Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………….7
1.1. Предложно-падежная конструкция как единица грамматических категорий ………………………………………………………………………….7
1.2. Формирование предложно-падежных конструкций в речи детей с нормативным речевым развитием………………………………………………10
1.3. Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР…………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР…………………………………………………………………………….26
2.1 Организация изучения предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.2. Анализ результатов изучения состояния сформированности предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР в сопоставлении с результатами обследования детей с нормативным речевым развитием…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….52
Фрагмент для ознакомления
2
вопросно-ответной форме, а позже и в самостоятельной речи, ребенок учится употреблять отработанную в импрессивной речи предложно-падежную конструкцию.
И на последнем этапе ребенок самостоятельно использует сформированные предложно-падежные конструкции [8].
Согласно концепции А. А. Леонтьева [30], порождающий механизм речи состоит из отдельных функциональных «блоков», каждый из которых обеспечивает появление в потоке речи определенного класса единиц или сегментов.
В речевой деятельности употребление предложно-падежных конструкций не требует каждый раз составлять её снова.
С точки зрения порождения речи данные конструкции являются единой целой психолингвистической единицей - сегментом. Используются уже готовые сегменты.
Уровень смысловой связной речи, на котором единицей является целая конструкция (например, предложно-падежное управление), наиболее высокий в иерархической системе речевой деятельности [9].
У детей с нарушением речи объём таких готовых предложно-падежных конструкций ограничен как количественно, так и качественно.
Изучение особенностей формирования предложно-падежного управления в онтогенезе позволяет выявить закономерности, по которым ребенок им овладевает.
Ребенок усваивает язык в процессе общения с взрослыми. Для полноценного усвоения грамматических категорий необходим также и определенный уровень когнитивного развития самого ребенка, чтобы осмыслить своё положение в пространстве и отношения между предметами в окружающей его действительности [10].
Первоначально противопоставления ещё не соответствуют существующей в языке грамматической парадигме. Сначала различаются прямой и косвенный падежи, на это указывали и А. А. Леонтьев [30], С. Н. Цейтлин [51] и др.
Ребёнок не может ещё разложить существующую словоформу. Лишь в возрасте около двух лет ребёнок приходит к парадигматической грамматике и может вычленить отдельные морфемы в словоформе. Цепочки слов в предложении удлиняются, и ребенок усваивает падежные окончания. Чем увереннее избирает ребенок нужную предложно-падежную форму для выражения определенного смысла, тем смелее разворачивает он фразу, не опасаясь быть неправильно понятым (если ребенок не владеет необходимыми падежными окончаниями, такая опасность существует). Семантические функции при этом усваиваются раньше, чем структурные. Именно падежные окончания усваиваются ребёнком в первую очередь, а место предлога лишь обозначено.
С. Н. Цейтлин [51] отмечает, что «предлоги на этом этапе отсутствуют, но место их намечено так называемым филлером, т. е. коротким звуком неопределенного образования, отчасти напоминающим сильно редуцированное "а"».
На третьем году жизни дети уже в состоянии использовать в своих высказываниях и настоящие предлоги [13].
В первой половине XX в. А. Н. Гвоздев [13] на основе длительных и систематических наблюдений за формированием речи детей определил такую последовательность усвоения падежей: именительный, винительный, родительный, дательный, предложный и творительный. Прежде всего, ребёнком усваивается основное значение каждого из падежей. И лишь позже происходит усвоение второстепенных, более редких значений падежей. Употребление предлогов в предложно-падежных конструкциях, по наблюдениям А. Н. Гвоздева, фиксируется с 2 лет 4 месяцев и быстро растёт. Он отмечает, что предлоги появляются в речи детей позже всех значимых частей речи. Раньше всего и особенно часто употребляются предлоги с пространственным значением (на, в). В процессе употребления они всё более детализируются.
Другие значения предлогов: цель, время, причина, отношение к объектам - развиваются позже и занимают небольшое место в речи детей. Замены одного предлога другим встречаются, но они в большинстве случаев представляют собой реализацию вариативности, заложенной в языковой системе (например, «в грядке» и «на грядке»). При этом падежная форма практически всегда избирается верно. Очевидно, ребенок уже в таком раннем возрасте способен уловить значение всей субстантивной синтаксемы, представляющей собой реализацию предложно-падежной конструкции в целом как носителя определенного содержания. Очень рано осваиваются и сами правила сочетания предлогов с определенными падежами: фиксируется в языковом сознании четкая связь предлога с определенным падежом.
Исследования освоения ребенком родного языка показывают, что если время появления и усвоения грамматических категорий может варьироваться, то порядок остаётся неизменным.
На усвоение грамматических категорий, в том числе и предложно-падежного управления, влияет частотность употребления данных конструкций в речи, их наглядность и семантика. И уже к пяти годам ребёнок, в условиях нормального речевого развития, практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса.
Полноценное практическое усвоение предложно-падежных конструкций предполагает морфологический и синтаксический анализ данной конструкции, вычленение флексии имени существительного и предлога. Важным также является и обобщение принципов построения предложно-падежного управления.
Для качественного выполнения операций анализа и обобщения грамматических конструкций ребёнку необходим достаточный речевой опыт: он должен слышать разнообразные по семантике предложно-падежные конструкции и иметь потребность и возможность их употребления. Усвоение грамматического строя речи ребенком является важным этапом развития речи в онтогенезе.
Исследования сформированности предложно-падежного управления у дошкольников с ОНР показывают, что данная грамматическая категория остаётся не усвоенной ими в полной мере, несмотря на оказываемую логопедическую помощь в дошкольный период. Недостаточный уровень сформированности предложно-падежного управления у детей дошкольного возраста отмечается как в импрессивной, так и в экспрессивной речи.
У детей выявляется недостаточное понимание грамматических конструкций, в том числе и предложно-падежного управления, что оказывается следствием недоразвития экспрессивной речи, речевого опыта в целом. Это препятствует формированию чувства языка. Большое количество ошибок у детей с высокой степенью выраженности речевого недоразвития, связанных с формированием предложно-падежного управления, - это ошибки выбора падежа существительного ввиду вариативности, существующей в языковой системе, а также выбора предлога. Встречаются также ошибки в передвижении ударения, наращении основы, чередовании согласных, нарушается супплетивизм. Часто дети ориентируются на лексические значения слов, игнорируя грамматические.
Встречаются и менее грубые ошибки усвоения предложно-падежного управления, которые свидетельствуют о том, что уровень владения данными конструкциями у ребенка близок к возрастной норме, но всё же имеются некоторые пробелы.
Вывод по главе 1.
Таким образом можно сделать вывод, что предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. При нормальном развитии речи предлоги появляются после всех знаменательных частей речи. Это период, когда взаимосвязь между словами выражается только флексиями. Раньше всех появляются предлоги, обозначающие пространственные отношения. Затем – время, цели, причины и др. По мере развития речи значения предлогов все более детализируются и обогащаются.
Опыт работы в ДОО показывает, что у детей с ОНР отмечается нарушение понимания и употребления предложных конструкций, падежных окончаний. Вследствие того, что словарный запас крайне ограничен, дети не понимают значения многих слов, испытывают трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, таких как предлоги. Для дошкольников они лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных единиц. Наблюдаются нарушения грамматических связей между словами.
Также дети с ОНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в пространстве. Из-за этого оказываются несформированными пространственные понятия, что приводит к сложности формирования грамматического структурирования речевого высказывания. Наиболее трудно усваиваются предлоги со значением цели, времени, отношения к объектам. Они опускаются, смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных.
Поэтому нужно проводить работу не только по усвоению значения предлогов, но и по правильному оформлению флексий в предложных конструкциях.
Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется проводить ознакомление с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз. Работа над предлогами – составная часть формирования связи слов в предложении и словоизменения
Среди механизмов нарушения предложно-падежного управления в высказываниях детей с общим недоразвитием речи особое место занимает несформированность психологической основы усвоения пространственных отношений, которая связана с недостаточностью ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями./- Ростов н/Д: Феникс, 2015 -45 с.- (Библиотека логопеда).
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.- М.: КД «Либроком», 2012.- 220с.
3. Баронова В.В. Тетрадь - тренажер для формирования навыка образования падежных и предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Издательство «Детство- Пресс», 2019. - 32 с.
4. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.// Словарный запас и грамматический строй,- М.: АРКТИ, 1997.-64 с. цв. таблицы. Серия : «Библиотека практикующего логопеда»
5. Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В. Статья «Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций». Международный научный журнал. Вопросы дошкольной педагогики №3 (06) 2016. Часть II.- с.105-107.
6. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.: Высш. шк., 1986. - 640 с.
7. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. С-Петербург, 1993. -94 с.
8. Волкова Л.С, Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Книга V. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.:- М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 479 с.
9. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец – М., 2004. – 287с.
10. Воробьева О.С. Методика изучения сформированности предложно- падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. https://www.uchmet.ru/library/material/1060405/228991/ Учебно-методический портал.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: «Дество -Пресс», 2007. - 480 с.
12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть первая. Издательство академии педагогических наук РСФСР.: Москва, 1949. - 263 с.
13. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть вторая. Издательство академии педагогических наук РСФСР.: Москва, 1949. -178 с.
14. Глухов В.П. «Онтогенез речевой деятельности». Курс лекций: Учебное пособие. МГПУ; Москва, 2017. - 74 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов.-М.: АСТ: Астрель, 2005.-351, [1] с, -(Высшая школа)
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Выпуск 3.Часть 1.-М.: Национальный книжный центр.- 131с. (Развитие и коррекция).
17. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. - 1956. - № 6.
18. Жукова Н.С и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.- 239 с.: ил.
19. Ионова Н. В. Семантические функции падежных форм и предложно-падежных конструкций имени существительного в речи детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Череповец, 2007. - 19 с.
20. Китаева Н.Н., Мозговая Л.Г. Статья «Особенности усвоения предложно- падежных конструкций дошкольниками с разным уровнем речевого недоразвития»// Материалы Всероссийской, научно-практической конференции по проблемам специального образования, 25-26 апреля 2005г. -СПб.: Изд-во ЛПУ им. А.С.Пушкина, 2005. - с.141-145.
21. Ковригина Л. В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 17 с.
22. Ковригина Л. В. Особенности формирования логико-грамматических структур высказывания у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 2 (42). - С.29-35.
23. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. -СПб.: КАРО, 2006.-ил.
24. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования устной речи у детей.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004-234с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) – СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с, ил.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов. и/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967. - 360с.
28. Лекант, П.А. Современный русский язык: учебник для студентов ву- зов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002. – 557 с.
29. Ленская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». Издательство: РГГУ, 2017. -311с.
30. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
31. Митропольская О.Н. Правильно называем предлоги. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -32 с.
32. Моисеева А.М. Статья «Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР. Журнал «Логопед» 2011 №4,- с 51-61.
33. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей.: Учебно-практическое пособие.-М.: - Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 128 с.
34. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2010,-80 с.
35. Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях.: -5-е изд., испр. и доп. Москва «Русский язык». - 1990. - 353с.
36. Пискленова И.Б. Методическая разработка. Особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми с ОНР. Образовательный //Электронный журнал http://ext.spb.ru/faq/7236-2015-02-20-09-44-49.html
37. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Пространственные представления ребенка // Школьный психолог. -2000. - № 34. - С. 42-49.
38. Синичкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. Издательство: Детство-Пресс, 2012,-160с.
39. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М.: «Просвещение», 1971. -239с.
40. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Грамматика для дошкольников 4-6 лет. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи. Изд. «Литур».-70 с.
41. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. Издательство «Детство – Пресс», 2018. – 320 с.
42. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
43. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). Издательство: «Книголюб». УМК «Обновление», 2007. - 128с.
44. Ульянова. О.В. Статья «Значение предложно - падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня». Сборник статей XXXIV международной конференции. «Гуманитарный трактат» Кемерово. 2019г- с.7-9.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева - М.: Academia, 2001. - 334с
46. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.- Екатеринбург. Изд-во «Арго», 1996.-80с.
47. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Програмно-методические рекомендации / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина.- М. Дрофа, 2009. -189. [3]с.- (Дошкольник, Логопедия).
48. Филлипович И.В. Статья «Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Журнал «Логопед» 2004, №5.- с41-44.
49. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Аркти, 2000. - 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).
50. Цветкова, Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи и у детей с различными формами патологии II Дефектология. [Текст] / Л.С. Цветкова. - М: -2000. 11-18с
51. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000,- 240с.
52. Цейтлин С. Н. Грамматические ошибки в освоении русского языка как первого и как второго // Вопросы психолингвистики. - 2009. - № 9. - С. 43-53.
53. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под. общ. ред. проф. Т.В. Чиркиной.-3-е изд., доп.// АРКТИ, 2003. - с 240.
54. Чохонелидзе Т.А. Вот предлог простой. М.: Карапуз, 2004. - 18 с. Серия: Развитие речи и культуры общения.
55. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. -М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 48с.