Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Декоративно-прикладное искусство выступает неотъемлемым элементом современной духовной сферы и развития социальной среды. Декоративно-прикладное искусство можно рассматривать с нескольких ключевых сторон. Во-первых, это средство развития и поддержания социально-культурной среды, а с другой стороны – механизм сохранения национальной самобытной культуры.
В рамках настоящей курсовой работы будет рассмотрен такой тип декоративно-прикладного искусства как хохломская роспись. Актуальность настоящей работы заключается в том, что рассмотрение, изучение и анализ существующих важнейших видов искусства, определяющих национальную самобытность и уникальность культуры, выступают важней задачей каждого современного человека, стремящегося внести персональный вклад в развитие и сохранение таких промыслов.
Цель настоящей работы – представить основные методические рекомендации по работе с росписью деревянных изделий.
Для достижения поставленной цели был выработан ряд исследовательских задач, среди которых:
1. Анализ и описание существующих видов хохломской росписи;
2. Рассмотрение этапов зарождения хохломского промысла;
3. Описание технологии изготовления хохломских изделий;
4. Характеристика особенностей исполнения росписи по дереву;
5. Описание методических основ выполнения росписи и создания композиций.
Глава 1. Орнамент в декоре художественных изделий из дерева. Хохломская роспись
1.1. Основные виды хохломской росписи
Хохломская роспись представляет собой один из видов искусства, что обуславливает наличие определенных принципов и канонов, определяющих самобытность и отличительные черты данного вида народного творчества.
На сегодняшний день в рамках рассмотрения основных видов хохломской росписи можно выделить два ключевых направления: фоновый рисунок и верховой рисунок. Как правило, отличие заключается в принципе нанесения изображения на дерево.
Фоновый тип представляет собой узоры, которые выполняются на однотонном фоне, как правило, красном или черной, а орнамент росписи при этом выполняется в золотистом цвете. Фоновый тип, в свою очередь, подразделяется на подвиды: «роспись под фон» и «кудрина».
Роспись под фон характеризуется особой сложностью в своем исполнении. Первоначально до заполнения фона художником на поверхность наносится контур мотивов. По уже окрашенному фону художник может начать писать мелкий травный узор – «приписку». Самые сложные детали рисунка выполняются после завершения работы над фоном (рисунок 1).
Рисунок 1. Хохломская роспись под фон
Другой подвид – кудрина характеризуется внешними особенностями рисунка: витиеватость, «кудрявость», растительные мотивы и другие черты, создающие сказочные формы птиц, цветов и растений. Наносится рисунок при помощи тончайшей кисти (рисунок 2).
Рисунок 2. Хохломская роспись - кудрина
Другой тип хохломской росписи носит название «верховой тип». В данном случае узоры и рисунки наносятся на готовый фон. Именно верховой тип способствует появлению ажурных узоров хохломы.
Верховой тип по аналогии с предыдущим включает в себя несколько подвидов – разновидности орнамента: «под ягодку», «пряник» и «травка».
Исходя из названия, становится очевидно, что «травка» предполагает изображение так называемого травяного рисунка, создающегося с помощью специальных отрывистых мазков. Именно данный тип росписи изделий напоминает осоку, луговик, белоус. По некоторым сведениям, данный тип росписи является одним из наиболее древних. Его отличают особые завитки, разнообразные мазки, колоски. Травный рисунок всегда имел особую популярность среди мастеров-изготовителей. «Травку» также можно охарактеризовать как нестареющую классику.
Если в роспись включаются листочки или ягодки, то такой тип уже носит название «под листок» или «под ягодку» соответственно. Народные мастера стремятся использовать свои мотивы, что зачастую позволяет нам наблюдать на изделиях изображение ягод смородины, колокольчиков, клюквы, крыжовника, ромашек, листьев винограда и др.
В основе росписи «под листок» находятся округлые или остроконечные листья, соединенные между собой в три или пять листочков. В более крупных мотивах росписи «ягодка» можно встретить клубнику, вишню, виноград. Такая роспись, как правило, отличается большими декоративными возможностями. «Ягодка» также является более многоцветной, нежели «травка» или «листок».
Так, «ягодка» имеет ряд схожих черт с «травкой», однако, отличие заключается в присутствии на рисунке ягод (рисунок 3).
Рисунок 3. Хохломская роспись «ягодка»
Схематически порядок выполнения травного орнамента представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Орнамент с ягодкой и листочками
Третий подвид верхового типа хохломской росписи носит название «пряник». Именно «пряник» выступает наиболее легким способом росписи, а характеризуется изображением геометрических фигур в квадратах или ромбах, дополняемых при этом изображением солнышка или тонкими растительными мотивами. При данном типе росписи орнамент изящно и гармонично соединяется с геометрической фигурой. Художник может выбрать геометрическую форму по своему усмотрению (рисунок 5).
Рисунок 5. Хохломская роспись «пряник»
Становится очевидно, что хохломская роспись имеет несколько типов, каждый из которых обладает своими отличительными чертами и уникальными особенностями. Для большей наглядности все типы хохломской росписи представлены на схеме – рисунок 6.
Рисунок 6. Основные типы хохломской росписи
Можно с уверенностью сказать, что хохломская роспись по праву выступает одним из наиболее художественно совершенных промыслов Российского искусства. Хохлому отличает цветовая гармония, изящество линий, народные мотивы и узоры. Благодаря своей истории и особенностям хохлома выступает визитной карточкой и брендом России, формируя соответствующие художественные ассоциации.
В дополнение к вышесказанному необходимо отметить особенности цветовой гаммы хохломской росписи. Очевидно, что хохломская роспись характеризуется сравнительно ограниченной цветовой палитрой, изящностью и плавностью форм и линий. Главными цветами в хохломской росписи выступают красный, черный, золотой. Это не говорит о запрете и не использовании других цветовых гамм, но большая часть работ выполнена именно с использованием обозначенного цветового сочетания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gallery.ru/watch?ph=brel-g3re8
2. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.pinterest.ch/pin/354447433167060878/
3. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.pinterest.es/pin/225531893825242523/
4. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.by/collections/card/5bbbb297085216007a89ea3e/
5. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.ru/collections/card/5b4fbd6a71f6a000868bbeea/
6. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.ua/collections/card/5e04ac8b6a257cf6425a0c94/
7. Березина Ю.Ю., Князева О.В. Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников народному декоративно-прикладному искусству // Известия ВГПУ. – 2016. – №3 (107). – с. 105-109
8. Виды хохломской росписи // [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://studopedia.ru/7_81573_vidi-hohlomskoy-rospisi.html
9. Главные три цвета хохломы: золотой, красный и черный. Как создается рисунок в хохломской росписи // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/glavnye-tri-tsveta-hohlomy-zolotoj-krasnyj-chernyj.html
10. Григорьева К.М. Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2012. – №3 (4). – с. 15-26
11. Гурленова Л. В., Земцова И. В. Взаимодействие славянской и финно-угорской культур в северных росписях по дереву // Известия Коми НЦ УрО РАН. – 2014. – №4 (20). – с. 61-65
12. Есипова Ю.И., Черникова С.М. Современные материалы и технологии в практике преподавания декоративно-прикладного искусства // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №2 (83). – с. 215-217
13. Зубец И.З. Христианские мотивы в резьбе и росписи по дереву. К постановке вопроса // Вестник КГУ. – 2007. – №3. – с. 225-230
14. Исламова Г.И. Роль фабрики НАО «Хохломская роспись» в сохранении народных художественных промыслов // European science. – 2016. – №12 (22). – с. 25-27
15. История хохломы // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.russianarts.online/history/264-istoriya-xoxlomy-xvii-xxi-vv/
16. Как возникла хохлома: история, интересные факты, развитие ремесла // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/kak-voznikla-hohloma-istoriya-interesnye-fakty-razvitie.html
17. Каланов А.Д., Атбасарова Б.А. Возрождение забытых технологий // Наука, образование и культура. – 2018. – №2 (26). – с. 51-54
18. Карабатова Е.П. Изучение народных росписей в системе дополнительного образования // Вестник ЧГАКИ. – 2008. – №2 (14). – с. 91-94
19. Кирсанов А.Н. Народная художественная культура как средство межэтнического общения // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2017. – №1 (19). – с. 12-26
20. Коротков Н.В., Носков Н.Ф., Лутошкина Т.А. Способ изготовления иконы с имитацией золочения // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://patenton.ru/patent/RU2211763C2
21. Коротков Н.В., Носков Н.Ф., Лутошкина Т.А. Способ изготовления художественно-декоративных изделий из древесины (варианты) // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://patenton.ru/patent/RU2156783C1
22. Мезенская роспись // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/52919/mezenskaya-rospis
23. Мезенская роспись // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/viktorina-po-teme-mezenskaya-rospis-3163751.html
24. Миронова А.В., Коротких О.В. Формирование эстетического вкуса старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство региона // Символ науки. – 2018. – №5. – с. 131-135
25. Народный промысел хохлома: основные цвета и мотивы. Этапы создания изделия // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/narodnyj-promysel-hohloma-istoriya-vidy-rospisi.html
26. Основные типы и принципы хохломской росписи // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://hohloms.ru/vidy-khokhlomskoj-rospisi
27. Подъячев К.В. Нижегородская область: индустриальный центр и хранитель ремёсел // Вестник Института социологии. – 2013. – №7. – с. 125-129
28. Построение композиции в рисунке // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://arch-risunok.ru
29. Правила построения композиции в рисунке // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://doodleandsketch.com/proart-TzZffH2HNr#proart_part2886
30. Роспись по дереву - технология работы с деревянной поверхностью // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4310116/post246250566
31. Роспись по дереву // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tairtd.ru/information/blog/Rospis-po-derevu.html
32. Русское народное искусство // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ro.pinterest.com/pin/338544096975969748/
33. Семёнов. Хохломская роспись // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://goldenhohloma.com/goldenhohloma/history/
34. Сидляр М.Ю., Бучнев М.А. Электронный тренажер «Основы композиции в декоративной росписи хохлома» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-trenazher-osnovy-kompozitsii-v-dekorativnoy-rospisi-hohloma
35. Синчук С.Д. Образ «Птица-дерево» в славянской народной культуре // Вестник славянских культур. – 2015. – №4 (38). – с. 49-57
36. Сочетание цветов в дизайне // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://proekt-sam.ru/dizain/sochetanie-cvetov-v-dizajne-interera.html
37. Технология росписи по дереву // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4310116/post246250566
38. Технология создания хохломы // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.russianarts.online/44587-texnologiya-sozdaniya-xoxlomy/
39. Традиционная технология хохломской росписи по дереву // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.culture.ru/objects/2872/tradicionnaya-tekhnologiya-khokhlomskoi-rospisi-po-derevu
40. Устименко Ю.А. Преемственность народных традиций в современном декоративно- прикладном искусстве // Символ науки. – 2015. – №10-2. – с. 15-23
41. Хохлома – технология изготовления // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://russkayaigrushka.ru/hohloma-tehnologiya-izgotovleniya/
42. Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/hohlomskaya-rospis-vidy-osnovnye-uzory-materialy.html
43. Хохломская роспись: история появления, этапы развития, цвета и техника нанесения // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fb.ru/article/444875/hohlomskaya-rospis-istoriya-poyavleniya-etapyi-razvitiya-tsveta-i-tehnika-naneseniya
44. Чайка Н.М. Техника и технология художественной росписи по дереву / сост. Н.М. Чайка – РИО ГПА, Ялта – 2018 – 63 с.
45. Часовитина А.С., Селеметова А.Т. Анализ и перспективы развития народного декоративного искусства в Крыму // Приволжский научный вестник. – 2016. – №3 (55). – с. 220-225
46. Чжен Н., Чжен Ци, Чжан Ж., Старкова Г.П. Натуральные материалы в декоративно-прикладном искусстве // Территория новых возможностей. – 2015. – №3 (30). – с. 162-173