Фрагмент для ознакомления
2
Далее самостоятельно с проверкой:
24+29; 24+30;
24+31; 24+38
Вторая улица «Задачная».
Родители на рынке купили рассаду: 43 штуки помидоров и 30 штук перца. Сколько всего рассады купили родители?
Помидор.- 43 шт.
Перца – 30 шт.
III. Заключительная часть.
1. Итог урока.
- Выставляются оценки.
– Понравился ли вам урок?
Таким образом, данный урок будет способствовать развитию коммуникативных УУД посредством коммуникативных задач.
2.3 Проектная деятельность на уроках математики как метод формирования коммуникативных УУД
Целями проектной деятельности являются: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных и исследовательских навыков, умения работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления.
Реализация метода проектов, методики сотрудничества перспективны при изучении математики; правильно организованная работа над проектами вызывает у учащихся и является более результативной, нежели на традиционных уроках. Определяющей чертой этих методов является активная деятельность учащихся как субъектов педагогического процесса. На уроке математики дети учатся вести учебный диалог, отстаивать собственную точку зрения, совершенствуют умение формировать цели собственной деятельности делать выводы по их результатам. Во время общения ученики учатся быть демократичными, критически мыслить, принимать продуманные решения 2, с. 7.
Среди типичных задач, направленных на развитие коммуникативных способностей: подготовка устных рассказов на заданную тему; словесное рисование; составление отзыва на работу товарища; задания типа «закончи предложение ...», «определи ошибку в утверждениях, рассуждениях»; задания для работы в парах или группах, например, задача: «составить кроссворд»; использование трех видов диалога: диалог в большой группе учитель-ученики», диалог в небольшой группе «ученик-ученики», диалог в паре «ученик-ученик»; задания, сопровождаемые инструкцией: «Объясни ...», «Докажи ...» или «Обоснуй свое мнение ...» 2, с. 7.
Учитывая содержательные особенности курса математики и время, отведенное на выполнение программных требований, учебный проект по этому предмету целесообразно организовывать, во-первых, для разнообразия деятельности учеников в случае их успешного продвижения в усвоении основного содержания, во-вторых, когда учебная ситуация в классе актуализировала проблему, которая является приемлемой для решения методом проектов. Остановимся на втором условию и рассмотрим несколько тем учебных проектов, которые педагоги могут предложить учащимся в курсе математики для развития коммуникативных УУД.
1. Прикладные проекты. Игра-путешествие. Чтобы изучение математического материала было эффективным, уместно вместе с учащимися реализовать прикладной учебный проект «Игра-путешествие». Его результатом может быть настольная игра-путешествие на любую интересную для учащихся тему: путешествие по стране, поиски сокровищ, приключения в джунглях, космические путешествия и тому подобное. Дидактический эффект прежде всего будет заключаться в том, что во время создания игры пятиклассники самостоятельно разместят на игровом поле ряд чисел в пределах 100, а во время ее использования – в непринужденной атмосфере будут пользоваться ими. Таким образом, ученики мимоходом освоят операции с натуральными числами, что станет учебным результатом деятельности. В то же время, реальный и интересный результат коллективного дела повысит его ценность в глазах детей.
Принимая решение о привлечении школьников к проектной деятельности, педагог должен выяснить для себя такие моменты:
- существует ли в данной учебной ситуации в классе потребность именно в такой форме работы;
- целесообразно ли в дальнейшем использовать изготовленную игру, например, во время перерывов или во внеурочное время;
- соответствует ли такое дело возможностям учащихся;
- заинтересует ли она детей;
- реально ли найти время для этой работы 3, с. 36.
Идея такого проекта должна возникнуть естественно, например, от мысли сделать настольную игру своими руками. Результатом может быть одна игра, однако работа будет интереснее, если объединить учеников в несколько групп и предложить им изготовить несколько игр по разным сюжетам. Сначала следует объяснить, о какой игре-путешествии речь идет, продемонстрировать детям ее фабричный аналог или изображение.
Игра-путешествие «Спаси принцессу». Целесообразно завести разговор о интересных местах, в которые учащиеся хотели бы совершить виртуальное путешествие (для проекта важно, чтобы инициатива исходила именно от учеников). Определившись с сюжетом, необходимо продумать правила игры, а затем составить план реализации проекта, т. е. вместе с учащимися наметить шаги, которые приведут к желаемому результату.
При обсуждении плана стоит остановиться на таких вопросах:
- для чего понадобится изготовленная игра;
- кто может быть помощником в ее создании;
- какие знания или информация понадобятся во время работы;
- какие материалы потребуются (обратить внимание детей на то, что в работе можно использовать картинки из старых журналов или рекламных листовок);
- в какой последовательности следует создавать игру;
- какой должна быть работа (следует обсудить требования по аккуратности, эстетического оформления, оригинальность раскрытия темы, юмористического представления сюжета и т. п);
- как и кому будет презентована работа.
Поэтапное прохождение этих шагов будет способствовать осознанию детьми в ходе проекта, формированию у них ответственного отношения к делу и умение организовывать свою работу.
В ходе осуществления проекта педагог должен предложить ученикам самостоятельно расположить числа на игровом поле, осуществить самопроверку или взаимопроверку правильности построения числового ряда. Когда игра будет готова, целесообразно учить детей следить за соблюдением ее правил, а также за правильностью счета.
2. Информационные проекты. С учащимися можно реализовать разнообразные информационные проекты: «Какие числа называют «магическими»?», «Древнейшие математические знаки», «Денежные единицы в России», «Из истории измерительных приборов», «Известные математики планеты», «Который час сейчас на планете?», «Математические изюминки».
Интересными для учеников 5 класса станут поисково-исследовательские проекты по темам: «Геометрические тела в архитектуре», «Математика в легендах», «Расстояние до Солнца в разных единицах величины», планирование участка «Приусадебный участок», составление таблицы расходов материалов «Ремонт моей комнаты».
Из творческих проектов учащимся 5-6 классов можно предложить следующие: «Музыкальный задачник», «Числовая мозаика», «Математическая газета», составление задачника «В тридевятом царстве», «Чрезвычайные единицы измерения величин».
Кроме того, развитию интереса к математике будет способствовать привлечению детей к постановке игровых представлений «Как возникла математика» и «В доисторической математической школе», участия в деловых играх «Мой бюджет на месяц», «Как научиться экономить деньги?» и тому подобное.
Приведем пример урока с использованием проектной деятельности в 5 классе.
Тема: Дроби вокруг нас.
Цель проекта. Вызвать у учащихся интерес к математике как науки. Развивать познавательные интересы, коммуникативные навыки, творческие способности, логическое мышление, инициативность, самостоятельность, стремление к самосовершенствованию. Формировать у учащихся интерес к составлению и решению задач; навыки работы в группах. Воспитывать трудолюбие, организованность, самостоятельность.
Оборудование. Проектор, презентация
Ожидаемый результат: Глубокое усвоение учебного материала по теме; формирование навыков работы в группе, работы с дополнительными источниками.
Тип проекта: групповой, информационный.
Рекомендации к уроку.
1. Заранее необходимо предложить ученикам сформировать творческие группы, которые будут работать в разных направлениях:
Группа - «Путешественники в прошлое» - исследуют историю возникновения и происхождения дробей.
Группа – «Исследователи» - ищут информацию, где люди в жизни встречаются с понятием « дробь «.
Группа – «Журналисты» - Где используются дроби в профессиональной деятельности и в повседневной жизни?
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамкина, О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Г. Абрамкина. – Белгород: 2003. – 23 с.
2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. – 2014. – № 2. – С. 7-10.
3. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 35-38.
4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
5. Бунимович Е.Ф. Математика 5 класс / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2014. – 181 с.
6. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учебник. ФГОС Математика. 6 класс/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
7. Липатникова, И.Г. Рефлексивный подход к обучению математике учащихся начальной и основной школы в контексте развивающего обучения: дисс. …доктора пед. наук / И.Г. Липатникова. – Екатеринбург: 2005. – 397 с.
8. Никольский С.М. Математика 6 класс / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2012. – 325 с.
9. Шатова Н.Д. Логические задачи как средство развития рефлексивной деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике: дисс. ... канд. пед. наук. – Омск, 2004. – 198 с.