Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Человек является существом социальным и самого рождения включается общение и социальное взаимодействие с окружающими людьми. Общение в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. Еще С.Л. Рубинштейн, указывал, что сердце человека соткано из его отношений с другими. Именно с отношениями со «значимыми другими» связано главное содержания психической, внутренней жизни человека с рождения и именно эти отношения порождают наиболее сильные переживания и поступки. Ребенок включается в коммуникацию в социуме и активно использует ее процессы в дошкольном возрасте. В настоящее время ускорения времени, глобализации, обновления требований общества к семье и образовательной системе, призванной ей помочь, зачастую, ребенок уже с полутора лет находится в среде сверстников. От того, насколько эффективна коммуникативное взаимодействие может зависеть то, насколько благоприятно складываются отношения между детьми и психическое здоровье ребёнка. В связи с этим, в дошкольной психолого-педагогической науке не теряют своей актуальности исследования коммуникативного взаимодействия детей в дошкольном возрасте, когда основным видом деятельности становится игра.
Разработанность темы исследования. Проблемой общения и общения в игре как деятельности, занимались такие исследователи как Б.Г.Ананьев, А.Л.Бодалев, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и др. Ориентируясь на отечественную традицию, данное исследование строится с опорой на понимание и принятие идеи о том, что социально-психологические характеристики являются определяющими межличностные отношения личности в том смысле, в котором их понимали А.Ф. Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. Личность не может быть сформирована и определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является.
Значимым этапом формирования социально-личностных образований, обуславливающих особенности межличностного взаимодействия является дошкольный возраст, когда с одной стороны, через общение и игру, как основные виды деятельности, осуществляется развитие познавательных процессов и основных личностных образований (эмоционально-чувственной сферы, межличностных отношений, закладываются основы морально-нравственных чувств и отношения к миру). Большое количество специалистов, таких как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х.Ремшмидт, Э.Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, М.Р.Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин и др.), отмечают, что в старшем дошкольном возрасте изменяется видение ребенком сверстника. Значимым становится выстраивание эмоционально близких отношений, появляется способность к сопереживанию, сочувствию (А.К. Болотова, Б.С. Волков, В.С.Мухина, О.В.Хухлаева и др.), к этическим взаимоотношениям с окружающими и к себе (В.С.Мухина), способность к усвоению социальных норм и правил поведения (В.С.Мухина, Э.Эриксон).
Любые нарушения коммуникации в данном возрасте, первичного (нарушения речевого аппарата, слуха) или вторичного уровня (аутизм, ОНР), могут повлечь за собой нарушения познавательного, личностного развития. Деятельность и основной вид деятельности дошкольников – игра, отличаются своей спецификой и требуют учета особенностей детей с нарушением коммуникативной сферы для эффективного компенсаторного и адаптивного включения в социум.
Вышесказанное обуславливает актуальность выбор темы данного исследования: «Общение детей в процессе игровой деятельности».
Объект исследования: общение и игра в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности у детей в общении.
Цель исследования: изучение особенностей общения детей в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие общения и его роль в развитии личности;
- выявить игру в психологическом развитии ребенка;
- проанализировать прикладные аспекты общения детей в процессе игровой деятельности;
- подготовить выводы по теме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенных на параграфы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования общения детей в процессе игровой деятельности
1.1. Понятие общения и его роль в развитии личности
Двумя основными составляющими социального существования каждого человека и способом его жизни, являются деятельность и общение. Применяя субъективный подход, оценка личности должна происходить на базе анализа того, что и как индивид делает, и, обязательным образом, того, с кем и как он общается. Применение субъективного подхода требует обязательного учета сферы, форм и способов общения. Важность и востребованность общения определяются тем, что человек живет в обществе, совместно с другими. Каждый индивид растет и развивается, личность формируется именно в социуме и корни общения находятся непосредственно в жизнедеятельности, в материальных и духовных компонентах жизни.
С точки зрения материальной, люди общаются и даже вынуждены это делать, и только в общении и через него может проявиться индивидуальная сущность каждого. В отечественной школе психологии (А.М.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Т.М.Андреева и др.), определено, что развитие каждого ребенка и его социализация, формирование личности в рамках социума начинается с общения с близкими ему людьми. В первую очередь, это непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью, когда общение с ней является первым и основным видом его деятельности. Здесь, ребёнок выступает субъектом общения, а формирование личности в дальнейшем, будет зависеть от того, какое место личность занимает в системе человеческого взаимодействия [21, с.136].
Формирование личности и развитие ребёнка также будет зависеть от того, с кем, в каком кругу и какова специфика его общения. Формирование личности невозможно вне социума и вне общения. На его основе происходит принятие общечеловеческого опыта, накопление знаний, овладение умениями и навыками, благодаря общению реализуется формирование сознания и самосознания, определяются идеалы, установки, ценности и др. Лишь в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственность, моральные чувства, формируется его субъективность и его уникальный характер [27, с.137].
Реализация общественных функций обучения и воспитания подрастающего поколения осуществляется также в общении, и это общение называется педагогическим. Его субъектами являются учителя, школьники и родители, то есть взрослые и дети. Говоря о специальных способностях педагога, большинство исследователей (А.В.Андриенко, Л.Н.Лаврова и др.) включают, как один из компонентов, наличие коммуникативных способностей, способности к общению.
Общение весьма значимо не только для развития отдельного индивида и личности, но и общества в целом. Вне общения не видится его существование, ибо данный процесс является базовым условием, основой связи индивидов, а также способом их развития. Связь и единство общения и деятельности, предполагает, что общение является уникальной и специфической формой совместной деятельности людей, так как в социуме индивиды не только общаются, но общаются в процессе выполнения различных общественных функций и даже вне конкретной деятельности. В то же время, получается, что общающийся человек всё равно является деятельным, потому что его деятельность пересекается с деятельностью других людей. Это сочетание и формирует отношение этой деятельной личности и к предмету своей деятельности и к другим людям, которые в неё включены [27, с.138].
Разные исследователи понимают связь деятельности и общения несколько по-разному, т.к. это многогранные процессы с определенными особенностями. Иногда общение и деятельность рассматриваются как существующие параллельно взаимосвязанные процессы; с другой стороны общение может представляться компонентом деятельности и быть включенным в неё; еще одно понимание, когда непосредственно деятельность может рассматриваться как условие и основание общения; кроме того, ещё общение может рассматриваться как отдельный вид деятельности, получивший название коммуникативной деятельности, выступающей на определенных этапах онтогенеза как ведущая (у младенцев, дошкольников, подростков).
В отечественной психологической теории деятельности, общение рассматривается как один из её видов и имеет определенную структуру [19]:
1)возникновение потребности, которая побуждается отвечающим потребности мотивам общения;
2)реализация деятельности, которая направлена на смысловое значение, на мотив;
3)цель деятельности.
Особое значение имеют мотив и цель деятельности.
В каждом возрастном периоде, общение имеет свою специфику, которая обосновывается развитием потребностно-мотивационной сферы.
Отметим, что общение сопровождает весь жизненный цикл личности и возникая в младенческом возрасте сопровождает человека до конца жизни. Особенно актуальным общение является на начальных этапах развития. Существует ряд исследований, которые говорят о необходимости общения и в пренатальный период развития и о его значимости.
Первые годы жизни ребенка наполнены общением с окружающими близкими людьми. С новорождённости ребенку необходимо удовлетворение основных потребностей (физиологических и потребности в общении).
В дальнейшем, общение реализуется в игре, в демонстрации предметов; вырастая и обретая большую самостоятельность, ребёнок продолжает зависеть от взрослого, который обучает его самостоятельно ходить, одеваться, правильно произносить слова и отвечает на его вопросы [28, с.76].
После кризиса новорожденности ребёнок начинает включаться в общение, проявлять активность (улыбается, радуется, когда видит маму или
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009. - 375 с.
2. Белоусова З.И., Мищик Л.И. Психолого-педагогические проблемы личности. Запорожье: Запорожский государственный университет. Кафедра педагогики и психологии. Учебное пособие. 2013.– 86 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. - 320с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007. – 232 с.
5. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. – М. : Просвещение, 1983. – 192 с.
6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 2010. - 216 с.Бучилова И. А., Комкова И. Н., Самылова В. Н. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии // Концепт. – 2014. –№ 07
7. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
8. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учеб.-методич. пособие / Л.С. Вакуленко. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 272 с.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – М.: Педагогическое общество России, 2013– 240 с.
11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет.– М.: ИНТОР, 2010. - 160 с.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
12. Дудко С.Ю. Общение детей 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2010. -160 с.
13. Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
14. Ильин Е. П. И46 Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.:
15. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с
16. Крылова О.А. Воспитание дружеских отношений между детьми в игре / Крылова О.А. // Справочник старшего воспитания дошкольного учреждения. – 2008. - №7 – С. 29 – 32.
17. Лисина М.И. Развитие общения у детей первые 7 лет жизни // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ . - 2011. - № 4. - C. 21-53
18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2003. – 144 с.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2014. – 442с
20. Общение детей в детском саду и семье /под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2012. - 152 с.
21. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1267-1269.
22. Рогов Е.И. Психология общения. — М.ООО «Издательство «КноРус», 2018-с.260
23. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М.: Издательство: «Владос» 2015 – 312 с.
24. Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. – С. 73–77.
25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности /Слободчиков В. И., Исаев Е. И. – М.: Академия, 2013. – 516 с.
26. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова// Логопедия, 2010. - № 2. - С. 57-68.
27. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005
28. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Азбука общения Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) - СПб: Детство-пресс, 2010. - 381 с. –
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384с.
30. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. 360 с.