Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Любой человек, даже относительно недолго посидевший в Интернете, обязательно увидит какой-либо мем на каком-нибудь сайте и в социальных сетях. Мемы превратились в одну из наиболее эффективных и доступных форм онлайн коммуникации.
Первоначально мемы просто использовались как форма развлечения, и в этом виде они сохраняют свою популярность. Однако постепенно мемы превратились в одну из ключевых форм культурного самовыражения, и культура интернет-мемов стала намного большим, чем обычно принято думать.
Мемы могут быть использованы для того, чтобы подшучивать и развлекаться, но, наряду с этим, также и для повышения осведомленности о событиях и актуальных темах обсуждения. Другими словами, мемы уже оказывают влияние на формирование повестки дня на локальном, региональном или даже глобальном уровнях. При помощи мема можно легко объяснить сущность какого-либо процесса или явления, сформировать мнение в нужном направлении, формируя так называемый феномен постправды, когда объективность фактов перестает влиять на общественное мнение, поскольку идет апелляция к эмоциям, личным убеждениям, мировоззрению и системе ценностей того или иного индивида.
Интернет-мемы как культурный феномен получили большое распространение, однако в качестве нового явления еще недостаточно изучены, что подчеркивает актуальность проводимого исследования.
Объектом исследования являются интернет-мемы.
Предметом исследования – роль интернет-мема в онлайн коммуникации.
Обзор литературы и анализ источников. Интернет-мемам посвящено пока еще не слишком значительное число научных работ. В первую группу исследований можно включить труды, посвященные особенностям интернет-коммуникации. В частности, в работе О. Морозовой основное внимание уделяется специфике интернет-коммуникации, ее свойствам . И. Якоба осуществляет социолингвистический анализ интернет-коммуникации .
Ко второй группе работ относятся исследования и публикации западных ученых, посвященных особенностям и роли интернет-мемов в современной культуре, в том числе энциклопедии Британника и др.
Наконец, третью группу объединяют российские работы, рассматривающие непосредственно роль и особенности интернет-мемов . Работы, как правило, рассматривают те или иные аспекты данной темы.
Источниками являются поисковые системы, предлагающие широкий набор мемов посредством запроса «мемы» в разделе «картинки». Для написания работы в основном использовалась поисковая систем Яндекс .
Целью исследования является изучение интернет-мема как феномена онлайн коммуникации.
К основным задачам относятся следующие:
- рассмотреть определение и структуру интернет-коммуникации;
- изучить особенности интернет-мема;
- исследовать эволюцию интернет-мема;
- проанализировать тенденции развития культуры интернет-мемов.
Методологической основой исследования послужили описательный, сравнительный методы, а также такие общенаучные методы, как теоретический анализ и синтез, обобщение, дедукция и индукция.
Структура работы. Исходя из специфики темы, ее цели и задач, работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы.
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-МЕМА
1.1. Определение и структура интернет-коммуникации
Интернет стал развиваться в конце прошлого столетия, идея создания единой сети для хранения данных принадлежала США, а Интернет, который мы знаем сегодня, изначально задумывался как военная разработка –сеть ARPANET. Сегодня Интернет – это глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий .
Рассматривая интернет с точки зрения теории коммуникаций, выделяют три его основные функции:
- коммуникационно-пространственная функция: интернет – это глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий передачу информации в любуюточку мира;
- коммуникационно-временная функция: интернет – это общедоступный банк данных;
- коммуникационно-социализирующая функция: интернет – это пространство для общения и самореализации как для отдельно взятой личности, так и для группы людей.
Разумеется, для современного пользователя явление коммуникации посредством сети Интернет уже не ново, однако оно все еще находится в стадии изучения.
Доказательством этому служит тот факт, что единого термина для его обозначения до сих пор не существует. В зарубежной науке принято придерживаться термина «computer-mediated communication», впервые предложенного ученым из Великобритании Д. Кристаллом .
Многие ученые, в частности, американский лингвист С. Херринг, разделяют его мнение. Отечественные же ученые не единодушны в суждениях. Так, в отечественной науке существует ряд терминов, предложенных различными учеными: компьютерно-опосредованная коммуникация, интернет-коммуникация, компьютерный дискурс, сетевая коммуникация, виртуальная коммуникация, интернет-дискурс, компьютерно-медийный дискурс и др.
Проанализировав термины и их определения, можно отдать предпочтение термину «интернет-коммуникация», который определяется как любой возможный обмен информацией между пользователями посредством возможностей сети Интернет .
Прежде всего, определение термина«интернет-коммуникация» весьма лаконично, за счет чего не создает никаких рамок и предоставляет возможность исследования в абсолютно любом направлении. Кроме того, несмотря на существование определений с ключевым понятием «дискурс», мы считаем важным уточнить, что дискурс имеет больше общего именно с устной речью, тогда как в интернет-коммуникации предполагается смешение устной речи с письменной, а также используются средства невербальной коммуникации.
Что касается структуры интернет-коммуникации, на данный момент нет устоявшейся системы для ее описания. Можно выделить ряд параметров для описания структуры этого явления:
- количество участников интернет-коммуникации: межличностная коммуникация (между двумя пользователями), групповая коммуникация (внутри группы пользователей), массовая коммуникация (между одним пользователем и неопределенным количеством других пользователей);
- коммуникационная направленность: монолог, диалог, полилог;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Яндекс. Мемы. URL: https://yandex.uz/images/search/?text=мемы (дата обращения 30.03.2020)
Литература:
2. Горошко Е.И. Современные интернет-коммуникации: структура и основные характеристики (кол. моногр.)//Интернет-коммуникация как новая речевая формация. – М.: ФЛИНТА, Наука, 2012.
3. Змазнева О., Исаева Н. Феномен интернет-мема. // Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. URL: https://russkayarech.ru/files/issues/2014/3/62-67_ Zmazneva.pdf (дата обращения 30.03.2020)
4. Интернет-мем как феномен интернет-культуры. // Стадвуд сервис. - URL:https://studwood.ru/1197922/literatura/internet_fenomen_internet_kultury(дата обращения 30.03.2020)
5. Канашина С.В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. №28 (277). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-internet-mem (дата обращения 30.03.2020)
6. Канашина С. Что такое интернет-мем? // МГИМО. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/976/elibrary_32278539_72698647.pdf (дата обращения 30.03.2020)
7. Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи. // Архив открытого доступа
Санкт-Петербургского государственного университета. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/9066/1/03-Lysenka.pdf (дата обращения 30.03.2020)
8. Морозова О. Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-kommunikatsii-opredelenie-i-svoystva (дата обращения: 24.03.2020).
9. Савицкая Т. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Росинформкультура. Российская система научно-информационного обеспечения культурной деятельности. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf(дата обращения: 24.03.2020)
10. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Михайлов, 2002.
11. Щурина Ю. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. // Научный диалог. 2012. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii/viewer (дата обращения 30.03.2020)
12. Якоба И. Особенности интернет-коммуникации (социологический, лингвистический, гендерный аспекты) // Вестник ИрГТУ. 2012. №3 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-kommunikatsii-sotsiologicheskiy-lingvisticheskiy-gendernyy-aspekty/viewer (дата обращения 30.03.2020)
13. Crystal D. Language and the Internet. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 272 p
14. Definition of meme // Marriam Webster Dictionary URL:https://www.merriam-webster.com/dictionary/meme (дата обращения 30.03.2020)
15. Dangerous meme culture: Students are eating laundry detergent pods. // SINews. URL: https://www.studyinternational.com/news/dangerous-meme-culture-students-eating-laundry-detergent-pods/ (дата обращения 30.03.2020)
16. Jennifer L.W. Fink. The Role of Memes in Teen Culture. // New York Times, 06.02.2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/02/06/well/family/memes-teens-coronavirus-wwiii-parents.html (дата обращения 30.03.2020)
17. Sarah Quek. The evolution of the internet meme culture: from humour to marketing. // First page digital. URL: https://www.firstpagedigital.sg/resources/social/internet-meme-culture/ (дата обращения 30.03.2020)
18. Meme. Cultural concept. // Encyclopedia Britannica URL: https://www.britannica.com/topic/meme (дата обращения 30.03.2020)