Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Приемы юридической техники
2.1 Терминология нормативных правовых актов как элемент юридической техники
Нормативный правовой акт – это письменный юридический документ, который должен точно выражать содержание воли субъекта правотворчества. Для четкого и однозначного изложения норм права в юридической деятельности используется целый комплекс определенных правил. Такой комплекс называется юридической техникой. Внешняя форма нормативных правовых актов – это текст. Как и любой другой текст, он имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других документальных текстов. Особенности языка нормативных правовых актов делятся на общие (общеязыковые, которые могут характеризовать и другие документы неправового характера) и специальноюридические. К общим особенностям языка нормативных правовых актов относятся следующие.
1. Нейтральность. В нормативных правовых актах недопустима художественная образность, экспрессивность (призывы, побуждения, восклицания, вопросы). Н.А. Власенко отмечает, что «нейтральный, беспристрастный стиль не должен вызывать дополнительных ассоциаций и ненужных эмоций», что обеспечивает эффективность правового регулирования.
2. Последовательность. Для нормативного правового акта характерна строгость изложения, жесткая последовательность текстового материала.
Не допускается разрыв мысли, логическая и смысловая недосказанность.
3. Точность и ясность. Правовой материал в нормативном правовом акте должен быть изложен точно и ясно. Так, по мнению Г.А. Дюженко, «точность подразумевает фактическую достоверность, точное употребление терминов, исключающее различное толкование документов». Если последовательность текста предполагает его связанность и согласованность, то точность и ясность расширяют эту характеристику: их определяет подобранность слов и терминов, их сочетаемость.
А.В. Малько утверждает, что «чем более упорядоченнее в терминологическом отношении текст, чем гармоничнее категориальное единство, тем в большей степени он обречен на эффективность своего воздействия».
4. Простота изложения. Для успешной реализации норм права, изложенной в нормативном правовом акте, необходима однозначность текста, которая обеспечивает его эффективное усвоение и однообразное понимание всеми людьми, на которых распространяется действие этого нормативного акта.
5. Лаконичность и компактность. В тексте одного нормативного правового акта невозможно изложить весь материал подробно. Громоздкий текст тяжелее воспринимается. Для того чтобы упростить восприятие правового материала, в нормативном правовом акте необходимо создать эффективную систему отсылочных норм, избегать неоправданных повторов. Также должно быть уместным и понятным использование юридической терминологии.
6. Безличность предложений. В тексте нормативного правового акта отсутствуют личные местоимения первого и второго лица, глаголы в формах первого и второго лица, обращения к конкретным лицам или группе лиц, используются неопределенно-личные предложения, в которых употребляются глаголы в форме третьего лица. Например, в пункте 9 статьи 80 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания».
Специально-юридические особенности языка придают нормативным правовым актам характер правового регулятора общественных отношений.
К таким особенностям относятся: во-первых, предписывающий характер. В нормативных правовых актах содержатся запрещения, ограничения, модели поведения, варианты разрешения ситуаций. Все это выражается с помощью особого типа письменного изложения, при котором используются краткие формы прилагательных. Например, в пункте 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации изложено, что: «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Во-вторых, констатирующе-предписывающий характер выражается в том, что при написании цели документа, его предмета и пределов регулирования используется стиль изложения – констатирующе-предписывающий. И, как пишет Н.А. Власенко, это «предполагает использование глагола в форме инфинитива, функционирование различных временных форм глагола».
В-третьих, унификация языковых форм. В тексте нормативного правового акта используются устойчивые языковые конструкции, собственно юридические словосочетания и канцеляризмы («слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено за официально-деловым стилем»). Например, в пункте 3 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации определено следующее: «Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи».
Таким образом, текст нормативного правового акта рассматривается с двух сторон: это, во-первых, прежде всего, нормативный правовой акт – юридический документ, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений, поэтому его отличают специально-юридические особенности, которые выработаны в юридической науке в процессе правотворчества, а во-вторых, это литературный текст, поэтому при его создании используются общеязыковые правила, характерные для официально-делового стиля.
Л.П. Кураков и В.Л. Кураков дают такое определение юридическим терминам – «это элемент юридической техники, словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание нормативно-правовых предписаний государства». Как мы считаем, юридические термины являются понятиями, выработанными в ходе выделения общих закономерностей определенных правовых явлений, они имеют краткую формулу и обозначают его предназначение – сущность данного явления.
Основной фонд юридической терминологии содержится в законодательных актах, обладающих высшей юридической силой – законах.
В таких актах определяются терминологические эталоны, на которые ориентируются правотворческие органы, издавая подзаконные акты.
В юридической терминологии можно выделить следующие группы терминов.
1. Общеизвестные термины, которые отражают социальные процессы, явления и отношения («брак», «владельцы транспортных средств», «работодатель», «опека» и др.). Например, в пункте 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяется общеизвестный термин: «Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
2. Специальные понятия, пришедшие из различных сфер общественной жизни («стихийное бедствие», «информатизация», «природноантропогенный объект» и др.). Например, в пункте 1 статьи 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отмечено следующее: «Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации».
3. Специальные юридические термины («дееспособность», «гражданин», «вина» и др.). Например, статья 1077 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «Вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, возмещается самим причинителем вреда».
Очевидно, что специально юридическая терминология необходима для точного и адекватного выражения воли законодателя, для передачи авторской воли в тексте нормативного акта. Но при этом использование юридических терминов должно быть оправданным и соответствовать ряду требований.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
6. Бялт В.С. К вопросу о понятии и содержании юридической техники // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 6. С. 22-25.
7. Баранов В. М. Депоощрение по российскому праву (доктрина, практика, техника) / В. М. Баранов, А. Г. Чернявский, И. В. Девяшин, Д. А. Пешехонов. М.: Инфра-М, 2017. 516 с.
8. Болдырев С. Н. Теоретико-правовая характеристика юридической техники // ЮристъПравоведъ. 2015. № 2. С. 92-97.
9. Власенко Н.А. Теория государства и права: Учебное пособие. – 2-е изд. М., Проспект, 2015. С.257.
10. Гогин А.А.., Станкин А.Г. Правотворчество и систематизация законодательства. М., Проспект. 2016. С.186.
11. Денисов Г.И. Юридическая техника // Теория государства и права: Учебник. Изд. 3-е. (под общей ред. О.В.Мартышина). М., Проспект, 2016. С. 370.
12. Зацепина О.Е. Соотношение правовых презумпций и иных средств юридической техники // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 226-233.
13. Кульнев А. С. Защита чувств верующих: как не переступить черту? / А. С. Кульнев // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 2. - С. 25-28.
14. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник - 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА, 2016. 104 с.
15. Костенко М. А. Европейский историкоправовой опыт развития учения о юридической технике // Современное право. 2015. № 1. С. 177.
16. Карева И. А. Правотворческая техника как приоритетный вид юридической техники // Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 36. С. 62–68.
17. Селютина Е. Н., Холодов В. А. Юридическая техника правотворческого процесса: актуальные проблемы и направления совершенствования // Государство и право. 2018. № 6. С. 155-159.
18. Cелютина Е. Н., Холодов В. А. Предпосылки и значение систематизационной работы М. М. Сперанского в развитии юридической техники Российской империи первой половины XIX века // Вестник государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 159-163.
19. Чернова Э.Р., Зубайдуллин А.Р. Понятие и принципы правотворчества // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 16. С. 677-680.
20. Юдин К. А. Правовое стимулирование служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (теоретико-прикладной аспект): дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2018. С. 306.