Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современно этапе развития общества и образовательной подсистемы в нашей стране, проблемы профессиональной деятельности педагога не теряют своей актуальности в психолого-педагогической науке. Изменяющиеся мировые процессы, поворот и трансляция гуманистических ценностей, инклюзия, косм политичность мира, развитие цифровых технологий обуславливают изменения и на разных уровнях российского общества, и профессионального самоопределения специалистов, профессионального саморазвития.
Обозначенная ситуация ставит относительно новые задачи и перед наукой, в рамках которой становится актуальным рассмотрение деятельности педагога в ракурсе новых требований к образованию, к личности и профессиональной культуре педагога. Ведь произошедшие изменения касаются большинства сфер профессиональной деятельности педагога – в частности, меняют цель педагогической деятельности, условия ее осуществления и ее наполненность. Обновленная структура профессиональной деятельности педагога определяет потребность рассмотрения особенностей индивидуальной деятельности субъектов образовательного процесса в контексте требований поли национального, инклюзивного, информационного образования. Современная система педагогической деятельности преобразится и предъявляет больше требований к представителям профессии.
Вопросы профессиональной культуры педагога напрямую или косвенно рассматривались в работах многих авторов. Концепция успеха профессиональной деятельности педагогов и ее эффективность представлены в исследованиях В.Д. Веблера, А.В. Булгакова, В.Н.Крутецкого, Н.В. Кузьминой, А.К. Маркова, М.И. Розова и др. Проблема личности учителя отражена в работах В.А. Кан-Калика, Б.Ф. Ломова, Л.М. Митина и др. Аспекты изучения мотивации учителя представлены в работах В.Г.Асеева, А.Б.Бакурадзе, В.В. Гузеева, Л.М. Митина, О.Н. Родины и др. Мы изучали деятельность учителей в условиях реформы: Е.П.Белозерцева, Е.Н.Беляева, И.В. Гайдамашко, И.А. Клейберга, Г.У. Солдатова, В.М. Соколова, Д.Т. Рудакова и др.
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности, его содержание и специфику анализировали Б.М.Теплов, В.С.Мерлин, М.Р.Щукин, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков, Е.П.Ильин, В.А.Толочек и др.
Изучение мотивации и удовлетворённости профессиональной отражено в трудах A.A.Деркач, А.В. Булгаков, Е.А. Климов, В.Н. Крутецкий, Н.В.Кузьмина, О.Н. Родина, Г.С. Суходольский, Ю.Е. Якунина и др.
Проблема профессионально-педагогчисекой культуры педагога отражается в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской, З. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова и др.
Вообще, проблема профессиональной культуры в психологии труда всегда актуальная тема, так как небольшие изменения в работе приводят к трансформации работы в целом а, вместе с этим, и профессиональной культуры, которая находится в тесной взаимосвязи с такими категориями, как эффективность, мотивация и удовлетворённость профессией.
Особое значение аспекты профессиональной культуры педагога, которая включает коммуникативный, поведенческий, мировоззренческий компоненты, приобретают для учителя начальной школы в силу особенностей младшего школьника как субъекта взаимодействия в обучении. Учитель начальных классов, призван «ввести» ребенка в систему школьного обучения. В большей степени, чем педагоги основной общей школы призваны сочетать образовательную и воспитательную деятельность. Младший школьный возраст – время адаптации и формирования многих компонентов личности (самоорганизации, учебной мотивации, волевых процессов и др.).
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Особенности профессиональной культуры учителя начальных классов».
База исследования: МАОУ Тугулымская средняя общеобразовательная школа №26
Объект исследования – психологическая культура личности учителя начальных классов.
Предмет исследования – особенности профессиональной культуры учителя начальных классов как компонент психологической культуры личности.
Цель исследования состоит в изучении особенностей профессиональной культуры учителя начальных классов.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие профессиональной культуры учителя в науке;
- описать особенности мировоззрения младшего школьника как субъекта взаимодействия с учителем;
- представить прикладные аспекты исследования особенностей профессиональной культуры учителя начальных классов;
- подготовить выводы по анализу теоретических и эмпирических результатов исследования.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, исторический метод, сравнительный метод, метод анализа и синтеза;
- эмпирические: метод тестирования.
Этапы исследования:
1) обоснование и построение методологии исследования;
2) диагностика учителей начальных классов;
3) подготовка выводов по теме исследования.
Практическая значимость обусловлена результатами исследования особенностей профессиональной культуры на примере учителей начальных классов. Теоретический анализ и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в обучении и исследованиях. Полученные результаты могут быть использованы при планировании работы специалистов (методистов, психологов) для повышения уровня общей психологической культуры учителей за счет развития и саморазвития ее компонентов.
Структурно данное исследование состоит из введения, двух глав, которые включают в себя параграфы, заключения, списка литературы, одного приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональной культуры учителя начальных классов
1.1. Понятие профессиональной культуры учителя в науке
Рассмотрим понятия педагогической культуры и профессионально-педагогической культуры как эталон для выявления общего понимания профессиональной культуры педагога в науке.
Для понимания сущности педагогической культуры важны положения, сформулированные В. А. Сластениным. автор раскрывает связь профессиональной и общей культуры, а также показывает ее специфику:
- педагогическая культура является интернализированной культурой и выступает в качестве особого конструкта общей культуры в сфере педагогической деятельности;
- педагогическая культура - это оптимальная характеристика педагогических реалий, которая проявляется в различных типах бытия;
- единицей анализа педагогической культуры является творческая педагогическая деятельность по своей природе;
- педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя несколько функциональных и структурных компонентов, избирательно взаимодействующее с окружающим миром, имеющее собственную организацию и выступающее как интегративное свойство целого, которое не сводится к свойствам отдельных частиц;
- особенности формирования и реализации педагогической культуры учителя начальных классов обусловлены творческими, индивидуальными, возрастными и психофизиологическими особенностями, которые формируются педагогическим социальным опытом учителя.
Таким образом, данные положения отражают основную идею – педагогическая культура учителя многогранна по своей природе, она включает в себя большое количество аспектов, относящихся как к деятельностному компоненту (умение устанавливать контакт с учеником на основе таких знаний), так и к когнитивному компоненту (педагогические умения), и определяется личностными характеристиками объекта (эмпатия, рефлексивность и этичность).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абитов И. Р. Личность профессионала в современном мире: Монография/ И. Р. Абитов, Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. – 943 с.
2. Бондаренко Ю.С. Исследование связи феномена эмоционального выгорания и креативного потенциала воспитателя детского сада// Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. – 207 с.
3. Батракова С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии. -2002. - № 2. - С. 148-158.
4. Браже Т. Г. Интеграция как одно из направлений поиска в современной школе / Т. Г. Браже // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе : методические рекомендации. — Л., 1991. — С. 3—4.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. — М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
6. Гильманшина С. И. Подготовка студентов к профессиональной деятельности учителя в соответствии с требованиями стандарта третьего поколения. / С. И. Гильманшина, А. Р. Камасина // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 85-88
7. Демина Л.Д., Лужбина Н.А., Ральникова И.А. О психологической культуре педагога-профессионала // Педагогическое образование в современном классическом университете России: Сборник материалов летней педагогической школы Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2003. - С. 34-65.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
9. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». -2006. - 4 мая [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ei-dos.ru/journal/2006/0504.htm. (дата обращения 20.02.2020)
10. Кукуев Е.А. Профессиональное выгорание в контексте системного подхода // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч-практ. конф. (с иностранным участием) / Под ред З.И.Рябикиной и В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. – С. 144–146.
11. Кулагина Н. В., Канафина А.С. Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя // Концепт. - 2013. - № 03 (март).
12. Климов Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов // Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1996. – 226 с.
13. Макаренко Т.А. Развитие профессионально важных качеств будущего педагога посредством организации профессионального пространства вуза // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя сборник материалов научной конференции. Под редакцией: И.С. Алексеевой (ответственный редактор), А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой. 2013. – С. 552-557.
14. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. – 416 с.
15. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – М.; СПб. : Нестор-История, 2014.-376 с.
16. Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности» // Школьный психолог, 1999. -№ 15. - С. 8-9.
17. Нелида И.В. Формирование научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы // Наука, образование и культура. – 2017. – Электронный ресурс: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchnogo-mirovozzreniya-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-samostoyatelnoy-raboty-1
18. Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011988/vp881016.htm.http://www/kroupnov.ru/pubs/2005/01/09/10178/
19. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф.Обухова. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 460с.
20. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
21. Певзнер Н. Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2007. - 24 с.
22. Пузикова O.B. Психологическая культура как фактор самореализации личности (на примере личности учителя): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., Хабаровск, 2003. - 210 с.
23. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 2017. – 357 с.
24. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.
25. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб.пособие для студ. вузов. - СПб. : Питер, 2005. – 478 с.
26. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга, 2010. – 320 с.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) / Д.Б.Эльконин – М.: Учпедгиз, 1960. – 286 с
28. Юзефавичус Т.А. Профессионально-педагогические ошибки учителей: сущность и минимизация: монография / Т. А. Юзефавичус. – М. : МГОУ, 2009. – 329 с.