Фрагмент для ознакомления
2
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто сочетающихся со зрительной системой при выполнении мелких и точных движений руками и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика включает в себя широкий диапазон движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, которые, например, влияют на почерк человека.
Почему для детей так важно развивать мелкую моторику? Дело в том, что в мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев, расположенные очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя соответствующие области мозга, мы также активизируем соседние области, отвечающие за речь.
Мелкая моторика является неотъемлемой частью двигательной сферы и это имеет большое значение в психофизическом развитии ребенка.
Н. А. Бернштейн дает следующее определение понятия двигательных навыков: двигательная активность организма или отдельных органов. Под двигательными навыками автор понимает последовательность движений, которые необходимы для выполнения конкретной задачи.
Различают большую и малую моторику. Основные двигательные навыки: основание, на которое затем накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Е. Я. Степаненкова трактует понятие общей моторики – разнообразные движения рук, ног и тела, то есть, по сути, любая физическая активность тела человека, связанные с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы больших мышц тела.
Автор также определяет понятие мелкой моторики – движение мелких мышц тела, умение манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, выполнять задания, требуется скоординированная работа глаз и рук.
В то же время М. М. Кольцова в своих работах отмечает, что малые двигательные навыки – это совокупность согласованных действий, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнение мелких и точных движений руками и пальцами рук и ног [13, c.59].
Область мелкой моторики включает в себя широкий спектр движения: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень небольших движений, которые, например, влияют на почерк человека.
Р. С. Немов пишет, что мелкая моторика необходима для выполнения точных действий, таких как манипулирование малыми предметами: писать, рисовать, резать, застегивать пуговицы, вязать, завязывать узлы, играть на музыкальных инструментах и так далее.
Автор считает, что развитие мелкой моторики имеет важное значение для нескольких аспектов, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) разработка собственных движений рук для выполнения предмета и орудийные действия, в том числе письма.
Как указывает И. М. Сеченов, все движения выполняются человеком произвольно, они контролируются сознанием, всегда выполняются под контролем. И на различных этапах овладения двигательными навыками первенство контроля остается за видом. По мере развития автоматизации визуальный контроль частично исчезает, по-другому осуществляется тактильно-кинестетический контроль. Изменение темпа и ритма движения также влияет на качество контроля. Управление ускорением и замедлением движений усиливается за счет включения зрительного анализатора.
И. П. Павлов открыл большую познавательную ценность двигательных навыков рук. Он считал руку тонким анализатором, который позволял ему входить в очень сложные взаимоотношения с окружающими объектами. Ценность практической деятельности отчетливо выступает в свете учения И. П. Павлова «О роли двигательного анализатора», который рассматривает двигательный акт как большое количество мельчайших элементов, чем и достигается огромное разнообразие и точность наших скелетных движений [15, c.29].
Так, Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений начинается с первых месяцев жизни и завершаются двумя годами. Затем начинается долгий процесс подгонки всех уровней построения движения друг к другу.
Человеческая деятельность требует определенного уровня развития двигательных качеств. Уровень человеческих возможностей отражает качества, являющиеся сочетанием врожденных психологических и морфологических способностей, с приобретенными в процессе жизненного и тренировочного опыта.
Чем больше развиты физические качества, тем выше производительность над физическими (двигательными) качествами человека.
В связи с этим Е. Н. Вайнер в своих трудах пишет, что двигательные качества отражают качественные и количественные характеристики движения. Обычно существует пять качеств мелкой моторики: сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость.
Силой автор называет способность человека преодолевать внешнее сопротивление или активно противодействовать ему путем мышечного напряжения.
Скорость, по мнению автора, характеризует способности человека, сделать ход в кратчайшие сроки.
Под термином выносливость Е. Н. Вайнер понимает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения его эффективности на длительное время [1, c.28].
Ловкость трактуется следующим образом: она отражает способность человека выполнять соответствующие движения в соответствии с условиями времени, места и скорости перемен. То есть ловкость позволяет человеку хорошо чувствовать себя в пространстве и времени, и за счет высоких и точных координаций сокращения и релаксации соответствующих групп мышц быстро и разумно перестраивать свои движения.
Автор определяет понятие гибкости как физическое качество характеризующее способность человека выполнять движения в суставах с максимально возможной амплитудой.
Итак, рассмотрев исследования ученых, мы выяснили, что в процессе занятий по развитию мелкой моторики у ребенка совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; производится опрятность, самостоятельность, оригинальность в решении задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире.
1.2. Психолого-педагогические условия развития мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Работа по развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста обширна и многообразна. Она требует от педагогов организации условий - предметно-развивающей среды. Качество и результативность проводимой работы зависят от многих условий, к которым относятся:
1. Учёт уровня подготовленности возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Можно уменьшить объективные трудности, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать возрастные возможности в процесс обучения.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер
Достаточный уровень развития мелкой моторики — это важный показатель готовности ребенка к школе. Умение делать точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
У некоторых детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, который приводит к контуру тонкой, ломаной, прерывистой линии. У других повышен тонус мелких мышц. В этом случае у ребенка быстро устает рука, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Итак, развитие мелкой моторики является сложным навыком, причем в полном объеме он недоступен для дошкольника. Поэтому детский сад и проводит целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.
2. Наличие пособий и материалов для развития мелкой моторики рук: мячи разных размеров, в том числе массажные; кегли; обручи, кольца; игрушки, которые, можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками; специальные приспособления – стенды, тренажёры, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки); коробки с разными крышками и прорезями, копилки. [19, c.23].
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников. Взаимодействие педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада – важное направление работы по развитию мелкой моторики. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Акулова И.В. Умные пальчики / И.В.Акулова// Детский сад. Всё для воспитателя. – 2014. - № 4. – С. 26-31.
2. Березина О. М. Языковые игры и забавы / О. М.Березина, Т. О. Павловская. – М.: Мальва-ОСО, 2012. – 90 с.
3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е.Белая, В. И. Мирясова. – М.: Высь, 2014. – 143 с.
4. Быковец Л. Л. Влияние движений пальцев рук на умственное и речевое развитие ребенка дошкольного возраста / Л. Л. Быковец // Таврический вестник образования. – 2018. – №2. – С. 124-131.
5. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.
6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е.Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
7. Внукова Н. О.Как развить речь вашего ребенка / М. О.Внукова, О. А. Мартыненко. – Х.: Изд-во «Утро», 2012. – 128 с.
8. Грайзер Е.В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста / Е.В. Грайзер// Проблемы педагогики. – 2015. – № 2. – С. 75-77.
9. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать / С.Е.Гаврилина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль, 2013. – 122 с.
10. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику / Н.В.Гатанова, Е.Г.Тунина. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 102 с.
11. Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму: пособие для родителей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с
12. Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В.Дмитриева. – М.: Высь, 2013. – 56 с.
13. Жукова О.К. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О.К. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №11. – С. 34-37.
14. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 224 с.
15. Луговая И. Развитие мелкой моторики пальцев рук у учащихся шестилетнего возраста / И.Луговая // Начальная школа. – 2018. – №7. – С. 6.
16. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки / С.С. Мельникова // Начальная школа. – 2014. – №8. – С. 28-30.
17. Моисеева Л. О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е.Рахманова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №12. – С. 22-24.
18. Развиваем речь. Дидактические материалы / Сост. Н. С. Клунская. – Х.: Изд.группа «Основа», 2017. – 64 с.
19. Тимофеева И.А. О подготовке руки к письму / И.А.Тимофеева, М.Ю. Сиднева // Дошкольное воспитание. – 2017. – №3. – С. 23-27.
20. Титов В.А. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / В.А. Титов. – М.: Приориздат, 2012. – 165 с.
21. Триггер Р.Д. Я учусь писать / Р.Д.Триггер, Е.В. Владимирова. – М.: Просвещение, 2010. – 54 с.
22. Утехина К.А. Развитие графических навыков письма у дошкольников / К.А. Утехина // Дошкольное воспитание. – 2014. – №5. – С. 26-29.
23. Федосова Н. Готовим ребёнка к письму / Н. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 18-21.
24. Чудакова А.К. О подготовке руки к письму / А.К. Чудакова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – С. 24-28.