Фрагмент для ознакомления
2
обязательного страхования вкладов населения в банках Российской Федерации, в порядке и случая, которые предусмотрены правовыми актами;
-обеспечивает контроль над соблюдением законодательных требований Российской Федерации в обеспечении защиты от неправомерного манипулирования рынком и использования инсайдерской информации;
-обеспечивает защиту законных интересов и прав акционеров, внутренних инвесторов на финансовых рынках, застрахованных лиц, страхователей и выгодоприобретателей.
При формировании мегарегулятора в России нельзя не учитывать богатейший опыт, накопленный Банком России, в сфере банковского надзора с действующей системой отчетов, расчетов целого комплекса норматив, показателей, способных эффективно контролировать кредитные организации, и создать устойчивую систему контрольных проверок. Тем не менее очевидно, что финансовый рынок в целом заметно отличается от банковского, и существуют свои особенности его деятельности, регулирования и надзора в страховом и инвестиционном секторах. Как показывает практика, увеличение структуры предоставляемых на финансовом рынке услуг и продуктов, их увеличивающееся многообразие, является показателем необходимости создания в стране мегарегулятора.
Главной задачей, которую необходимо решить мегарегулятору – это навсегда устранить существенное отставание российского финансового рынка от мирового стабильно развитого рынка финансовых услуг.
Банк России и правительство владеют внушительным количеством инструментов влияния на гарант относительной стабильности денежной массы на базе обеспечения установленного вида политики. К примеру, если Банк России повлияет на покупательную способность денежных ресурсов при помощи контроля над объёмами эмиссии, золотовалютных резервов, обеспечит ценовую стабильность и сдержит инфляцию, то правительство может повлиять на эти процессы при помощи реализации соответствующей фискальной и ценовой политики и регулировки цен естественных монополий. Схожая система параллельных мер может быть обеспечена как для валютного курса, так и процентной ставки.
Помимо этого, с 2018 года в России вступило в силу новое бюджетное правило согласно которому, все нефтегазовые доходы от повышения цен на нефть выше регламентируемого значения, заложенного в бюджете, будет использоваться для покупки валюты Минфином и размещения в ФНБ [14].
В бюджет 2018 года были заложены цены на нефть марки Urals в размере $40 за баррель. В дальнейшем этот уровень будет подлежать индексации на +2% ежегодно. Разница между повышением цен и приведенным значением будет напрямую влиять на формирование резервов, но в экономическую систему эти средства не поступят.
По мнению экономистов введеное бюджетное правило является слишком жестким и установленный порог в 7% необходим для того, чтобы была возможность расходовать средства в пользу инфраструктурных проектов и является слишком завышенным для того, чтобы позволить экономике расти быстрее, чем на 2% в год.
Инструменты денежно-кредитной политики каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей: -в зависимости от объекта воздействия (спрос на деньги и предложение); -в зависимости от продолжительности воздействия на объект (краткосрочные воздействия и долгосрочные); -в зависимости от специфики параметров регулирования (количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита); -зависимости от формы воздействия (прямые и косвенные). Важным инструментом монетарной политики является управление денежной массой, объем, динамика и структура которой зависят от объёмов и темпов роста валового внутреннего продукта, уровня и динамики товарных цен, характера монетарной политики, уровня развития платёжной системы и др.
Динамика и структура денежной массы являются важными индикаторами макроэкономической ситуации в России и оказывают существенное влияние на динамику ВВП и экономическую активность. [20]
Анализ динамики и структуры денежных агрегатов используется при прогнозировании темпов инфляции, долгосрочных изменений стоимости активов, при определении монетарных трендов, представляющих риск для стабильности цен, и т. п. Основой для формирования денежных агрегатов служит показатель денежной базы, который включает наличные деньги, выпущенные в обращение центральным банком, средства обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах и другие средства депозитных корпораций (банков), средства прочих финансовых и нефинансовых корпораций и домашних хозяйств в центральном банке.
Важную роль в денежно-кредитной политике Банка России играют золотовалютные резервы. К тому же золотой резерв — это единственный вид резерва, который сегодня, прежде всего, при необходимости может быть быстро преобразован в форму международного платежного средства (валюту), а, во-вторых, имеет высокую цену, определяя богатство его владельца.
При этом ключевым принципом функционирования современной банковской системы является необходимость обеспечения её стабильности, что позволяет обеспечить условия для макроэкономической стабильности, а также способствуют экономическому росту и развитию российской экономики. В среднесрочной перспективе ключевым условием обеспечения макроэкономической стабильности является реализация умеренно-жёсткой денежно-кредитная политика в сочетании с эффективным управлением денежной базой и широкой денежной массой. Следует отметить, что процесс монетизации экономики – это сложное экономическое явление, характеризующее обеспеченность процессов производства и обращения денежной массой, необходимой для осуществления расчетов и платежей, функционирования денежного рынка и всей финансовой системы государства. Поэтому характеристику процесса монетизации следует осуществлять с учетом совокупности показателей, отражающих не только уровень обеспеченности экономики деньгами, но и их объемы, динамику и структуру.
Монетарная политика влияет на экономические процессы через эффект равновесия на денежном рынке, ведь расходы экономических агентов на потребление и инвестиции напрямую зависят от количества денег и уровня процентных ставок. Это означает, что, регулируя параметры денежного рынка центральный банк влияет прежде всего на величину совокупного спроса в экономике. Поэтому проблема исследования механизма денежной трансмиссии сводится, на наш взгляд, к анализу влияния монетарной политики на совокупный спрос. Одним из наиболее используемых инструментов воздействия со стороны Банка России на совокупный спрос, является процентная ставка рефинансирования центральным банком банковских учреждений, которая предопределяет процесс монетарной трансмиссии через канал процентных ставок - осуществляется воздействие на совокупный спрос через изменение затрат на инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования. Это обуславливает необходимость исследования и оптимизации политики рефинансирования Банка России с целью повышения антиинфляционного эффекта денежно-кредитного регулирования. Известно, что от монетарная политика в первую очередь зависит надежность и эффективность функционирования всей экономической системы.
Поэтому целесообразными являются исследования, которые могут дать ответ о влиянии монетарной политики в отечественных условиях на национальную безопасность страны. Полномочия ЦБ РФ по обеспечению стабильности национальной денежной единицы предусматривают разработку и реализацию денежно-кредитной политики в интересах развития экономики страны. В денежно-кредитной сфере это касается проведения сбалансированной процентной и валютной политики, ограничения оттока капиталов за границу, обеспечения внутренней и внешней защищённости национальной валюты, осуществления взвешенной политики внутренних и внешних заимствований, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, снижения удельного веса наличного денежного обращения. При этом деятельность центрального банка в сфере денежно-кредитной политики согласована с развитием фондового рынка, бюджетно-налоговой и общей экономической политикой правительства. [16]
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика является одним из ключевых элементов экономической политики государства (наряду с бюджетной, структурной, внешнеторговой, фискальной) и определяется приоритетными и стратегическими целями экономического развития. Денежно-кредитная политика государства является важной сферой функционирования экономики, определение и проведение которой является одной из важных функций центрального банка. Ключевой целью монетарной политики большинства центральных банков является сохранение инфляции на низком уровне. Однако в странах с рыночной экономикой центральные банки не могут контролировать инфляцию. Для этого они имеют такие инструменты, как процентные ставки и тому подобное. Некоторые центральные банки используют рост денежной массы или валютный курс как промежуточную цель в принятии решений. Другие имеют более эклектичный подход.
На основании ст. 35 86-ФЗ, ключевыми инструментами денежно-кредитной политики являются установленные процентные ставки, операции на фондовых рынках, резервы, рефинансирование банковских структур, валютные интервенции, рост денежной массы, эмиссия облигаций, иные инструменты. Процентная политика Банка России – это в первую очередь политика ключевой ставки, при которой ключевая ставка - это процент, под который ЦБ РФ предоставляет кредиты банковским структурам, выступая в качестве кредитора. Учетная ставка при этом – это процент, по которому Банк России учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью кредитования под залог ценных бумаг.
Ключевую ставку закладывает Банк России и решение о том, менять её или оставить прежней, принимается на Заседании Совета директоров по денежно-кредитной политике, которое последние 4 года (2016-2019 гг.) проводится 4 раза в год – в конце каждого квартала. Уменьшение ставки при этом удешевляет получение займов коммерческими банками. При получении
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный Закон РФ от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция). // Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 01.05.2017 No 92-ФЗ – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
4. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 22.04.1996г. N 39-ФЗ. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 10.07.2002 N 86ФЗ (ред. от 07.03.2018). – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
6. Абрамова, М.А. Ключевые аспекты современной денежнокредитной политики России: мнение экспертов / М.А. Абрамова, С.Е. Дубова, В.В. Масленников // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 1. - С. 6-15.
7. Ачмизова, З.О. Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики / З.О. Ачмизова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 27-32
8. Воробьева Е.И. Основные направления денежно-кредитной политики Банка России относительно кредитной политики коммерческих банков [Текст] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2014. No 1 (26). С. 9093.
9. Всяких, Ю.В. Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе / Ю.В. Всяких, А.Ф. Битюкова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. - № 7. - С. 6-9.
10. Галанов В.А. Деятельность Центрального Банка России: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 378 с.
11. Зиниша, О.С. Основные направления денежно-кредитной политики Банка России в условиях кризиса / О.С. Зинища, А.А. Дышеков // Экономика и социум. - 2016. - № 5-1 (24). - С. 773-778.
12. Дубинин С.К. Российский банковский сектор – испытание финансовым кризисом // Финансы и кредит. – 2015. – № 1. – С. 9-12
13. Иванченко, И.С. Сравнительный анализ функций ЦБ РФ сквозь призму экономического роста / И.С. Иванченко // Банковское дело. - 2015. - № 9. - С. 19-23.
14. Киюцевская, А. Денежно-кредитная политика: специфика и особенности реализации на современном этапе экономического развития / А. Киюцевская // Экономическая политика. - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. 92-111.
15. Кожевникова Н.В., Романов С.В. Проблемы формирования ресурсной базы коммерческого банка [Текст] // Банковское дело. 2015. No 6, С. 2431
16. Крылова Л.В. К вопросу об устойчивости ресурсной базы российских банков [Текст] // Банковское дело. 2017. No1. С. 33–39.
17. Кузнецова В. В., Ларина О. И. Банковское дело. Практикум: учебное пособие [Текст] 4-е изд., перераб. и доп. Москва: КноРус, 2014, 260с.
18. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки [Текст] Москва: КноРус. 2014.
19. Матовников М.Ю. Банковская система России и долгосрочные ресурсы [Текст] // Деньги и кредит. 2013. No 5. С. 11–20.
20. Моисеев С.Р. Денежно-кредитный цугцванг [Текст] // Банковское дело. 2010. No12. С. 6–9.
21. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика. Теория и практика [Текст] / С.Р. Моисеев. Москва: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2015. 784 c.
22. Склярова Ю. М., Скляров И. Ю., Гурнович Т. Г. и др. Денежно-кредитное регулирование экономики [Текст]: учебное пособие для самостоятельной работы; Ставропольский гос. аграрный унт. Ставрополь, 2013. 48 с.
23. Соколов Ю.А., Дубова С.Е., Кутузова А.С. Организация денежно-кредитного регулирования [Текст]: учеб. пособие: Флинта, Наука; Москва; 2017.262 с.
24. Таргетирование инфляции – цели и инструменты в условиях волатильности на международных рынках (сессия 2) [Текст] / Деньги и Кредит, 8/2014.