Фрагмент для ознакомления
2
уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц.
Таким образом, следует приступить к изучению вопроса производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц, а также роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках рассмотрения такого рода производства.
В первую очередь представляется необходимым отметить, что в соответствии с административно-правовым законодательством РФ «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».
Соответственно, по общему правилу к административной ответственности привлекается лицо, совершившее административное правонарушение и достигшее 16 лет. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ «с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».
Так, необходимо указать, что применение к лицу, совершившему административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, такого основания освобождения от административной ответственности, как решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеет место быть опять же после детального изучения конкретных обстоятельств совершенного административно правонарушения, личности правонарушителя комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и не является обязательным к применению при совершении каждого из правонарушений лицом в возрасте от 16 до 18 лет.
Кроме того, изучая вопрос производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц, также следует обратиться и к первоначальной специфике самого производства по делам об административных правонарушениях.
Так, одним из важнейших аспектов характеристики производства об административных правонарушениях, а также основополагающей задачей такого рода производства называют «выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений». Действительно, говоря о производстве об административных правонарушениях, невозможно не согласиться с констатацией того факта, что каждое из представленных дел об административном правонарушении в первую очередь требует досконального изучения обстоятельств совершенного деяния, его причин и условий совершения оного. Представленное утверждение распространяется не только на такую категорию дел, где субъектом является лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, но и на остальной массив дел об административных правонарушениях.
На данный момент можно утверждать, что, рассматривая вопрос производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц, невозможно не согласиться с тем, что такого рода производство состоит из определенного в законодательстве РФ ряда процессуальных действий, сроков, а также четко регламентированного круга уполномоченных компетентных государственных органов и должностных лиц, разрешающих вопросы привлечения лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, к административной ответственности.
Следует обратиться к вопросу более глубокого изучения непосредственно такой единицы, как комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, или же к вопросу рассмотрения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекта административной юрисдикции, коим она, несомненно, является.
Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что действующее административно-правовое законодательство определяет такой субъект, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как основной, центральный субъект административной юрисдикции в рамках производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц. Так, в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ «районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса». В указанной же статье, в части второй, законодатель также указывает, что «дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии».
Соответственно, изучив указанную норму, представляется достаточно обоснованным говорить о том, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются непосредственно важнейшим субъектом в рамках производства по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет.
Далее следует обратить внимание на то, что проблемы определения специфики, а также характеристики такого субъекта административной юрисдикции, как комиссии по делам несовершеннолетних, не раз поднимали в своих трудах ведущие отечественные ученые-административисты, например, А.С. Дугенец, М.Я. Масленников и др., которые не раз обращали внимание на существование такой проблемы, как несовершенство законодательства в части регулирования вопросов, ложащихся на плечи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, причем как на уровне федеральном, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, также поднимались вопросы организационного характера, а именно проблема формирования такого рода комиссий, а также и их дальнейшего функционирования.
Кроме того, Н.В. Хорьков, проведя доскональный анализ регионального законодательства в части функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, также приходит к выводу о несовершенстве законодательства в рамках рассматриваемого вопроса, утверждая, что несовершенство в первую очередь законодательства уровня субъектов, а также «нарушения законности, допускаемые комиссиями, несомненно, влияют и на качество административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Таким образом, вышеуказанные ученые-административисты, наиболее полно исследующие вопросы, непосредственно связанные с деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, приходят к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования пласта законодательства в представляемой сфере, а также сходятся во мнениях, что такой субъект, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, является центральным субъектом административной юрисдикции в области производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц.
Кроме того, в продолжение рассмотрения вышеупомянутого субъекта административной юрисдикции, а также представления характеристики такого субъекта, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следует отметить еще несколько положений.
К вышеуказанным, несомненно, следует отнести очередной элемент назначения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в целом, который был представлен в одном из своих совместных трудов В.Н. Хорьковым и Т.Ф. Лагошиной. Так, указанные выше ученые в одном из своих научных изысканий отмечают, что «особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», ссылаясь при этом на соответствующие положения отраслевого законодательства и конкретного Федерального закона.
Таким образом, в последнем из указанных источников подчеркивается также и профилактическое назначение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, что, несомненно, применимо и в рамках рассмотрения вопроса самого производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц.
Здесь же, необходимо обратиться, наконец, и к вопросу определения специфики такого субъекта административного правонарушения, как несовершеннолетнее лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, представляющееся специальным субъектом, соответственно.
В первую очередь представляется обоснованным обратиться к представлению дефиниции «несовершеннолетнее лицо», определяемой следующим образом: «Человек, не достигший восемнадцатилетнего возраста, с достижением которого лицо приобретает полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией Российской Федерации и другими законами».
Далее следует также учитывать специфику такого субъекта, как несовершеннолетнее лицо, характеризующуюся, как правило, следующим образом: «...неадаптированностью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это зависит как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка».
Также, проводя анализ ст. 2.3 КоАП РФ, содержащей норму об освобождении лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, от административной ответственности, необходимо отметить некоторые основополагающие признаки, наличие которых необходимо для применения такого рода нормы, а именно:
1) возраст лица, совершившего административное правонарушение, а именно 16 - 18 лет;
2) рассмотрение такого рода дел об административных правонарушениях непосредственно комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) наиболее полное рассмотрение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав обстоятельств дела, включая все возможные сведения о личности несовершеннолетнего, будь то его семейное, материальное положение, особенности личного характера и т.д.
Соответственно, все вышеизложенное лишь в очередной раз
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сб. междунар. договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3802; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
7. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства РФ, 11.11.2013, N 45, ст. 5829;
8. Постановление Правительства РФ от 18.10.2016 N 1061 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.10.2016, N 43, ст. 6039.
9. Методические рекомендации на тему: «Особенности производства дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан». Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Копейского городского округа Челябинской области, подготовлены И.Н. Ампелоновой. Копейск, 2008. С. 54.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, N 80, 19.04.2005.
11. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.
12. Андрюхин Н.Г. Проблемные аспекты освобождения несовершеннолетних от административной ответственности // Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 55 - 58.
13. Аристов Е.В., Фахрутдинова Г.Г. Совершенствование административного законодательства о привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности // Административное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 17 - 24.
14. Бевзюк Е.А., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Полит О.И., Тимофеева Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс», 2013.
15. Васильева Я.В. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (по материалам Северо-Западного федерального округа): монография. М.: Юриспруденция, 2018. 192 с.
16. Воронцова А.А. Административная ответственность // СПС КонсультантПлюс. 2019.
17. Давыдова С.В. Детская преступность: Болезнь или борьба за выживание // Беспризорник. 2007. N 1. С. 40.
18. Дорофеева Ж.П., Капустина И.Ю. Общая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение административных правонарушений // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 4. С. 169 - 174.
19. Дугенец А.С., Масленников М.Я. Организационные основы обеспечения социальной эффективности работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав // Административное право и процесс. 2006. N 4. С. 19 - 27.
20. Загоруйко И.Ю. К вопросу о привлечении к административной ответственности несовершеннолетних / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. N 1. С. 66 - 69.
21. Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 4. С. 27
22. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий, С.Л. Дегтярев и др.; под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 1295 с.
23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24 - 32. Постатейный научно-практический комментарий / В.А. Гуреев, И.Н. Князева, А.В. Мартынов и др.; под общ. ред. Б.В. Россинского. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. I - II. 688 с.
24. Купеева Л.Ч. Освобождение от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет // Административное право и процесс. 2017. N 11. С. 80.
25. Обыденова Т.В. К вопросу о профилактике совершения административных правонарушений несовершеннолетними // Административное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 1244 - 1248.
26. Скляров И.А. Институт административной ответственности и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2018. N 4. С. 5 - 12.
27. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма, 2015. 320 с.
28. Тихомирова Л.А. Нюансы законодательства об административных правонарушениях // СПС КонсультантПлюс. 2017.
29. Токмаков А.А. Проблемы, возникающие при привлечении лиц к административной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним // Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 51 - 54.
30. Ярковой С.В. Законность и целесообразность административной правоприменительной деятельности // Российский юридический журнал. 2017. N 5. С. 168 - 177.