Фрагмент для ознакомления
2
Обучение – совместная целенаправленная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. Цель обучения сводится к тому, что систематизированные знания, представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений, должны быть настолько усвоены студентами, чтобы они могли их воспроизвести, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний.
В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая – на уровне воспроизведения. Например, студентам нет необходимости запоминать многие статистические сведения, справочный материал, но есть знания, которые они должны усвоить прочно и полно, чтобы руководствоваться ими в последующей профессиональной деятельности (методический анализ учебной информации; методика планирования, проектирования, организации, проведения, наблюдения и анализа занятий различного типа и вида; конструирование средств обучения, выбор форм, методов, средств, технологий обучения и др.).
Важный результат обучения – умения как способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях (знания – инструмент при освоении умений). Умения формируются и проявляются в деятельности, без деятельности нет умений. Знания же являются информационным обеспечением по отношению к умениям. В педагогической деятельности выделяют интеллектуальные и практические умения.
К интеллектуальным относятся умения выполнять мыслительные операции – анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать. Эти умения необходимы в любой творческой деятельности, в том числе и в профессиональной. Студенты должны уметь оперировать знаниями: привлекать (извлекать из памяти) необходимую в данный момент информацию, уметь выделять наиболее существенные признаки и свойства явлений и объектов, сравнивать их между собой, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.
Тесно связаны с интеллектуальными практические умения, которые направлены на решение конкретных практических задач. Невозможно решать производственную задачу, составлять план, не умея анализировать и сопоставлять характеристики. В результате обучения студент должен овладеть основами профессии, т. е. совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательное условие которой – целенаправленная осознанность, опора на имеющиеся знания.
Одним из результатов обучения является приобретение навыков. Это действия, которые вследствие многократных повторений выполняются без видимого контроля со стороны сознания, следовательно, в учебном процессе должны быть созданы соответствующие условия. Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на лабораторных и практических занятиях, в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. От того, как будет организовано занятие, какие средства и методы будут использованы преподавателем при его проведении, зависят компетентность, профессионализм, конкурентоспособность будущих выпускников вуза.
В профессиональной педагогике выделяют три группы форм организации образовательного процесса: формы теоретического обучения, практической подготовки, контроля.
К формам практической подготовки относятся практикум, лабораторная работа, практическое занятие, практика, курсовое и дипломное проектирование, внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению практических заданий по дисциплине.
Практикум – это система содержательно и методически разработанных обучающих занятий либо по отдельному научному вопросу, усвоение которого сопряжено с овладением умениями и навыками, либо по целостному учебному курсу прикладного характера, который исследует прикладную сторону профессии. Педагогическая форма обучения «практикум» в системе высшего профессионального образования имеет давнюю историю. Практикум обслуживает прикладную сторону профессионального обучения, содействует формированию у будущего специалиста системы необходимых профессиональных умений, позволяющих профессионалу достичь гарантированного успеха в работе. Практикум является важным звеном в процессе профессионального роста специалиста, предшествующим непосредственной практике, связующим элементом между изучаемой теорией и практической (профессиональной) деятельностью выпускника вуза. Итак, практикум понимается как форма и средство обучения.
Лабораторные и практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторных и практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. При планировании состава и содержания лабораторных и практических работ следует исходить из их ведущих дидактических целей.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности). Во многих случаях обе дидактические цели тесно переплетаются, поэтому для некоторых видов учебных занятий применяют термин «лабораторно-практические».
По сложности и назначению лабораторные и практические занятия можно классифицировать следующим образом:
• вводные или измерительные лабораторные занятия, которые проводятся в ряде вузов по общенаучным и общетехническим дисциплинам. Их цель – проиллюстрировать основные закономерности изучаемой науки, ознакомить студентов с техникой эксперимента, теорией погрешностей и методами обработки экспериментальных данных, с устройством и принципом работы часто встречающихся измерительных приборов.
• практикумы, которые являются переходным этапом от накопления знаний и практических навыков, приобретаемых при усвоении общих курсов, к изучению специальных дисциплин и освоению методов научного исследования.
• практикумы по дисциплинам специализации (специальные практикумы), являющиеся заключительным этапом в практической подготовке специалистов и способствующие формированию навыков экспериментальных научных исследований в определенной области науки или производственной деятельности.
По дидактическому назначению лабораторные и практические работы подразделяются на три группы: подготовительные, основные и прикладные.
2. Конструирование занятия по дисциплине «Макетирование».
2.1. Технические приемы и средства, используемые при реализации учебной дисциплины «Макетирование».
В качестве материалов для макетирования используются картон и бумага - самые доступные материалы, которые можно использовать для изготовления любого макета, в том числе пластиковых форм в технике папье - маше, легко придать любой цвет и получить любую фактуру. Также используются гофр картон, пенопласт и пенопласт.
Для изготовления макетов мебели в масштабе 1:10, 1:5, 1:1, планировочных макетов, используют хвойные и лиственные породы. Кроме массива дерева, применяют клееную фанеру различной толщины, шпон (лущеный и строганый), ДВП, ДСП и столярные доски.
Для производства макетов часто также используются листы органического стекла, целлулоида, сополимеров стирола, пенополистирола, поливинилхлорида, пенопласта, пенополиэтилена и др. Используя пластичность полимерных материалов, можно выполнять различные раскладки, добиваясь высокого художественного эффекта. Жесткие пенопласты имеют малый объемный вес и хорошо обрабатываются, поэтому их используют для изготовления рабочих макетов мебели и интерьерных макетов в любых масштабах.
Металлы (проволока, олово, труба) используются в компоновке различных рам, оснований, ажурных композиций (решетки, полки и др.).).
Клеи применяются в зависимости от типа материала и характера его соединения с другими материалами. Отделочные материалы необходимы для придания планировке наибольшей выразительности. К ним относятся краски (гуашь, темпера, поливинилацетат, масло), эмали, лаки, красители (минеральные и анилиновые) и др. Их наносят кистью, тампоном или распылителем.
В макетах также используются ткани, керамика, стекло, нити и растительные элементы.
Макетирование из бумаги и картона
Макеты из бумаги и картона являются наиболее распространенными материалами для создания макетов, особенно в учебном процессе. Это обусловлено их простотой использования, доступностью и экономичностью, а также высоким набором выразительных средств. Бумага и картон для макета должны обладать как достаточной жесткостью, чтобы обеспечить прочность макета, так и, в то же время, достаточной пластичностью, чтобы передать характер формы поверхности.
Для раскладки бумаги и картона требуются следующие инструменты:
• белая бумага и картон, цветная бумага и картон, целлулоидные пленки;
• макетный нож;
• ножницы;
• клей (для работы с бумагой лучше использовать плотницкий ПВА, так как он позволяет вносить коррективы в разметку и не оставляет следов на листе);
• металлические линейки различной длины. Пластиковые линейки не подходят для раскладки, так как они быстро изнашиваются при раскладке ножом, а также деформируются в процессе эксплуатации.
• прямоугольные треугольники с углами 300, 600 и 450. Шаблоны различных форм для рисования криволинейных линий.
• специальная доска из пластика, фанеры или ДВП для защиты рабочей поверхности стола от порезов;
• набор инструментов для рисования;
• карандаши с твердостью TM, T, 2T, 3T по российским стандартам или твердостью HB, H, 2H, 3H по зарубежным стандартам;
• эластичные ленты мягкие. Инструменты, используемые для макетирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. Москва: Высшая школа, 1980. 368 с.
2. Горшенина М. В. Проектирование учебного процесса: учебное пособие / М. В. Горшенина; Самар. гос. техн. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Самара, 2009. 64 с.
3. ГОСТ 2.002-72 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Требования к моделям, макетам и темплетам, применяемым при проектировании (с Изменениями N 1, 2). – М.: Стандартинформ, 2011. – 4 с.
4. Калинин Ю.М. Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М. Калинин, М.В. Перькова.– Белгород : Изд-во БГТУ, 2010. – 117 с.
5. Калмыкова, Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: Архитектура-С, 2004. – 94 с. 5. Основы методологии проектирования в промышленном дизайне : учеб. пособие/Е.П. Михеева[и др.]; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 80 с.
6. Калмыкова, Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: Архитектура-С, 2004. – 94 с.
7. Калмыкова, Н. В. Макетирование из бумаги и картона Текст учеб. пособие для худож. училищ, шк. и лицеев, а также для мл. курсов архитектур.-худож. вузов Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – 4-е изд. – М.: Университет, 2014. – 79 с.
8. Методика профессионального обучения: схемы, таблицы, комментарии: учебное пособие для вузов / И. В. Осипова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 147 с.
9. Мировая художественная культура, XX в.: Изобразительное искусство и дизайн. В 4 т.Т. 4 кн. 1/ Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. П. Кабкова и др.– СПб.: Питер, 2007. – 459 с.
10. Назарова Т. С. Средства обучения: технология создания и использования / Т. С. Назарова, Е. С. Полат. Москва: Изд-во УРАО, 1998. 204 с.
11. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2005. 368 с.
12. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов по специальности «Архитектура» / А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова и др.; под ред. А. В. Степанова М.: Архитектура-С, 2007. – 254 с.
13. Полякова, Н. И. Скульптура и пространство: Проблемные соотношения объема и пространственной среды/ Н. И. Полякова. – М.: Советский художник, 1982.– 199 с.
14. Рекомендации по проектированию комплексной схемы художественного и монументально-декоративного оформления города / Моск. архит. ин-т.– М.: Стройиздат, 1986. – 90 с.
15. Скибицкий Э. Г. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2008. 166 с.
16. Турчин, В. С. Монументы и города: Взаимосвязь художественных форм монументов и городской среды/ В. С. Турчин. – М. : Советский художник, 1982. – 159 с.
17. Финаева, О.В. Роль начертательной геометрии в дизайн-образовании [Текст] / О. В. Финаева Наука ЮУрГУ. Секции технических наук: материалы 62-й науч. конф. – Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2010. – Т. 1. - С. 108-111.