Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы тревожности является весьма актуальным, на фоне ускорения времени, развития цифровых технологий, роста социально-экономического напряжения и др., общество наиболее остро ощущает необходимость стабилизации эмоциональной сферы людей, а значит и поиска экологичных путей компенсации нарушений эмоционально волевой сферы, купирования стрессов. Учитывая также, что тревожность может стать пусковым механизмом для развития психосоматических заболеваний, ее изучение является еще и профилактической мерой в вопросе здоровье сбережения нашего общества.
Различия в проявлении тревожности изучалось в контексте взаимосвязи с особенностями воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.А. Плоткин), с гендерными и возрастными особенностями (Кузина Е.А., Макарова А.А.), во взаимосвязи с социальным статусом (Кисловская В.Р., Н.В. Имедадзе), и т.д.
Особую актуальность приобретает вопрос исследования тревожности в подростковом возрасте, учитывая мощное сопровождение всех аспектов жизнедеятельности и личностного становления подростка, эмоционально-чувственными характеристиками. Подростковый возраст является наиболее сензитивным к развитию эмоционально-волевой сферы, что объясняется особенностями физиологического развития личности. То, каким образом происходит это развитие, во многом зависит от отношений в социальном окружении подростка (в семейной системе, микросоциуме, группе сверстников и т.д.). На сегодняшний день, проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных детско-родительских отношений (В.Я.Титаренко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис и др.), среди которых формирование общей тревожности. Нестабильность, эмоциональная холодность со стороны родителей, весьма негативно влияет на психологическое, физическое и личностное здоровье всех членов семьи, и ребёнка в первую очередь. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. При определении внутренней модели благополучия личности, в ее связи с социально-психологическими аспектами может рассматриваться основная задача самой сущности реализации человека как личности. Процесс становления личности как субъекта социально-психологического взаимодействия, помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание. Основы и потенциал такого благополучного состояния, закладываются именно в детско-родительских отношениях и весьма значимым периодом этого становления является подростковый возраст. На данном этапе, с одной стороны, личность ребенка развивается и меняется, а с другой стороны, проверяются и закрепляются ключевые социальные связи личности.
По мнению ряда ученых, как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х.Ремшмидт, Э.Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С.Выготский, М.Р.Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин и др.), в подростковом возрасте значимо изменяется отношение личности к окружающему миру и к самому себе. Социальное значение человека, экзистенциально создающего свой образ, рассматривается в работах А.Г.Асмолова, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова и др.). Подросток приобщается к новым социальным условиям, которые требуют установления конструктивных и позитивных отношений с другими людьми (А.К.Болотова, Б.С.Волков, И.С.Кон, В.С.Мухина, О.В.Хухлаева, Э.Эриксон), к способности к сопереживанию, к этическим взаимоотношениям с окружающими и самим собой (В.С.Мухина) и т.д. В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих проблемы развития эмоционально-волевой сферы личности (Н.К. Аха, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, К.Э.Изарда, А.Н.Леонтьева, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна), теоретически обосновавших и экспериментально доказавших, что нестабильность эмоциональной сферы личности, тревожность оказывает влияние на развитие волевых процессов и мотивации, стилей мышления, особенностей поведения и т.д. Помимо обозначенного выше, проблема исследования тревожности подростков находится в тесной взаимосвязи с проблемой построения идентичности личности, проявлением деструкций, проблемой риска появления личностных нарушений, акцентуаций, нарушений социализации, нарушений самооценки и др.
Таким образом, проблема исследования определяется взаимосвязью специфики эмоционально-волевого развития подростков (поиск идентичности, смена авторитетов, «примеривание» социальных ролей на основе собственного выбора), обусловленного анатомо-физиологическими особенностями пубертата, социальной ситуацией развития и мощной потребностью в эмоционально благополучных отношениях в социуме, прочными, стабильными связями в семейной системе и референтной группе, корректностью стиля воспитания, эмоциональной поддержке со стороны окружения. Зачастую, при наличии тревожности, как сопровождающего психологического состояния, которое оказывает негативное влияние на различные сферы жизнедеятельности подростка, эффективным средством может стать психологическое консультирование. Обозначенное, определяет актуальность и выбор темы исследования: «Психологическое консультирование тревожности у подростков».
Объект НПР: тревожность подростков.
Предмет НПР: особенности психологического консультирования тревожности у подростков.
Цель НПР: описать особенности психологического консультирования тревожности у подростков.
Задачи:
- представить анализ тревожности как психологического феномена;
- дать психологическую характеристику подросткового возраста
- описать направления и методы работы психолога с тревожностью подростков.
База исследования:
Методы исследования в НПР:
- теоретический анализ литературных источников;
- сравнение, анализ, обобщение.
Структура НПР: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы заключения, списка использованной литературы, 1 приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1.Тревожность как психологический феномен
В современной психологии среди психических состояний, являющихся предметом научных исследований, большое внимание уделяется термину «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе на русский язык означает «беспокойство», «тревога» . Отмечается, что сам термин произошел от латинского термина «angusto», что означает «узость», «сужение». В состоянии тревоги напряжение, возбуждение является заблокированным, что находит свое выражение, прежде всего в качестве дыхания человека. Дыхание становится поверхностным и частым. Помимо этого, выделяются и такие симптомы при тревожности, как беспокойство и учащение пульса. Качество тревожности зависит от того, какого рода возбуждение заблокировано .
Сидоров К.Р., выводит характеристику такого феномена, тревожность, анализируя различия между тревогой, тревожностью и страхом, с одной стороны, а также, между тревогой и депрессией – с другой. Автор, подчеркивает, что, что беспокойство, тревога (БТ) в современной психологии, особенно американской, интерпретируются как эмоциональное состояние, которое сближается с эмоцией страха (или, как указывает совершенно справедливо Е.П. Ильин, является разновидностью страха) . Так, Аткинсон Рита Л., Аткинсон Ричард С., отмечают, что тревожность является наиболее обычной реакцией на стрессор. Это неприятное переживание, обозначаемое такими словами, как «беспокойство», «опасение», «напряжение» и «страх», и ощущаемое всеми нами время от времени в разной степени .
В теории дифференцированных эмоций утверждается, что феномен тревожности сложен и состоит из доминирующей эмоции страха, взаимодействия страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями - страхом, гневом, виной, стыдом и интересом. Тревожность включает потребностные состояния и биохимические факторы. Можно выделить формы тревожности в зависимости от комбинации входящих в нее аффектов. Синдром тревожности может различаться у отдельных индивидов, например, страх - вина или страх - стыд - вина, страх - страдание, страх - гнев, страх - страдание - гнев, однако доминирующей эмоцией является страх .
Имеются как психометрические, так и физиологические данные, показывающие как связь, так и весомое различие между тревожностью и страхом. Как указывает Д.А. Грей, ссылаясь на физиологические данные, страх предполагает загрузку защитного механизма, а тревога – подготовку к загрузке защитного механизма (Gray, 1982) . По мнению автора, «тревожность» - амальгама страха и фрустрации. Это определенная человеческая эмоция (ее генерирует модель «система торможения поведения - СТП1»), состояние, которое возникает в ответ на угрозу (стимулы, ассоциированные с наказанием, награждением) или неопределенность (новизну)
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аткинсон Рита Л., Аткинсон Ричард С. и др. Введение в психологию. – - 2003. - 672 с.
2. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. 1999. № 1. С. 41-47.
3. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
4. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
6. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Тривола, 2001. -116с.
7. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. Монография. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. - 341 с.
8. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
9. Карапетян Л.А. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016748
10. Ковальчук М.А. Профилактика, коррекция, реабилитация эмоциональных нарушений. – М.: Владос-Пресс- 2010. – 412 с.
11. Кузина Е.А. Гендерные различия личности тревожного подростка// Психология. Социология. Педагогика, 2012 №01 (14) Часть 2 Январь
12. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопр. психологии. 1969. № 1. С. 131-137.
13. Макарова А.А. Исследование представлений родителей о состоянии тревожности детей. – Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В 2-х тт. — т. 1. — СПб.: Скифия-принт, 2017. — 376 с.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016.
15. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012.
16. Прошунина О.Н. Взаимосвязь стиля деятельности и школьной тревожности старшеклассников// Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22 – 24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред.О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 488 с.
17. Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальтерапии]. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548-560.
18. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.
19. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2015. 192 с.
20. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмуртского университета: Философия. Социология. Психология. Педагогика. – Вып.2, 2013. С42-51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen
21. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 109–125. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с.
22. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-55.
23. Zinbarg R.E., Barlow D.H., Hertz R.M. Cognitive-behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 235-267.