Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психических особенностей, в основе которой лежит тип высшей нервной деятельности человека. Составляет основу развития черт характера.
Определять тип темперамента ученые пытались издавна и по настоящее время.
Темпераментом называется индивидуальная особенность психики, которая формирует реакции на внешние раздражители. Темперамент – врожденное качество характера человека, включающее несколько проявлений: Активность; Моторика; Эмоциональность.
Для разделения темперамента выделяется несколько свойств данного понятия: Эмоциональная возбудимость. Отображает тот минимальный уровень раздражителя, воздействие которого вызовет эмоциональный отклик. Активность и неактивность. Активность отображает количество внутренних энергетических ресурсов, которые использует человек для достижения цели. Неактивность показывает, насколько человек невосприимчив к раздражителям, например, оскорблениям. Пластичность и ригидность. Оба понятия отображают, насколько человек способен приспосабливаться к изменению внешних условий. Экстраверсия и интроверсия. Экстраверты зависят от проявлений внешнего мира, а интроверты – от внутренних особенностей собственной психики. Темп реакций. Отображает скорость реагирования на раздражитель, темп речи, моторику, а также быстроту восприятия информации.
Актуальность работы. Ритм жизненных процессов в современном мире неизменно ускоряется, требуя от человека быстрых реакций и решений, поэтому психодиагностика постоянно обогащается все новыми подходами, ориентированными на помощь человеку в решении его проблем в краткосрочной перспективе. И как эффективнее помочь человеку в этом процессе, волнует многих психологов и психодиагностов в мире.
Тестирование широко применяется в очном консультировании, например, в когнитивно-поведенческом подходе, где оно входит в структуру процесса консультирования. Регулярное контролирование состояния клиента путем определения его уровня депрессии и тревоги, является даже обязательным. Как правило, клиенты позитивно реагируют на такое тестирование, так как эта процедура позволяет отслеживать эффективность работы.
Важное место в диагностике должно занимать типологическое тестирование. Типологизация личности (типология характера) хотя и возникла впервые в рамках клинического подхода для диагностики различного рода патопсихологических состояний, в настоящее время применяется далеко за рамками даже психотерапевтической практики. Да и в рамках психотерапевтических подходов, не использующих понятие диагноза, активно использует такой метод, как составление психологического, характерологического портрета.
Курсовой проект состоит введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Глава 1.Теоретические основы методов диагностики темперамента
1.1.История возникновения диагностики темперамента
В этой работе мы затронем вопрос диагностики темперамента и актуального состояния человека в психологическом консультировании. Диагностирование с помощью тестов применяется довольно широко, начиная от патопсихологии и заканчивая сферой образования и бизнеса. В психологическом консультировании диагностика проводится, как правило, с помощью интервью, а иногда этот этап вообще не рассматривается как отдельная стадия процесса.
В практике можно использовать для диагностики не только интервью, но и психологические тестирование с помощью опросников, причем, один метод дополняет другой. Разумеется, диагностика состояния человека с помощью тестирования, определение его характерологических особенностей имеет смысл только, если она применяется с целью дальнейшего использования результатов в выработке стратегии психологической помощи.
Описание человека и его типологизация, составление психологического портрета личности, производится не ради того, чтобы маркировать проблему, навесить ярлык, тем самым ограничивая возможность корректировки получаемых в процессе консультирования сведений и представлений. Такой подход используется в рамках краткосрочного консультирования, где стандартная полноценная диагностика ограничена, а данный метод (в совокупности с имеющимися) лишь расширят эти возможности, помогает быстрее разобраться в проблеме человека.
В дистанционном консультировании, где формат работы еще больше ограничивает возможности консультанта, такой подход может оказаться наиболее эффективным. В ограниченном формате обычная диагностика с помощью интервью весьма затруднена, а в некоторых форматах невозможна, поэтому, диагностика с помощью тестов вполне может восполнить этот недостаток.
Рассмотрим диагностики с целью определения основных черт характера и стилей поведения человека в ситуации профотбора, профподготовки, при решении вопросов психологической совместимости людей. Подобного рода описания применяются также при оценке деловых, личностных и организаторских качеств руководителя и др..
Как писал К.Г. Юнг в своей книге «Психологические типы»:
«…Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества».
Выявление таких «особенностей человека в ситуации, когда полноценное психологическое интервью невозможно (дистанционное, онлайн-консультирование), может сильно облегчить психологу разработку стратегии психологической помощи. Р. Мэй в «Чтении характера» писал: «Чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее будет наша консультация».
Главная цель построения подобного портрета состояла и состоит прежде всего в надежной адекватной оценке качеств индивидуальности научно-обоснованными методами.
На первых этапах для достижения своих целей специалисты довольствовались подходящими решениями в этой области в виде описаний тех или иных типов личностей, которые устойчиво повторяются среди множества индивидуальностей. Очевидными, но все же требующими своего научного обоснования, критериями для такой классификации, для дифференциации на типы, служили самые различные основания: расовые и культурные различия, антропометрические особенности человеческого организма и особенности течения различных нервных процессов, характеристики темперамента и интеллекта, особенности воли, характера, социальных установок и индивидуальных ценностей, и т.д.
Описание типов характера, создание психодиагностических опросников, анкет, тестов представляет собой попытку схематизации неявно выраженных представлений психолога не только или не столько на интуитивном или феноменологическом уровне, сколько на основе теорий личности, лежащих в основе основных психотерапевтических подходов, таких как психоанализ, когнитивно-поведенческая, гуманистическая психология.
Так психоанализ положил начало классификации защитных механизмов психики человека и его совладающего поведения. Типоведческие идеи подхватили не только западные гуманистические психологи, но и российские (советские), хотя, в свое время, они игнорировали психоанализ и основывались на других критериях в своих классификациях. Но это в прошлом. Психологическая практика в настоящее время обогатилась огромным количеством методик, но что касается тестов, используемых в диагностике характера в психотерапевтической практике, то здесь и сейчас существует ограниченный набор.
Разумеется, индивидуальных черт личности бесконечное множество, но, если применить такие критерии как акцентуированные черты личности или стратегии психологической защиты, то окажется, что таких вариаций не так уж и много.
Если К. Леонгард в своей широко известной концепции акцентуации личности сосредоточивает внимание, в основном, на поведенческих аспектах акцентуации, а Р.Плутчик ограничивается описанием защитных стратегий, то мы, как пигмеи на плечах гигантов, можем использовать и ту и другую
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: РГИУ, 1998. – 188 с.
2. Айзенка личностный опросник. // Материал Энциклопедии психодиагностики. - http://psylab.info.
3. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С. 70-73.
4. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С.73-81.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, Питер, 2010. – 512 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
7. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. – 301с.
8. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова— Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 2. — С. 19 - 43.
9. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. — Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 4.Опрос — С. 61—120.
10. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Н.С. Минаева, Д.В. Пивоваров, Э.Л. Боднар и др.; под общ. ред. Н.С. Минаевой. – М: Академический проект, 2007. - 351 с. // Метод интервью. – С. 116-139.
11. Мотивационный профиль (Ш. Мартин, П. Ричи).
12. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 232 с.
13. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
14. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.1. Метод наблюдения – С. 66-71.
15. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.2. Беседа – С. 71-74.
16. Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы. Руководство.– М.: Когито-Центр, 2012. - 144 с.
17. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008. – 208 с. (или более раннее издание).
18. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 400 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 704 с.
20. Туник Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. №47.– 2000.
21. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 768 с. // Методика «Таблицы Равена» С.114-176; 409-414.
22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с. // 4.1. Прямое наблюдение. – С. 170-185.