Фрагмент для ознакомления
2
Опираясь на изучение особенностей восприятия перцептивно-моторных реакций детьми с общими нарушениями речи в сравнении с детьми нормативного речевого развития следует обратить внимание на следующие результаты исследования В.Г. Каменской.
Старшие дошкольники с ОНР в субтесте на развитие математических способностей имеют лучшие показатели высокого уровня (40%), чем их сверстники без нарушений (20%).
Но важно отметить, что количество детей с нормативным развитием речи, имеющих средний показатель по данному субтесту больше (60%), чем у детей с ОНР(35%) Отмечается так же, что показатели логического мышления детей с нормативной речью и ОНР не имеют существенных различий. Для выявления детской креативности, авторами был применен тест Торренса, по результату теста можно сделать вывод, что дети с ОНР уступают своим сверстникам с нормативной речью в разработанности, но проявляют большую гибкость творческого мышления. При обработке результатов исследования в качестве коэффициента корреляции был выбран коэффициент корреляции Пирсона в виду малой величины выборки, который не выявил значимой взаимосвязи между тестом Торренса и Мэдис в группе детей с ОНР. На основе результатов тестирования авторами выдвигается предположение, что выдвинуть предположение о том, что в развитии ребенка уже в дошкольном возрасте может превалировать либо развитие математических способностей (конвергентного мышления), либо творческих способностей (дивергентного мышления).
При изучение предметного гнозиса младших дошкольников с ОНР Ю.В. Рибцуном разработана методика изучения невербального интеллекта младших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Описанная методика учитывает повышенную утомляемость, неустойчивость внимания младших дошкольников с ОНР и представляет собой ряд игрзанятий с постоянной сменой деятельности.
С целью выявления состояния сформированности у детей четвертого года жизни с ОНР зрительного восприятия авторами обследовались: предметный гнозис, восприятие цвета, восприятие формы, восприятие величины предметов, оптико-пространственный гнозис. Задания на узнавание реальных предметов и предметов, изображенных на картинках, не вызвали труда у 85-90% испытуемых. С заданиями на определение предметов по силуэту, контуру и пунктирному контуру справилось 56-68% детей. Процент правильно выполнивших задания с неполным изображением снижался по мере усложнения демонстрируемых предметов, и колебался от 72% (брюки с отрезанной штаниной), до 40% (полусобранная пирамидка) и 20% (чашка). Также сложности вызвали задания с «зашумленностью» объекта и наложением одного объекта на другой.
Данное исследование показало, что базисные формы предметного гнозиса у младших дошкольников с ОНР являются в основном сформированными, что свидетельствует об отсутствии нарушений в зрительной коре, они имеют определенные особенности, проявляющиеся в лучшем восприятии реальных предметов, чем их изображений, трудностями в восприятии зашумленных изображений и наложенных одно на одно.
На сегодняшний день представлены результаты исследования мышления детей с речевыми нарушениями, в ходе которых были изучены следующие операции: а) сравнение; б) классификация; в) анализ; г) синтез; д) обобщение.
Исследование когнитивного развития предусматривало выявление не только знаний каждого ребенка, а и сформированности отдельных познавательных процессов. Было важно выявить первичный дефект нарушения и определить, что именно лежит в его основе: тяжелое речевое нарушение, которое тормозит общее развитие ребенка, умственная отсталость или задержка психического развития (ЗПР), которые задерживают и искажают речевое развитие. Дифференциальная диагностика дала возможность разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и умственной отсталостью.
Успешнее у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) протекает процесс обобщения, нежели процесс установления причинно-следственных связей. Анализ результатов по методике «Четвертый лишний» позволил выявить, что у большинства детей контрольной группы (66 %) наблюдается высокий уровень сформированности умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные признаки. Также подчеркивается, что количественный и качественный анализ полученных в исследовании данных позволил сделать вывод о том, что у большинства детей с речевыми нарушениями недостаточно хорошо сформированы процессы обобщения и установления причинно-следственных связей. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Дети без речевой патологии показали высокие результаты по обеим методикам. Стоит отметить, что в старшем дошкольном возрасте формируется логическое мышление – высшая ступень развития мышления.
Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Проблемы с развитием мышления напрямую связаны с нарушением внимания у детей с ОНР.
Проблемы с вниманием и концентрацией, также, напрямую влияют на формирование произвольной памяти у детей с ОНР. особенности произвольной памяти старших дошкольников с общим недоразвитием входит недостаточная сформированность внутриречевых механизмов, установления прочной смысловой связи между словом и опосредующим его предметным образом, в связи с низкой сформированностью у них механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот. Проблемы с произвольной памятью, внимание у детей ОНР затрудняют формирование у них механизмов пространственно-временной деятельности. В частности, Дружиловская О.В. и Говорушкина Е.А. рассматриваются механизмы пространственно-временного деятельности. Описываются последствия дисфункций полушарий головного мозга. Авторы считают, что, если рассматривать данную проблему с точки зрения нейропсихологического подхода – негативные последствия для онтогенеза заключаются в нарушениях, искажениях становления подкороково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга. В возрасте после трех лет у детей с ОНР начинает проявляться резкое отставание в формировании элементарных пространственных представлений.
Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.
Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».
В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.
В некоторых случаях развитие 2 степени ОНР наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что объясняется нехваткой общения. В таких случаях рекомендуется записать малыша в различные кружки, в которых не только увеличится его круг общения, но и начнет развиваться художественное восприятие окружающего мира, что повлечет за собой усовершенствование речи.
ОНР 3 степени. Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:
- резус-конфликт ребенка с матерью;
- внутриутробное удушение плода, гипоксия;
- травмы, возникшие при родах;
- постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
- черепно-мозговые травмы;
- заболевания хронического характера.
Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. — Челябинск : Цицеро, 2015. — 139 с.
2. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития . Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с
4. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Русская Речь, 2014. – 95 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
6. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Н.М. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ. – 2014. – 256 с.
7. Викжанович С.Н. К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и задержки темпа речевого развития у детей / С.Н. Викжанови
8. Викжанович С.Н. Технология логопедической работы по формированию у детей с особыми образовательными потребностями звукопроизношения / С.Н. Викжанович, Т.Ю. Четверикова // Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография. Saint-Louis, МО: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. С. 4–35.
9. Волосовец Т.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО / Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. – М.: Русское слово, 2015. – 216 с.
10. Глабова Ю.А., Медведева Е.Ю. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. С. 34.
11. Громова О.Е. Диагностика и развитие речи детей 2 – 4 лет. Методическое пособие. 2-е изд., перераб. / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М.: Национальный книжный центр, 2016.
13. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М.: Владос, 2014. – 179 с.
14. Зеленкова Т.В. Гендерные различия в использовании активного словаря при выполнении творческого задания детьми дошкольного и младшего школьного возраста // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. Т. 5. Отв. ред. Богоявленская Д.Б. - М.: Когито-Центр, 2015.- С. 76-78.
15. Иванова Э.В. Проблема речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018 – С.185-187
16. Инновационные педагогические технологии 08. Материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.) — Казань : Молодой ученый, 2018. — iv, 126 с.
17. Калиниченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2015. - 55 с.
18. Коваленко, Ю.Ю. К вопросу о методах раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни / Ю.Ю. Коваленко, Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2015. – № 2. – С.45-55
19. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений: пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Владос, 2005. – 119 c.
20. Кольцова Е.П. Речевая диагностика детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011. – 63 с
21. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников. - М.: Гном и Д, 2015. - 80 с.
22. Кузьмина М. С. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы // Студенческая наука и XXI век. — 2016. — № 1(13). — С. 151–153.
23. Кусова М. Л., Тенкачева Т. Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования // Инновации в образовании: поиски и решения : сб. мат-лов ІІ междунар. науч.-практ. конф. / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина ; Уральский государственный педагогический университет. – 2015. – С. 660-662
24. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб.: Наука-Питер, 2006. — 103 с.
25. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: Учеб. пособие для студ. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 462 с.
26. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2016. - 173 с
27. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. — М.: Логомаг, 2015. — 90 с.
28. Мастюкова Е.М. Логопедия. - М.: Просвещение, 2009. – 527 с.
29. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016.
30. Развиваем речь. Тренируем память: использование приемов мнемотехники в работе логопеда: учебно-метод. пособие / Ю.И. Розова, Т.Б. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2018. – 96 с
31. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. – 200 с
32. Тенкачева Т. Р. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития в условиях инклюзивного обучения // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / АГУ – Сухум, 2015. – 239 с.
33. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. - 840 с.
34. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с
35. Чиркина Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 216 с.
36. Хисамова Г. Р. Задержка речевого развития в логопедической практике. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018 – С.307-311
37. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. – 2015. – № 2 – С. 46
38. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи. - http://www.rankpedagogy.ru/inspuds-573-1.html
39. Характеристики уровней общего недоразвития речи. - http://rebenkoved.ru/rech-detej/narusheniya/harakteristiki-urovnej-obshhego-nedorazvitiya-rechi.html