Фрагмент для ознакомления
2
бывшего канцлера ФРГ В. Брандта и под эгидой ООН . В нем, в частности, утверждалось, что большинство бедных стран мира находятся южнее 30°с.ш., ставшей так называемой «линией Брандта» - границей глобальных Севера и Юга (исключение было сделано для Австралии и Новой Зеландии). Таким образом, принцип географического деления мира на основе уровня экономического развития стран противопоставлялся другому географическому делению «Запад - Восток», в основу которого были положены цивилизационные принципы, проявленные в форме идеологий (понимание Запада и Востока того времени было связано преимущественно с противоборством в биполярном мире и не затрагивало религиозно-цивилизационных особенностей, бывших актуальными до начала второй половины XX века и ставших актуальными вновь уже в XXI веке).
Однако, при очевидной пользе географического подхода к представлению о политическом разделении мира, порожденном экономическим неравенством, на тот момент, он имел и ряд выраженных отрицательных черт, заметно скомпрометировавших концепцию в целом. Это:
• Антагонизм между богатыми и бедными странами, получивший еще одну, на этот раз – географическую плоскость реализации (с формированием соответствующих идеологий государственного и межгосударственного уровня);
• Формирование выраженных подходов к решению мировых проблем на государственном уровне: иждивенческого в странах Глобального Юга и патерналистского в странах Глобального Севера;
• Высокий риск перехода концепции различий в потребностях и интересах стран и народов, основанной на учете особенностей их географического положения и природной среды к новому географическому детерминизму, как обоснованию неравенства неустранимыми естественными причинами.
Это, а также неравномерность развития стран, входивших в структуры как Глобального Севера, так и Глобального Юга, наметившиеся различия в их национальных и государственных интересах, видении своего места в мире и пр. не позволили в полной мере реализоваться потенциалу разделения Земли на Глобальный Север и Глобальный Юг как способу структурирования глобальных проблем и вызовов на уровне мирового международного взаимодействия. В частности, принадлежность к Глобальному Северу центров политики, экономики и культуры общемирового значения автоматически давало ему преимущество в толковании своих интересов, как современных общечеловеческих, а многих интересов Глобального Юга и действий по их реализации – в качестве ретроградных и маргинальных. Тем не менее, данный подход остается одним из популярных в международных отношениях в качестве системы описания взаимодействий на глобальном уровне.
2. Современная интерпретация концепции «Север-Юг» в политическом дискурсе
2.1. Взаимоотношения в системе «Север-Юг», как реакция на экономическое неравенство государств
Современный мир характеризуется высоким уровнем глобализации, важнейшими чертами которой являются взаимопроникновение и взаимосвязанность политических и экономических систем различных стран мира, сформировавшаяся достаточно жесткая центрально-периферийная система экономических и взаимосвязанных с ними политических взаимодействий. В нем, с одной стороны, существовавшая до второй половины XX века система колониальных империй с непосредственной политической зависимостью колоний от метрополий заменена системой экономической (неоколониальной) зависимости, с другой стороны, она дополнилась системами горизонтальных интеграционных связей, резко усиливших влияние на происходящее в той или иной стране на мир в целом. Кроме того, для глобального общества характерен фактор размывания, а то и сознательного уничтожения идеологических, культурных (в том числе, религиозных) и иных различий между этносами и государствами, с последующим замещением неким набором «общечеловеческих ценностей», закрепляющим систему зависимости периферийных государств от сложившихся к настоящему времени мировых политических и экономических центров (т.н. «консциентальная война» ). Как следствие, в международных взаимоотношениях в современном мире на первый план выходят экономические различия между странами, которые, однако, сопровождаются заметной долей действий и требований, связанных с борьбой за сохранение национальной идентичности, особенностей образа жизни и пр.
Под дихотомией «Север-Юг» в контексте глобального экономического неравенства понимается конфликт интересов промышленно развитых и развивающихся государств. Данный конфликт связан с огромным и все возрастающим разрывом в уровне социально-экономического и культурно-политического развития между ними . По сути, взаимоотношения между глобальными Севером и Югом развиваются в контексте глобальных взаимодействий между экономическими центрами и периферией мирохозяйственной системы, в которых, тем не менее, присутствует и комплекс других факторов.
Для современного периода характерен все возрастающий разрыв между уровнем жизни центров и периферии. По данным ООН, уровень жизни 1,5 млрд. человек (а это около 20% от численности всего населения мира) ниже среднепланетарного прожиточного минимума. И это в начале XXI в. А свыше 1 млрд. человеческой популяции Земли проживают в условиях нищеты и голода. Совокупный объем ВВП на душу населения двадцати самых богатых стран превышает аналогичный показатель двадцати самых бедных стран сегодня в 30 раз, а сорок лет назад всего в 15 раз .
2.2. Типология политических позиций и взаимодействий стран в рамках концепции «Север-Юг»
Разрыв в распределении капитала, доходах и уровне жизни разных стран может привести к социально-политическим и экономическим потрясениям планетарного масштаба, а, следовательно, он является вызовом безопасности и стабильности мирового хозяйства . Поэтому, в настоящее время в качестве одного из базовых направлений взаимодействия глобальных Севера и Юга рассматривается сокращение этого разрыва. Однако, видение решения данной проблемы у разных стран различны. Так, значительное число государств, освободившихся от колониальной зависимости, склонно до настоящего времени обвинять в своих бедах и экономической отсталость колониальный режим (а то и возникшую ситуацию попадания в неоколониальную зависимость) и требовать от бывшей метрополии (или других субъектов международных отношений) различного рода преференций и компенсаций, т.е. фактически превращаясь в страну-паразита, эксплуатирующую чувство вины за колониальное прошлое у бывшей метрополии или другой страны/экономической структуры, так или иначе теоретически способной его испытывать. Собственно говоря, это и представляет собой один из способов межгосударственных взаимоотношений в концепции «Север - Юг», в основе которого лежат сохранившиеся вертикальные взаимосвязи метрополия – колония. Этот способ взаимодействия стран Севера и Юга был особенно популярен у последних в первые десятилетия после массовой деколонизации. Однако, чувства (тем более чувство вины) – в политике являются весьма ненадежным активом, на основе которого в современном мире можно решить отдельные сиюминутные проблемы, но нельзя строить стратегии долгосрочного развития. Действия по заглаживанию чувства вины (т.е. предоставление компенсаций и преференций, а также гуманитарной помощи) носят, как правило, характер разовых акций или локально действующих программ, зачастую, выполняются по остаточному принципу, а исполнение этих действий, зачастую, лишает государство-донор чувства вины. Более того, метрополии, реализующие эти акции, зачастую, хотят быть уверенными, что выделенные средства доходят до адресатов и используются по назначению. Поэтому они либо создают в этих странах структуры, контролирующие поступление и распределение помощи и компенсаций (что ставит правительства этих стран в новую – неявную зависимость от бывших метрополий), либо прекращают всякую поддержку бывшей колонии под предлогом того, что присланные средства разворовываются коррумпированными чиновниками или достаются террористам и иным