Фрагмент для ознакомления
2
Проведем сравнительный анализ содержания обновленных примерных программ дошкольного образования «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех».
Для анализа мы возьмем несколько образовательных программ дошкольных учреждений, которыми наиболее часто пользуются в детских садах. Это такие, как «Успех», «Детство» (под ред. В. И. Логиновой, Т. Н. Бабаевой, «Развитие» (под ред. О. М. Дьяченко, «От рождения до школы» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Гармония развития» (под ред. Д. И. Воробьева, «Истоки» (под ред. Л. Е. Курнешовой).
Все представленные программы в целом соответствуют ФГОС ДО.
Программы построены таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей. Программа направлена на то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным.
Таким образом, рассматриваемые программы определяют весь спектр общеразвивающих (в том числе и коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.
Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. Целью программы является создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника. В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.
Целью программы «Детство» является создание каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Рассматривая цель программы «Истоки» можно сделать вывод, что основной акцент в программе сделан на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них привычки к ЗОЖ; способствовании своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечении каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели ООП «От рождения до школы» и ООП «Истоки» практически идентичны и отражают современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. Гуманитарная экспертиза оценки качества основных образовательных программ дошкольного и начального образования рассмотрим в п.2.2.
2.2. Гуманитарная экспертиза оценки качества основных образовательных программ дошкольного и начального образования
Для проведения экспертизы нами выбрана гуманитарная экспертиза, которая позволит оценить возможные последствия принимаемых решений для развития личности и человечества в целом. Гуманитарная экспертиза, позволяет объединять усилия всех участников образовательного процесса, отслеживая условия, способствующие целостному развитию личности, ценность которых возрастает в связи с переходом на новые стандарты образования и проблемой повышения его качества. Гуманитарная экспертиза образовательной программы начинается с ответа на вопрос:
Ради чего создается образовательная программа? Ключевым понятием для гуманитарной экспертизы является понятие «деятельность». Описание образовательной деятельности целесообразно осуществлять с позиции комплексно – тематического подхода, который позволяет реализовать образовательные области не изолированно, а комплексно. Оценить тематику образовательной деятельности возможно с позиции таких принципов, как:
- Цикличности - повторяемости тем в течение учебного года с постепенным нарастанием сложности.
- Проблемности - наличия в теме образовательной деятельности проблемы для совместного решения педагогом и детьми.
- Творческой направленности - наличия возможностей для проявления детьми творчества.
- Современности и открытости - связь темы с современностью, ориентация на мир предметов, явлений, событий, характерных для сегодняшнего дня, а не прошедшего времени.
Анализ результатов экспертизы осуществлялся по 4 направлениям в соответствии с выделенными группами показателей.
Общие требования к программам включают требования к структуре ООП, к характеру изложения, к тексту программы. В процессе анализа результатов данной группы показателей было выявлено следующее.
1) Структура программ ДО соответствует требованиям ФГОС и содержит основные разделы (целевой, содержательный и организационный).
2) Основной текст программ, как правило, соответствует нормам современного русского языка. Однако изложение не всегда выглядит последовательным и логичным.
3) Наиболее низкие баллы были выставлены экспертами по показателям, характеризующим обязательную и вариативную части образовательной программы. Вариативная часть, являясь необходимой частью программы, не всегда была представлена достаточно четко и обосновано.
Целевой раздел является концептуальным для образовательной программы ДОО и позволяет в принципах, подходах и планируемых результатах увидеть индивидуальность образовательной программы. Однако, указанные в программах принципы и подходы не раскрывают замысел формирования программы; целевой раздел не содержит (или содержит в недостаточной степени) значимую для реализации программы информацию (особенности контингента детей, вариативность комплектования ДОО группами различной направленности и возрастного состава, специфику семей воспитанников, особые условия реализации программы, наличие сетевых форм реализации ООП и др.). Особо следует отметить, что в образовательных программах не дифференцируются целевые ориентиры дошкольного образования и целевые ориентиры ООП, что в значительной степени затрудняет определение планируемых результатов программы. Кроме того, анализ целевого раздела показывает, что пока не сложилось четкое и однозначное понимание различий между индивидуальной оценкой развития ребенка и системой оценки достижения планируемых результатов образовательной программы.
Содержательный раздел анализировался с позиции требований к обязательной и вариативной части, а также с позиции требований к описанию содержания коррекционной работы.
В обязательной части, как правило, отсутствуют те элементы программы, которые реализуют требования ФГОС. В частности, в программах полностью или частично отсутствует:
- описание поддерживаемой педагогами ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности;
- описание способов поддержки детской инициативы; отсутствует учет интересов, потребностей, мотивов детей и их членов семей;
- описание организации коллективно-распределенной и самостоятельной деятельности.
Кроме того, в обязательной части недостаточно раскрыты способы интеграции образовательной деятельности.
Содержание вариативной части образовательных программ не позволяет определить, как при ее создании учитывались потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, а также возможности педагогического коллектива.
Анализ содержания коррекционной работы был затруднен по причине отсутствия информации о контингенте детей и направленности групп ДОО в целевом разделе. В связи с этим невозможно определить целесообразность данного раздела и адекватность описания специальных условий в нем.
Организационный раздел большинства программ содержит описание материально-технического обеспечения, а также распорядок (режим) дня. Однако увидеть связь между данным описанием и целевым разделом затруднительно. В организационном разделе отсутствует описание особенностей планирования и организации традиционных событий, праздников и мероприятий детского сада. Следует отметить, что в большинстве программ отсутствует четкое разделение материально-технического обеспечения и организации развивающей предметно-пространственной среды.
Экспертизу оценки качества основных образовательных программ дошкольного и начального образования проведем в табл. 1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
2. Гогоберидзе, А. Г. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования [Электронный ресурс] / А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езопова // КиберЛенинка. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-razrabotki-sistemy-monitoringa-kachestvadoshkolnogo-obrazovaniya. – Дата доступа: 21.02.2020.
3. Гуськова, М. В. Основы эволюции в управлении качеством образования : монография / М. В. Гуськова. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 204 с.
4. Дубешко, Н. Г. Этапы разработки и внедрения структурнофункциональной модели мониторинговых механизмов управления качеством в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / Н. Г. Дубешко // Репозиторий БарГУ. – Режим доступа: http://rep.barsu.by/handle/data/3831. – Дата доступа: 21.02.2020.
5. Езопова, С. А. К проблеме формирования модели независимой оценки качества услуг дошкольного образования в контексте развития государственно-общественного управления образованием / С. А. Езопова, Л. А. Зигле // Акад. вестн. Вестн. С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – 2015. – № 1 (27). – С. 76–83.
6. Литвина, Н. В. Модель оценки качества дошкольного образования на уровне учреждения дошкольного образования [Электронный ресурс] / Н. В. Литвина // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/34400/. – Дата доступа: 21.02.2020.
7. Мкртычян, Г. А. Психологическая экспертиза в инновационном образовании: теория и практика [Электронный режим] / Г. А. Мкртычян // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2015. - № 3
8. Научно-методические рекомендации по организации и проведению экспертизы и опытно-экспериментальной апробации информационнообразовательных ресурсов для дошкольного и общего среднего образования, специального образования [Электронный ресурс] / под ред. В. Ф. Русецкого, В. В. Казаченко // Национальный институт образования. – Режим доступа: https://www.adu.by/wp-content/uploads/2014/ issledovanija_nio/nauchno-metod-rekomendacii.pdf. – Дата доступа: 21.02.2020.
9. Образовательные стандарты «Дошкольное образование» [Электронный ресурс] // Национальный институт образования. – Режим доступа: https://www.adu.by/ru/uchitelyu/normativnye-pravovye-dokumenty. html. – Дата доступа: 21.02.2020.
10. Русецкий, В. Ф. Методологические основания разработки критериев и показателей оценки качества дошкольного, общего среднего и специального образования [Электронный ресурс] / В. Ф. Русецкий // Национальный институт образования. – Режим доступа: https://www.adu.by/images/2018/09/metodologosnov-razrab-Ruseckij.pdf. – Дата доступа: 21.02.2020.
11. Савельева, Н. А. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. А. Савельева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. - 570с.
12. Сажина, С. Д. Управление дошкольным учреждением [Текст] / С. Д. Сажина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128с Сотникова, В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста в ДОУ [Текст] / В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина. - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 80 с.
13. Санитарова, Н. Д. Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода [Текст] : дис…канд. пед. наук. / Н. Д. Санитарова. - СПб. , 2004. – 183 с.
14. Скоролупова, О. А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / О. А. Скоролупова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 112 с.
15. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Сов. Энцикл., 1990. - 960 с.
16. Тарусова, Л. Г. Сущность и составляющие качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования [Электронный ресурс] / Л. Г. Тарусова. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/TARUSOVA.pdf. – Дата доступа: 21.02.2020.
17. Толстикова, О. В. Разработка основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. В. Толстикова. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 206 с.
18. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М. , 2001. - 231с.
19. Управление дошкольным учреждением [Текст]. Словарь справочник Сост. С. Д. Сажина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. -128с.
20. Уранова, Г. Г. Дошкольная педагогика: образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования : учеб. пособие / Г. Г. Уранова ; М-во образования Респ. Беларусь, Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2015. – 72 с.
21. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – 2-е изд. – Минск : Нац. ин-т образования : Аверсэв, 2014. – 416 с.
22. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М. , АРКТИ, 2003. - 262с. 103.
23. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R [Электронный ресурс] : перераб. изд. / Т. Хармс, Р. М. Клиффорд, Д. Крайер // Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70» городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан. – Режим доступа: http://ds70str.ru/ped/9.pdf. – Дата доступа: 21.02.2020.
24. Цквитария, Т. А. В помощь старшему воспитателю [Текст] / Т. А. Цквитария. М. : ТЦ СФЕРА, 2016. - 128 с.
25. Шадриков, В. Д. Качество педагогического образования : монография / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 2012. – 200 с.
26. Шиян, О. А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст [Электронный ресурс] / О. А. Шиян // КиберЛенинка. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-predstavleniya-o-kachestve-doshkolnogoobrazovaniya-i-mehanizmy-ego-podderzhki-mezhdunarodnyy-kontekst#ixzz4Uvg fl65. – Дата доступа: 21.02.2020.
27. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 328 с.
28. Юдина, Е. Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики [Электронный ресурс] / Е. Г. Юдина // Репозиторий РАНХиГС. – Режим доступа: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/ppaper/mak18.pdf. – Дата доступа: 21.02.2020.
29. Юдин, В. И. Развитие профессиональной компетентности педагога в процессе освоения вариативных педагогических технологий [Текст] : дисс… канд. пед. наук. 13.00.01. / В. И. Юдин. – СПб. : 1996. -201 с.