Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящий момент в системе дошкольного образования проходит ряд изменений, которые связаны введением Закона об образовании в РФ №273-ФЗ [11] и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2]. Образовательный стандарт выделяет как одну из значимых образовательных областей – речевое развитие ребенка, задача которой предполагает владение ребенком грамматически правильной связной речью – диалогической и монологической [2].
Диалогическая речь – основная форма речевого общения, она способствует развитию связной речи. Поэтому овладение диалогической речью дошкольником является главной задачей его речевого развития. Решение этой задачи зависит от социального окружения, семейного благополучия, речевой среды, индивидуального развития ребенка и т.д. И это нужно учитывать при речевом воспитании.
На сегодняшний день дети недостаточно владеют способами построения диалога, не умеют взаимодействовать друг с другом во время него, инициативно высказываться. Речевое сопровождение предметных действий обеднено, неэмоционально. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать, и в какой форме выразить свою мысль, контролировать то, как другие будут воспринимать сказанное, уметь слушать и слышать собеседника. В связи с этим проблема речевого развития детей является актуальной
Следует отметить, что одним из средств развития умений диалогической речи является сюжетно-ролевая игра. Именно она содействует объединению детей, воспитывает чувство доброжелательности, взаимопомощи. Общаясь между собой, дети решают поставленные речевые задачи осознанно и непринужденно. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и совершенствованию умений диалогической речи. По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества [20].
Общение дошкольников исследовали А. Г. Арушанова [2], В. В. Виноградов [9], В. В. Гербова [12], М. И. Лисина [19] и др.
Особенности связной диалогической речи изучали такие исследователи как Л. Ф. Артеменкова [5], А .Г. Рузская [26],Ф.А. Сохин [24], Д. Б. Эльконин [39], которые отмечали, что основными чертами диалога дети овладевают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст является подготовительным этапом.
Анализ представленных исследований показал, что, несмотря на раскрытие отдельных сторон вопроса развития диалогической речи, не достаточно полно освещена роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи в условиях дошкольных образовательных организаций. В связи с этим была поставлена проблема исследования: каково содержание деятельности педагога по развитию умений диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры?
В соответствии с проблемой была поставлена цель исследования.
Цель исследования теоретически обосновать и разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Исходя из предмета, цели и объекта исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития диалогической речи в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
2. Рассмотреть особенности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
3. Выявить методы и приемы развития диалогической речи в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; систематизация полученной информации; анализ и синтез; проектирование; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации детей; наблюдение за речевой деятельностью детей, тестирование, анкетирование, анализ детских диалогов; методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Связная диалогическая речь как основное средство речевого общения детей дошкольного возраста
Речь выполняет разнообразные функции в жизни ребенка. Первоначальной и основной является коммуникативная функция, т.е. речь является средством общения. Основной формой речевого общения является диалог [38].
М.М. Алексеева и В.И. Яшина называют диалог «первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения», а диалогическую речь – «особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка» [3, с. 253].
Важным является понятие «разговорная речь». Прежде всего, дети дошкольного возраста начинают овладевать разговорной речью, что характерно и для диалогической речи. Овладение диалогической речью достаточно важно, т.к., по мнению О. Я. Гойхмана, «диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь, и все отношения и проявления человеческой жизни» [13].
Рассмотрим особенности диалогической речи.
В лингвистическом словаре В.Н. Ярцевой диалогическая речь трактуется как форма (тип) речи, которая состоит из обмена высказываниями-репликами и языковой состав которых зависит от непосредственного восприятия, активизирующего роль адресата в речевой деятельности адресанта [18]. Диалогическая речь характеризуется конструктивной и содержательной связью реплик (в основном соседних). Отсутствие связи возможно при реакции говорящего на ситуацию речи, а не на речь собеседника, или на обстоятельства, которые не имеют отношения к речевому акту.
З. В. Валюсинская определяет диалогическую речь как одну из основных форм речевого общения, которая представляла собой наиболее естественный и яркий вид коммуникации [8].
Как специфику языка, Т. Г. Винокур дает определение диалогической речи: «…как особой, функционально – стилистической формы речевого общения, с характерным наличием двух и более участников, которые обмениваются речью; более или менее быстрый речевой темп, когда каждый из ее компонентов выступает в качестве реплики; оптимальная краткость реплик; эллиптичность и лаконичность построений внутри реплик» [10, c. 52].
Исследуя диалогическую речь, Т. П. Фролова пишет, что она является коммуникативным актом, в котором предполагается смена ролей слушающего и говорящего. При этом не только происходит обмен единичными высказываниями, а осуществляется сопоставление их, выстраивание этих высказываний в последовательно-временной ряд, объединение их общей темой и ситуацией общения [35].
Л. С. Выготский в работе [11] отмечает, как речевая форма, диалогическая речь состоит из реплик (отдельных высказывании), из цепочки речевых последовательных реакций; реализуется в виде чередующихся вопросов, ответов, обращений, или в виде разговора двух и более участников этого общения. Диалог, как форма речевого общения, основан на общности ситуации, единстве знания предмета речи, восприятия окружения собеседниками.
По мнению ряда ученых-психологов, диалогическая речь использует и невербальные компоненты, жесты, мимику, средства выразительности интонации, определяющие характер речевых высказываний (Л. С. Выготский [11], С. Л. Рубинштейн [25], Л. П. Якубинский [21] и др.). Структура диалогической речи при этом допускает грамматическую неполноту. Потеря ряда элементов грамматически развернутого высказывания, повтор лексических элементов в смежных репликах, применение стереотипных конструкций, которые принадлежат к разговорному стилю.
Диалогическая речь отличается от других видов речи реактивностью и непроизвольностью.
Таким образом, диалогическая речь – это вид речи, которая состоит из реплик, из цепочки речевых реакций; имеет социальную природу и максимальную развернутость структуры речевого общения; определяется социальными ситуацией и средой общения; диалог всегда предполагает общность социального плана собеседников, знание сути того, о чем идет речь; а невербальные средства указывают на непосредственную предметную ситуацию, окружающую собеседника здесь и сейчас, на акустическое восприятие его интонационного строя речи, зрительное восприятие его жестов и мимики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (с изм. от 29.07.2017 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gia.edu.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М.М Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. – 400 с.
4. Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - С.27-43.
5. Артеменкова, Л.Ф. Педагогические условия развития диалогического общения старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Карачаевск, 2002.– 176 c.
6. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51.
7. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
8. Валюсинская З. В. Вопросы изучения диалога в работах современных лингвистов. // Синтаксис текста. - М., 1979. - 11 с.
9. Виноградов В.В. Русская речь, се изучение и вопросы речевой культуры//Вопросы языкознания. - М.. 1961. - № 4.– С.21-25
10. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1993.–176 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. – М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. – С. 65-82.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет.– М.: Мозаика-Синтез, 2014.– 126 с.
13. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / под ред. О.Я. Гойхман. – М.: Инфа, 2006. – 272 с
14. Градусова Л.В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л.В. Градусова, Н.И. Левшина, И.С. Дементьева; под ред. Л.В. Градусовой. – Магнитогорск : МаГУ, 2010. – 96 с.
15. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2013. 126 с.
16. Короткова Э.П. Принципы обучения речи в детском саду. - Ростов-на-Дону, 1975.
17. Леонтьев, A.A. Психология речевого общения. - М., 1975.
18. Лингвистический энциклопедический словарь : словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 682 с.
19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения : учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
20. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.– М.: Академия, 2000. 96 с.
21. О диалогической речи / под. ред. Л.П. Якубинского // Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986.– С. 17-58.
22. От рождения до школы : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.–368 с.
23. Панько Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования. М.: Айрис-пресс, 2012. 184 с.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1994. – 128 с.
25. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии - СПб, Питер, 1998.
26. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника : хрестоматия : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е издание, переhаботанное и дополненное. – Москва : Академия, 2000.
27. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от 3 до 7 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова.– 2-е изд. испр. и доп.– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.– 144 с.
28. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками : Учебное пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 34 с.
29. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1956
30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Просвещение, 1999. - 280 с.
31. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С.59-66.
32. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - С.133.
33. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко Л.П., Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1997. – 239с.
34. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет.– 2-е изд. – М.: ИКАР, 2005. – 250 с.
35. Фролова Т.П. Обучение иноязычной диалогической речи в вузе: психологические и лингвистические аспекты // Психологическая наука и образование.2012. №2. С. 86-93
36. Чоома,А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников: материалы VII Междунар. науч. конф. – М. : Чита ; Изд. Молодой ученый, 2016. – С. 63-66.
37. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие. – М.: Феникс+, 2008. - 221 с.
38. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Ленинград: Наука, 1974.– 128 с.
39. Эльконин Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1969.– 126 с.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2014. – 226 с.
41. Якобсон, Р.О. Избранные работы. Речевая коммуникация: пер с англ. Н.В. Перцова. – М.: Прогресс, 1985. – 454 с