшевацкий В.И., Стащенко С.П. Юридическая регламентация применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 2. С. 18-21.
12. Лапин Н.Р. Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции Российской Федерации и США // Молодежь, наука и цивилизация материалы всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. 2019. С. 192-195.
13. Степанюк В.И. Понятие и сущность права применения огнестрельного оружия // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 3 (72). С. 138-141.
14. Токарчук Р.Е., Хенцинский Е.А. Проблемы правовой регламентации пределов допустимого причинения вреда при применении сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы. 2018. С. 191-195.
15. Толстых М.В., Суменков С.Е., Осипов О.О. Проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Человек. Общество. Право: Материалы международной научной конференции курсантов, слушателей и студентов, посвященной 300-летию полиции России. 2019. С. 177-179.
16. Факов А.М. Особенности тактики применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы // Стимулирование инновационного развития общества в стратегическом периоде. 2018. С. 76-79