Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую или неправильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, в лучшем случае это не эффективно в педагогическом отношении, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенок расплачиваться всю жизнь.
Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.
Хотелось бы также отметить, что в наши дни среди воспитателей и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что необходимо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний.
Будучи в целом незначительными "деталями" многосложного воспитательного "механизма", поощрения и наказания в определенных ситуациях приобретают решающее значение
Цель исследования – изучить и проанализировать возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе;
2) проанализировать педагогические условия и методические особенности использования методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.
Объект исследования – методы поощрения и наказания
Предмет исследования – педагогические условия и методические особенности воспитательного процесса.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе
1.1 Понятие, виды поощрения и наказания
Формулирование целей воспитания является одним из существенных этапов в педагогическом процессе, так как во многом определяет все дальнейшие педагогические действия, в том числе связанные с отбором содержания, методов, технологий, форм воспитания. Формулируя цель, педагог должен ответить на вопрос: какой результат он хочет получить, чего достичь в результате своей профессиональной деятельности.
Целеполагание в учебно-воспитательном процессе – это способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целей, формулирование задач, конкретизирующих цель, путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем). Целеполагание предполагает постоянный анализ эффективности процесса и в соответствии с этим коррекцию педагогических воздействий и целей. Выдвигая и формулируя цели обучения и воспитания, педагог должен руководствоваться имеющейся у него педагогической информацией:
1) Законом об образовании в Российской Федерации;
2) документами правительства, Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования;
3) основными тенденциями развития общества;
4) информацией об интересах и потребностях детей и родителей;
5) информацией об уровне воспитанности детей, об уровне развития детского коллектива;
6) информацией о возможностях образовательного учреждения, особенностях социальной среды;
7) информацией о собственных интересах и возможностях.
При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших. Их выполнение должно приводить к достижению поставленной цели. Формулируя задачи, педагог выстраивает логику, последовательность своих действий по достижению цели. Например, если вы планируете развивать у детей патриотические чувства и патриотизм как качество личности, то необходимо в первую очередь ответить на вопрос, а кто такой патриот, чем характеризуется такой человек. После этого, необходимо определить какими знаниями он должен обладать, какой опыт участия и организации коллективной, самостоятельной деятельности он должен приобрести, как, когда и где это можно сделать (на уроке, во внеурочной деятельности, с использованием ресурсов учреждений дополнительного образования, детской общественной организации, родителей и др.). Из ответов на эти вопросы и сложатся задачи.
Педагог как субъект педагогической деятельности ориентирует учащегося в процессе обучения, стимулирует его к учебно-познавательной деятельности. Данные действия он осуществляет путем оценивания работы ученика количественными и качественными характеристиками. В данной статье рассмотрим некоторые методы качественного оценивания работы учащегося, а именно методы поощрения и наказания. Под методом мы понимаем способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Выделенные методы применяются педагогом по отношению к ученику в течение всего периода обучения и являются методами воспитания. Практика их применения в педагогике описана с древних времен и является актуальной по сегодняшний день. Среди других методов воспитания методы поощрения и наказания находятся в группе возвратно-оценочных методов и направленны на формирование у ученика позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части этого мира, определенных личностных качеств, заданных целями воспитания или самовоспитания .
Рассмотрим определение наиболее эффективных поощрений и наказаний, которые применяются в учебной работе со студентами. Поощрение – один из способов целенаправленной активизации учебной деятельности, которое практикуется как совокупность мер позитивного воздействия на учащегося со стороны лиц, организующих и регулирующих эту деятельность, и со стороны социального окружения. Поощрение состоит в признании значимости и важности поощряемой деятельности, в публичном одобрении достигнутых результатов и в выделении особо отличившихся. Поощрение учебной деятельности становится особенно эффективным, если сочетается с мерами социально-экономического стимулирования, повышающими личную заинтересованность в высоких результатах. Поощрение должно применяться с учетом мотива действия учащегося (осознания полезности); применение поощрения требует личностного подхода (формирования личностных нравственных качеств); поощрение должно соответствовать заслугам, быть справедливым и т. д. К формам поощрения относят одобрение, похвалу, благодарность, присуждение почетного места в соревновании, поручение почетных обязанностей и др. .
Наказание – это способ воздействия на личность, который выражается в осуждении действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения. Оно принуждает неуклонно следовать нормам, корректирует поведение личности, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда, порождает потребность изменить свое поведение.
Наказание может вызывать переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого, но не должно причинять страдания – ни