Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема организации процесса управления прибылью и рентабельностью деятельности предприятия представляет очевидный теоретический и практический интерес. Актуальность темы объясняется тем, что рыночная экономика обусловливает необходимость повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
Сущность проблемы управления прибылью и рентабельностью производства на предприятии состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся у предприятия ресурсов. Без сомнения эта проблема актуальна для любого предприятия, в том числе она приобретает большую значимость для отрасли хлебобулочной промышленности, что связано с определенными ограничениями по времени реализации и хранения продукции, спроса на продукцию в географическом сегменте деятельности предприятия.
Поэтому перед менеджментом предприятия в настоящее время стоит задача не только по проведению анализа прибыли и рентабельности и оценке факторов, которые влияют на эти показатели, но и выявлению путей повышения прибыли и рентабельности, использованию выявленных путей в практической деятельности предприятия.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что показатели рентабельности наиболее объективно отражают факторную среду формирования прибыли предприятия, их использование при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия позволяет сделать обоснованные выводы об эффективности работы предприятия и перспективах его развития.
Объектом курсовой работы является промышленное предприятие, работающее в отрасли производства хлебобулочной продукции – общество с ограниченной ответственностью «БУСЭ» (ООО «БУСЭ»).
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления прибылью и рентабельностью ООО «БУСЭ».
Предметом курсовой работы являются прибыль и рентабельность предприятия.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
провести обзор научной литературы: рассмотреть сущность прибыли предприятия как экономической категории: характеристику и классификацию видов;
описать методологию анализа рентабельности деятельности предприятия: привести формулы расчета основных показателей рентабельности;
определить принципы и методы управления прибылью и рентабельностью предприятия;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику
ООО «БУСЭ»;
выполнить анализ прибыли ООО «БУСЭ»;
провести анализ рентабельности ООО «БУСЭ»;
выявить основные направления оптимизации процесса управления прибылью и рентабельностью предприятия;
выполнить экономическую оценку мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности ООО «БУСЭ».
В курсовой работе применяются следующие методы сбора информации: подбор теоретических источников и логический отбор вторичной информации из них, сбор отчетных данных предприятия, а также следующие методы анализа данных: структурный и динамический анализ, факторный анализ прибыли и рентабельности и др.
Теоретическая база курсовой работы: отдельные вопросы, связанные с изучением направлений повышения рентабельности деятельности промышленного предприятия, а также других проблем повышения эффективности деятельности предприятия рассматриваются в рамках экономического и финансового анализа, финансового менеджмента. В настоящее время над проблемами повышения рентабельности деятельности промышленного предприятия работали и работают следующие авторы:
И.Т. Абдукаримов, А.Е. Абрамов, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, Н.В. Липичиу, Н.П. Любушин, Т.А. Пожидаева, А.Д. Шеремет и др.
Информационная база курсовой работы: нормативно-правовые источники, регламентирующие порядок формирования прибыли и отражения ее в бухгалтерском учете и отчетности (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г.
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 9/99 «Доходы организации»,
ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»), а также устав, данные бухгалтерской (финансовой), статистической и внутренней отчетности ООО «БУСЭ» за 2017-2019 гг.
Практическая значимость курсовой работы состоит в оценке уровня прибыли и рентабельности конкретного коммерческого предприятия и разработке мероприятий по совершенствованию управления прибылью и рентабельностью на базе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности реально действующего предприятия – ООО «БУСЭ».
1 Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью предприятия
1.1 Прибыль предприятия как экономическая категория: характеристика и классификация видов
Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента большое место уделяют в своих исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.
Трактовки понятия «финансовые результаты» с точки зрения разных авторов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Трактовки понятия «финансовые результаты»
Обобщая понятия, приведенные в таблице 1, можно дать общее определение финансовым результатам. Финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования.
В процессе анализа результатов работы предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от продаж; прибыль до налогообложения и уплаты процентов по заемным средствам (EBIT); чистая прибыль; скорректированная на сумму амортизации прибыль до налогообложения и уплаты процентов по заемным средствам (EBITDA). Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и математическим инструментарием, применяемым для анализа.
Такой подход позволяет разграничивать понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта (рисунок 1).
Рисунок 1 – Разграничение понятия прибыли как экономической категории и финансового результата деятельности предприятия
С точки зрения управления и, в первую очередь, функции анализа финансово-хозяйственной деятельности такое разграничение понятий позволяет ясно представлять не только объективные основы протекания процессов формирования прибыли, но и конкретную форму их организации. Появляется возможность не только определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования финансовых результатов, но и границы их управляемости, позволяет выделить среди них зависящие и не зависящие от предприятия [15].
Конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой финансовый результат хозяйствования, уменьшенный на сумму начисленных платежей налога на прибыль, а также на суммы причитающихся налоговых санкций.
Анализ формирования конечного финансового результата по его элементам показывает, что в целом в основе такого алгоритма расчета положена группировка расходов и доходов, приведенная в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Виды прибыли в соответствии с формой отчета о финансовых результатах предприятия:
валовая прибыль/убыток;
прибыль/убыток от продаж;
прибыль/убыток до налогообложения;
чистая прибыль/непокрытый убыток [5].
Валовая прибыль (убыток) представляет собой разницу между доходами от обычной деятельности и прямыми расходами на нее.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой разность между доходами от обычной деятельности и всеми расходами, связанными с этой деятельностью, т.е. по существу этот показатель отражает финансовый результат от обычных видов деятельности [19].
Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой финансовый результат, сформированный не только по обычным, но и по прочим видам деятельности предприятия.
Чистая прибыль (непокрытый убыток) представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период.
Таким образом, понятие прибыли как экономической категории отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В соответствии с формой отчета о финансовых результатах предприятия выделяют четыре вида прибыли.
1.2 Способы расчета показателей рентабельности предприятия
В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности деятельности предприятия. Формулы расчета показателей рентабельности предприятия представлены в приложении А.
Рассмотрим несколько авторских подходов к классификации.
По мнению А.Д. Шеремета, следует различать обобщающие показатели рентабельности, характеризующие эффективность работы предприятия в целом и частные показатели рентабельности, характеризующие уровень использования отдельных видов ресурсов и средств (таблица 2).
Таблица 2 – Классификация показателей рентабельности деятельности предприятия [20]
Как отмечает Т.А. Пожидаева, величина прибыли и показатели рентабельности являются основными при оценке конкурентоспособности предприятия. Рост и развитие промышленного предприятия тесно связаны с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. Однако, прежде всего, необходимо определить уровень рентабельности и оценить воздействие факторов, на него влияющих [18].
Модели оценки рентабельности деятельности промышленных предприятий широко освещены в работах других известных отечественных и зарубежных ученых, таких как А.Е. Абрамов, М.И. Баканов и А.Д. Шеремет, И.Т. Балабанов, Л.Е. Басовский, Т.Б. Бердникова, В.Д. Грибов, Л.В. Донцова и Н.А. Никифирова, В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, Н.В. Липчиу и
Ю.С. Шевченко, Н.П. Любушин и др.
Рассмотрим порядок расчета основных показателей рентабельности в рамках групп, указанных в таблице 2:
1 Рентабельность продаж характеризует долю прибыли на 1 руб. выручки. Этот показатель эффективности является основным для предприятий связанных с реализацией продукции (торговли, предприятий питания, заготовительной деятельности и др.) [14].
2 Рентабельность затрат характеризует долю прибыли на 1 руб. затрат по основной деятельности (себестоимость продаж + коммерческие расходы + управленческие расходы).
Рентабельность отдельных видов продукции и услуг зависит от цены реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции и услуг за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции, одного выполненного заказа. Таким образом, рентабельность продукции зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продаж [18].
Для роста рентабельности продукции и услуг необходимо выполнение одного из следующих условий [19]:
рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости;
снижение себестоимости при постоянном объеме выручки;
больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста себестоимости.
При планировании ассортимента производимой продукции важно учесть насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Для того чтобы определить влияние рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность продукции, нужно значение индивидуальной рентабельности умножить на долю изделий в общем
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1 Налоговый кодекс РФ (II часть, глава 25). Федеральный закон от
5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Российская газета. – 2000. – 10 авг. – № 153-154. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200 (дата обращения: 01.04.2020).
2 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Российская газета. – 2011. – 9 дек. – № 278. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70103036 (дата обращения: 01.04.2020).
3 Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н «ПБУ 9/99 «Доходы организации» // Российская газета. – 1999. – 22-23 июня. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12115839 (дата обращения: 01.04.2020).
4 Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н «ПБУ 10/99 «Расходы организации» // Российская газета. – 1999. – 22-23 июня. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12115838 (дата обращения: 01.04.2020).
5 Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» // Финансовая Россия. – 1999. –
19-25 авг. – № 30. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116599 (дата обращения: 01.04.2020).
6 Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – 30 авг. – № 35. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12177762 (дата обращения: 01.04.2020).
7 Абдукаримов, И.Т. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа / И.Т. Абдукаримов, Н.В. Тен // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. - № 5-6. – C.11-21.
8 Абрамов, А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия / А.Е. Абрамов. – М.: Экономика и финансы АКДИ, 2018. – 345 с.
9 Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2017. – 337 с.
10 Анущенкова, К.А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие / К.А. Анущенкова, В.Ю. Анущенкова. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 268 с.
11 Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина. – СПб.: Издательский дом Герда, 2018. – 192 с.
12 Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2018. – 320 с.
13 Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /
В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 356 с.
14 Крылов, Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журавкова. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 248 с.
15 Липчиу, Н.В. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации / Н.В. Липчиу, Ю.С. Шевченко. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 76 с.
16 Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов / Н.П. Любушин. – М.: Юнити, 2016. – 445 с.
17 Оськина, Ю.Н. Обзор методик анализа финансовых результатов /
Ю.Н. Оськина, Е.А. Баева // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. - № 4. – С.126-130.
18 Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности / Т.А. Пожидаева. – М.: Кнорус, 2018. – 320 с.
19 Рыбин, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений / В.И. Рыбин. – М.: Кнорус, 2017. – 224 с.
20 Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 406 с.