Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество первого русского Нобелевского лауреата исследовалось многократно и очень многими учеными (Ю.В. Мальцев , Б.В. Аверин , О.В. Сливицкая и др). Написано огромное количество литературоведческих работ об этом писателе (Т.М. Двинятина , Е.Р. Пономарев , А.В. Бакунцев ). Об отдельных аспектах его творчества пишется множество работ (К.В. Анисимов, О.А. Бердникова, Э. Гаретто и др.). В настоящее время активно изучается его биография. Так, например, С.Н. Морозов выпустил два тома «Летописи жизни и творчества Бунина», в настоящее время идет работа над третьим. Публикуются многие раннее неизвестные произведения, отрывки, письма.
Бунин обладает высшим чувством меры. Его стиль достигает лапидарной ясности даже при богатстве красок. Творчество Бунина выделяется этим: оно музыкальное и при этом емкое, богатое красками и при этом точное. Стремление достичь выразительной точности, четкости изображения, не оставляя в стороне магической палитры — свидетельства страстного бунинского увлечения живописью, которое отражается в восхитительных словесных пейзажах, — нашло полное воплощение в последних его книгах. Математическая точность фразы сочетается у И. Бунина со стилем, который превосходит даже самый гармоничный стиль И. Тургенева - его учителя.
Родной стихией для Бунина было старинное дедовское имение в центральной России. Рожденный в старинной дворянской помещичьей семье, он с кровью предков унаследовал любовь к земле. В искусстве его вели яркие пути двух известных предков: поэтессы Анны Буниной и Жуковского, переводчика «Одиссеи», сына Афанасия Бунина и турчанки Сальхи. Из повседневного общения с природой и наблюдений над деревенской средой рождается предмет его изображения. Байрон и Лонгфелло нашли в нем почитателя и элегантное русское переложение.
Целью данной работы является рассмотрение времен года в поэзии И. А. Бунина.
Задачи:
1) Описание специфики поэзии И. А. Бунина;
2) Анализ современного осмысления поэзии поэта;
3) Характеристика весеннего мотива в поэзии И. А. Бунина;
4) Изучение слов-обозначений времен года в произведениях поэта.
Объект исследования – поэзия И. А. Бунина.
Предмет исследования – времена года в поэзии И. А. Бунина.
В работе мы опирались на работы таких авторов, как Ю. Айхенвальд, А.В. Бакунцев, Ф. Батюшков, М. О. Гершензон, Т. М. Двинятина, О. В. Славицкая, Ю. В. Мальцев и др.
Практическую значимость можно выразить через школьные классные часы, научные студенческие конференции, публикации в сборниках.
Теоретическая значимость работы включает в себя обозначение особенностей характерологической линии поэзии И. А. Бунина.
Глава I. Общая характеристика поэзии И. А. Бунина. Анализ особенностей описания времен года
1.1 Лирика и пейзажность как характерологические особенности лирики И. А. Бунина
Доктор Ринальдо Кюфферле – глубокий знаток славянской литера-туры, говорит о том, что «поэзию нельзя извлечь из прекрасного хранилища, в которое помещает ее вдохновение, запечатывая совершенством герметической концовки, и перенести в выщербленные сосуды чуждого ритмического переложения. С ней происходит то же, что и с некоторыми изысканными экстрактами экзотических ароматов, которые сразу улетучиваются» .
Строго говоря, поэты не должны бродить по миру в поисках праздных ушей, готовых их услышать, как не путешествуют горы, чтобы показать всем свои ледяные пики и парящих над ними орлов.
Бунинская поэзия похожа на его прозу и обладает теми же характеристиками: языковые простота и совершенство, пристрастие к перечислениям и точности выражения, описательность. Бунин-поэт уклоняется от новшеств в поэзии и следует классическому метру, точным рифмам и точно определенным сюжетам.
До сих пор стихи Бунина оцениваются как «картины природы». В «пейзажности», описательности лирики Бунина видят феномен чистой изобразительности. Здесь стоит вспомнить китайскую пейзажную лирику III–XIV вв. Ее «пейзажность» отнюдь не предполагает «описательность» – «непоэтичность», «отсутствие лиризма», «голоса сердца», «идеи», глубокой философичности.
«Помню, однажды я определил бунинское восприятие природы и человечества как подсказанное его пантеистическим чувством. Он знает, что не имеет начала, и знает, что не имеет конца. Его начало растворено в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аверин Б.В. Дар Мнемозины (романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции). – СПб.: Амфора, 2003. - 399 с
2) Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд. – М., 1994
3) Бакунцев А.В. И.А. Бунин и цензура // Цензура в России: история и современность: сб. научных трудов. Вып. 7. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2015. С. 263–271.
4) Батюшков Ф. И.А. Бунин /Ф.И. Батюшков // Русская литература XX века : 1890–1910 / под. ред. С.А. Венгерова. – М., 2004
5) Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. И. 1– М.: Худ. лит. 1965–1967.
6) Гершензон М.О. Рецензия на 1-5 тома сочинений Бунина 1904–1909 гг. / М.О. Гершензон // Иван Бунин: Pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 2001
7) Двинятина Т.М. Поэзия И.А. Бунина: Эволюция. Поэтика. Текстология: дис. ... д-ра филол. наук. - СПб., 2015. 437 с.
8) Джимбинов С.Б. Жизнь и поэзия И. А. Бунина // Бунин И.А. Стихотв. – М.: Сов. Россия, 1981. – С. 287–303.
9) Колобаева Л.А. Иван Бунин и Лев Шестов: литературно-философские переклички // Изв. РАН. Сер. Литература и язык. – Т. 69. – №1. – 2010. – С. 9–19.
10) Кюфферле Р. Персоны и персонажи. Очерки о русской эмиграции / Публ., пер. и коммент. М.Г. Талалая // Диаспора: Новые материалы. [Вып.] IX. Париж; СПб., 2007. С. 431–451.
11) Мальцев Ю.В. Иван Бунин, 1870–1953. – М.: Посев, 1994. - 431 с.
12) Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана… / Бессмертные имена. – М., 2001.
13) Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах не выразима…»: творчество И. А. Бунина и модернизм. – М., 2003.
14) Пономарев Е.Р. От «Жизни Арсеньева» к «Тёмным аллеям»//Русская литература. 2017. № 4. С. 228–238.
15) Сливицкая О.В. Повышенное чувство жизни: Мир Ивана Бунина. М.: РГГУ, 2001. - 270 с.
16) Тютчев Ф.И.//Поэты тютчевской плеяды. Антология / сост.В. Кожинов, Е. Кузнецова. – М.: Сов. Россия, 1982. – С. 22–136
17) Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве /Д. Холл ; пер. с англ. А. Е. Майкалара. – М. : КРОН-ПРЕСС, 1996 – 656 с.
18) Штерн М.С. Рассказ И.А. Бунина «Ночь» // И. А. Бунин: pro et contra.– СПб.: РХИ, 2001. – С. 613–624.