Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Дизартрия является двигательным расстройством речи, возникающим в результате неврологического повреждения двигательного компонента моторно-речевой системы и характеризуется плохой артикуляцией фонем . Другими словами, это состояние, при котором эффективно возникают проблемы с мышцами, которые помогают производить речь, что часто затрудняет произнесение слов. Это не связано с проблемами с пониманием языка (то есть афазией ), хотя у человека могут быть оба. Любая из речевых подсистем ( дыхание , фонация , резонанс , просодия и артикуляция ), что может привести к ухудшению разборчивости, слышимости, естественности и эффективности голосового общения. Дизартрия, которая прогрессировала до полной потери речи, упоминается как анартрия .
Неврологическое повреждение вследствие повреждения центральной или периферической нервной системы может привести к слабости, параличу или нарушению координации моторно-речевой системы, вызывая дизартрию. Эти эффекты, в свою очередь, мешают контролировать язык, горло, губы или легкие; например, проблемы с глотанием ( дисфагия ) также часто встречаются у людей с дизартрией.
Дизартрия не включает нарушения речи из-за структурных нарушений, таких как расщелина нёба , и ее не следует путать с апраксией речи , которая относится к проблемам в аспекте планирования и программирования двигательно-речевой системы. Так же , как термин «шарнирного» может означать либо «речь» или «совместное движение», так это сочетание формы из arthr- то же самое в терминах «дизартрии», «dysarthrosis», и « артропатии » ; термин «дизартрия» обычно зарезервирован для речевой проблемы и не используется для обозначения артропатии, тогда как «дизартроз» имеет оба значения, но обычно относится к артропатии. Дисартрия определяется как группа речевых расстройств, возникающих в результате нарушения контроля речевых механизмов, которое, в свою очередь, является результатом повреждения центральной или периферической нервной системы, включая мышцы и нервно-мышечные соединения.
Целью работы является исследование изучения эмоционально-волевой сферы дошкольников с дизартрией
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
1.1. Эмоционально-волевая регуляция
Эмоциона́льно-волева́я сфера (англ. emotionally volitional sphere) — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Компонент эмоциональной устойчивости. Степень волевого владения человеком своими эмоциями.
Идею связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л. С. Выготский. Говоря о развитии эмоций в детском возрасте, он отметил: «Это делает важным и понятным то, что было открыто с психологической стороны другими экспериментаторами, — теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека»[2].
Эту идею развивает Е. О. Смирнова. Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка. Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям».[3]
Сложности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции на этом этапе связаны так же с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Особо существенны в этом отношении отставания в развитии нравственных качеств личности тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность). Наряду с этим развитие воли тормозится доминированием психобиологических образований (свойств нервной системы, особенностей эмоциональности) над формированными психическими новообразованиями.[4]
Интересный подход в понимании природы волевого усилия в регуляции деятельности развивает в настоящее время В. К. Калин. Он выделяет особую внутреннюю активность человека, проявляющуюся в наиболее простых случаях действия в виде волевых усилий, а в сложных условиях — как развёрнутое внутреннее действие по мобилизации ресурсов и организации психических процессов в соответствии с задачей, решаемой человеком. В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций. В. Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты. Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь.
Дошкольный возраст
Нормальное развитие. Интернализация норм и правил поведения; эмоциональная саморегуляция; побуждения и торможение действий регулируется реальными внешними стимулами. Внешняя произвольная регуляция сформирована; внутренняя произвольная регуляция продолжает свое развитие.
Нарушенное развитие. Избирательно сформирована внешняя произвольная регуляция (реакция на яркие стимулы). Сопротивление предъявляемым требованиям; нарушение эмоциональной регуляции (импульсивность, лабильность), гиперактивность.
Младший школьный возраст
Нормально развитие. Инициативность при выборе цели, самостоятельность; формируются произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Преобладание произвольности волевой регуляции всех психических процессов.
Нарушенное развитие. Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Нарушение внимания порождает низкую успеваемость в процессе обучения, в других видах деятельности (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). Минимальный уровень осознанности реакций в момент совершения действий свидетельствует о дефиците эмоционально-волевой регуляции, следствием чего является дезадаптивное поведение.
Эмоционально-волевая регуляция включает в себя и не вполне осознанные индивидом регуляторные компоненты, участвующие в качестве необходимых в ситуациях преодоления трудностей и препятствий на пути достижения цели. В таком случае, понятие эмоционально-волевой регуляции близко к понятию синтетического процесса психики, обеспечивающего функционирование регуляторного контура в ситуации трудностей и напряжения. Включение таких не полностью осознанных компонентов отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции[8].
В личностной структуре, эмпирически выявленной в нашем исследовании, представлены все необходимые для эффективной эмоционально-волевой регуляции компоненты: направленность личности, эмоции, воля.[8]
Дисартрия - это нарушение речи, связанное с нейромоторными нарушениями или дисфункцией. Например, у детей с церебральным параличом может быть дизартрия. Высокий мышечный тонус, плохая координация двигательных движений и нарушение координации дыхания и выработки звука приводят к медленным мышечным изменениям и ограниченному диапазону движений. Дисартрическая речь имеет невнятное и напряженное качество, часто влияющее не только на точность воспроизведения звука речи, но также на скорость, высоту и интонацию. Велофарингеальная недостаточность может еще больше ухудшить качество речи. Логопедия для таких детей может помочь им замедлить темп речи, улучшить контроль дыхания для производства фраз и улучшить разборчивость их результатов. Для детей, чьи разборчивость речи серьезно нарушена, несмотря на нетронутые языковые навыки,
Фрагмент для ознакомления
3
1 Березина Т.А. Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности / Т.А. Березина, Н.Ю. Комкина // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей. - СПб .: Детство-Пресс 2015.
2 Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская, В.А. Дергуновская. - М .: Центр педагогического образования, 2017.
3 Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е.Грибова // Дефектология. –2014. – № 6. – С. 12-19.
4 Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3–7 лет / Сост. Н.Д. Денисова. - Волгоград: Учитель, 2014.
5 Детская логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Денисова О.А. и др.]; под редакцией В.И. Селиверстова. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 175 с.
6 Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С.А.Завражин, Л.К.Фортова. – М. : Академический Проект: Трикста, 2015. – 400 с.
7 Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1 / А.В. Запорожец. - М., 2016.
8 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец, А.Д. Неверович, А.Д. Кошелева [и др.]; под ред. Кошелевой А.Д. - М .: Просвещение, 2015.
9 Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Академия, 2016. — 320 с.
10 Кириллова Е.В. К проблеме изучения детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В.Кириллова // VII Царскосельские чтения ; под ред. В.Н. Скворцова. – СПб., 2013. – Том V.
11 Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О.А. Куревина. - М .: Линка-Пресс, 2014.
12 Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р.Е.Левина. – М. : Учпедгиз, 2014. – 120 с.
13 Маслова Т.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. Маслова. - СПб .: Детство-Пресс, 2017.
14 Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М .: АРКТИ, 2015.
15 Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / О.С.Павлова. – М. МОСУ, 2017. – 97 с.
16 Полозова О.В. Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности : автореферат на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности: 13.00.03 коррекционная педагогика (логопедия) / О.В.Полозова. – М., 2015. –26 с.
17 Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г.Соловьева // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 62-66.
18 Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет / В.И.Терентьева // Дефектология. – 2015. – №4.
19 Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. на соискание научной степени канд. пед. наук по специальности: 13.00.03 коррекционная педагогика (логопедия) / Е.Г.Федосеева. – М., 2016. – 23 с.
20 Шипицина Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова // Дефектология. – 2014. – № 4.